Воспитательная работа в ДОУ: основные идеи, принципы и направления

Работа воспитателя детского сада исключительно важна для будущего всей страны, потому что ему доверено самое ценное, что есть в каждой семье – это дети. А сегодняшние дошкольники – это будущее государства, поэтому правительство и уделяет столь много внимания вопросам образования и обучения, начиная с самых «стартовых» уровней – яслей и детского сада. Для полноценного развития педагогики каждый сотрудник детского образовательного учреждения обязан знать основные направления воспитателя, непосредственно касающиеся его работы как специалиста по воспитанию детей раннего возраста.

Основные направление деятельности воспитателя ДОУ

В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.

В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:

  • Самообразование.
  • Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
  • Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
  • Расширение образовательного пространства воспитанников.
  • Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
  • Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.

Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.

В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.

Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:

1. Попечение.

2. Воспитание.

3. Надзор.

4. Организация учебной работы.

5. Проведение учебной работы.

Расшифровать это можно следующим образом:

  • Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
  • Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
  • Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
  • Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
  • Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.

Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Духовно-просветительское.
  3. Общекультурное.
  4. Общеинтеллектуальное.
  5. Социальное.

Наличие нескольких формулировок не вносит различных толкований в определение направлений воспитательной деятельности, а только лишь объясняет, «расшифровывает» их.

Что это за работник, что знает и умеет

Прежде чем разбираться, кто такой воспитатель детского сада и какие требования к нему предъявляют, отметим, что при оценке компетенций такого работника следует учитывать нормы специальных документов:

  • федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
  • профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Эти два стандарта касаются всех, кто относится к дошкольным работникам, — нянечек и воспитателей, психологов и логопедов, музыкальных руководителей и педагогов по физической культуре, которые трудятся в частных и государственных детсадах. И на их основании и сведений из Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел, касающийся квалификационных характеристик должностей работников образования) работодатели составляют должностные инструкции с обязанностями, которыми в дальнейшем руководствуются и сами работники, и их начальство.

Если вы намерены выяснить, что должен знать воспитатель детского сада по ФГОС, то придется ограничиться лишь формулировками чиновников о том, чего хотят от такого сотрудника. Он обязан обладать компетенциями, чтобы создавать условия для (см. п. 3.2.5):

  • регулярного общения с каждым ребенком с учетом его чувств и потребностей;
  • поддержки и развития детей;
  • установления определенных правил поведения в разных ситуациях;
  • нормального взаимодействия с родителями.

Подробности о том, какие знания и умения для выполнения обязанностей пригодятся педагогу дошкольного образования, перечислены в ЕКС и профстандарте. В ЕКС указано, что ему необходимы знания законов и образовательных программ, основ педагогики и психологии, методик воспитательной работы, базовых сведений из области экологии, экономики и социологии. К этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием. В профстандарте этот список дополнили нюансами с учетом типа трудовой функции. Так, выполняя развивающую работу воспитателем в детском саду, понадобится умение формировать и реализовывать индивидуальные программы развития, а для реализации обязанностей по воспитанию необходимо умение мотивировать детей на учебно-познавательную деятельность.

Но все это сухие нормативные акты, а в реальной жизни воспитатель детского сада — это человек, который любит детей, имеет большое желание стать их первым проводником во взрослую жизнь, умеет улаживать конфликты. Отлично, если ему удастся найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать ребенка. Такой сотрудник обязан следить за своим внешним видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям.

Если говорить о требованиях к образованию, то обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Не помешают курсы повышения квалификации.

Для эффективного выполнения обязанностей воспитателя в детском саду по ФГОС и профстандарту человеку должны быть присущи определенные личностные качества, среди которых:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать семейный детский сад. Используйте эти инструкции бесплатно.

Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Методист, или старший воспитатель, выступает в роли связующего звена между государственной системой образования, педагогической и психологической наукой, передовым профессиональным опытом и практической деятельностью педагогического и воспитательного коллектива детского образовательного учреждения. В результате основными направлениями методической работы воспитателя-методиста становится способствование становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ.

Согласно требованиям современного законодательства и профессионального педагогического стандарта, основными направлениями деятельности старшего воспитателя и всей методической службы являются следующие:

  • Воспитание и обучение дошкольников в детском саду в соответствии с требованиями современными стандартами педагогики и психологии.
  • Формирование образовательного стандарта ДОУ на базе общечеловеческих ценностей, свободного развития ребенка как полноценной личности, с соблюдением приоритетов здоровья и благополучия воспитанников. В работе ДОУ придерживаться принципов уважения к правам и свободам человека, любви к родной стране, природе и окружающей среде, формирования основ здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек. Также требуется формирование принципов гражданственности, трудолюбия и социальной ответственности с учетом возраста воспитанников.
  • Адаптация деятельности детского сада к особенностям физиологии и психологии дошкольников, а также к социальному заказу.
  • Обеспечение светскости образовательного процесса.

В своей деятельности старший воспитатель детского дошкольного учреждения проводит методическую и учебно-воспитательную работу с целью выполнения следующих показателей:

  • Внесение предложений и изменений в план работы ДОУ.
  • Повышение квалификации педагогов и воспитателей.
  • Поддержка и помощь педагогическому коллективу в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний.
  • Составление сетки проведения занятий с учетом возрастных групп воспитанников.
  • Оказание методической помощи воспитателям, в первую очередь, молодым специалистам и новичкам в работе конкретного ДОУ.
  • Обмен опытом сотрудников.
  • Работа с родителями.
  • Комплектование групп необходимыми пособиями, книгами и игрушками.
  • Анализ состояния учебной, воспитательной и методической работы в ДОУ и принятие мер по ее улучшению и совершенствованию.
  • Аттестация воспитателей и педагогов детского образовательного учреждения.

Обеспечить выполнение всех этих сложных и многогранных задач возможно только при слаженной коллективной работе всех представителей образовательного и воспитательного процесса.

Работа воспитателя по основным направлениям ФГОС ДО.презентация к уроку ( группа) на тему

Работа воспитателя по основным направлениям ФГОСДО

Мы живем в правовом государстве. ФГОСДО-это основной законодательный документ для построения всего образовательного процесса воспитателями ДОУ. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, с учетом Конвенции о правах ребенка и является предметом регулирования отношений в сфере образования.

Если раньше дошкольный период рассматривался, как подготовка к следующему жизненному этапу-школьному, то сегодня одним из отношений к дошкольному детству является поддержка его разнообразия: сохранения, уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Это первоначальный и очень важный этап. Ведь с рождения до 7-8 лет ребенок приобретает навыков значительно больше, чем в последствии ( учится ходить, разговаривать, приобретает навыки самообслуживания и др. )

Ориентируясь на требования ФГОСДО в своей работе воспитатели учитывают:

  1. Индивидуальные особенности ребенка (жизненные ситуации, здоровье и др. );
  2. Возможности освоения ребенком программы.

Образовательный процесс в нашем ДОУ направлен на решение задач, которые определены Стандартом:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.

В детском саду проводятся утренник гимнастики; физкультурные занятия, в том числе на воздухе; спортивные праздники; физминутки; закаливающие процедуры; дети с удовольствием пьют кислородные коктейли. Создана благоприятная атмосфера: воспитатели доброжелательны к детям, используют разные приемы, тщательно готовятся к мероприятиям…

  1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от пола, национальности, социального статуса, в том числе ограниченных возможностей здоровья ребенка.

Наше учреждение посещают дети разных национальностей ( татары, азербайджанцы, армяне и др. народности ). У всех детей равные возможности для получения образовательных услуг. Для детей с плоскостопием проводятся профилактические мероприятия. Дети с нарушением речи получают квалифицированную педагогическую помощь и индивидуальную поддержку.

  1. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования на разных уровнях.

Наше ОУ сотрудничает с близлежащими школами, библиотекой. Ребята посещают школу, ходят на экскурсии, принимают участия в различных конкурсах, мероприятиях, организованных другими ОУ.

  1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями.

У нас в д.с организована развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует реализации творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений между взрослыми и сверстниками.В каждой возрастной группе оборудованы, так называемые функциональные, вариативные центры ( ИЗО деятельности, книжный, театрализованный, конструктивный, игровой, продуктивный и др.). Дидактические, развивающие игры подобраны по возрасту детей. Игровое оборудование полифункционально ( материалы пригодные для использования в разных видах деятельности: детская мебель, модули, маты, природные материалы и др. ); легко трансформируется в зависимости от образовательной или игровой ситуации ( кресло за столом – куклы пьют чай, кресло автомобиля, просто куб; стол – для рисования, прилавок магазина и тд. ). Все игры, игрушки находятся а зоне досягаемости, т.е. доступны детям и безопасны. Организация образовательного пространства обеспечивает: игровую, двигательную и творческую активность, возможность самовыражение детей.

  1. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

На занятиях ставятся задачи не только познавательного, развивающего характера, но и воспитательного. Например: рисуем с детьми комнатное растение – закрепляем знания о строении растения, развиваем память, глазомер, мелкую моторику и воспитываем бережное отношение к природе.

  1. Формирование общей культуры личности детей – ценностей здорового образа жизни, нравственно-культурных ценностей, эстетических качеств.

В ДОУ проводятся мероприятия, способствующие развитию выше перечисленных качеств. Это и ежедневные игровые занятия, развлечения и праздники. Уже стало традицией организовывать «Праздник осени», «Новый год», «День матери», Мама, папа и я – дружная семья» и др.

  1. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм.

Воспитатели ДОУ работают по образовательной программе, основанной на программе п/р. Вераксы. Это комплексная ОП, включающая в себя все образовательные области. Используются и дополнительные программы: «Цветные ладошки» Лыковой по ИЗО деятельности; «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова.

  1. Формирование социокультурной среды.

В НОД воспитатели беседуют с детьми на темы: «Моя семья», «Моя родина Россия», «Любимый Екатеринбург», «Все профессии важны» и др.

  1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей ( законных представителей ) в вопросах развития и образования.

Наш детский сад является консультативным пунктом для родителей, чьи дети еще не посещают детский сад и могут обратиться к педагогическим работникам за консультацией. В детском саду организуются родительские собрания, консультации, круглые столы, брифинги. В фойе и каждой группе оформлены информационные центры.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Это характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного периода:

— ребенок овладевает основными способами деятельности ( в игре, конструировании, общении, познавательной деятельности и др. );

— ребенок овладевает установкой положительного отношения к окружающему миру ( участвует в совместных играх, умеет сопереживать, адекватно проявляет свои чувства );

— ребенок овладевает развитым воображением ( различает условную и реальную ситуацию, владеет разными формами игры );

— …владеет устной речью, использует в общении, строит речевые высказывания, выделяет звуки;

— развита крупная и мелкая моторика;

— ребенок способен к волевым усилиям ( следовать правилам, нормам поведения, личной гигиены ).

Таким образом работа воспитателя осуществляется по всем образовательным областям и в соответствии с требованиями ФГОСДО.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]