Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы


Дневник производственной практики Экологическая практика

Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский педагогический колледж №1»
ДНЕВНИК
производственной практики
Экологическая практика
специальность 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Студентки группы

ФИО

Руководитель практики

ФИО

База практики

ОМСК 2018
Инструктаж по технике безопасности
Учебная экологическая практика

специальность 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Обучающийся группы

База практики

Ф.И.О. обучающегосяДата проведенияДопуск к работеПодпись инструктируемого
1
2

Ф.И.О. должность инструктирующего __________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи) М.П. организации Сведения о базе практики

ДОО

Адрес:

Заведующий

Старший воспитатель:

Воспитатели групп
Список детей

Блохина Аня
Григорьев Коля
Жигульских Марина
Константинов Илья
Иорк Женя
Корниенко Лиза
Меньчикова Наташа
Попов Никита
Лобанов Дима
Суханов Миша
Сивков Дима
Талеров Эдик
Татарникова Лиза
14Савинцев Влад
15Садыков Фаррук
16Шадрин Алёша
17Шуваева Оля
18Гаан Андрей
19Борисов Женя
20Роор Ира

Индивидуальный план ежедневной работы обучающегося

ДатаВиды деятельностиПримечание
Инструктаж по технике безопасности
Знакомство с ДОУ
Знакомство с группой детей дошкольного возраста
Изучение специфики труда воспитателя
Мониторинг эколого — развивающей среды в группе
Мониторинг эколого — развивающей среды в ДОО
Мониторинг эколого — развивающей среды на участке ДОО
Фотоотчёт на тему экологическое пространство

Задание № 1Мониторинг эколого — развивающей среды в группе
В группе растут следующие комнатные растения:

— алоэ, толстянки. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

— хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.

— фуксия, бегония. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

— каланхоэ

— глоксинии

— крассула

-колеус, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Растения соответствуют программе, по которой работает группа.

Растения ухоженные, фуксия, бегония и глоксинии цветут.

В уголке природы нет животных, т.к. у ряда детей аллергия.

Весной в уголке природы проращивают лук.

Предметы ухода за растениями:

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.

Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.

Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха — знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Все рисунки детей помещают в окошки календаря и рядом с ним, даже если они вышли не очень похожими. Во-первых, маленькие творцы запомнят и оценят, что их произведения не остались без внимания, а во-вторых, в рисунках детей шестого года жизни важна не схожесть с оригиналом, а желание поделиться увиденным с окружающими. Чтобы развивать у воспитанников желание наблюдать за погодой и вести календарь, рисовать значки-символы в окошках календаря поручают всем детям по очереди, а не только тем, кто хорошо рисует.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?

Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?

Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?

Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

песок, глина;

сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);

каштаны, жёлуди, шишки;

обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;

чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);

крупы, мука;

семена растений.

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

букет осенних листьев;

корзинка с овощами или фруктами;

грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);

еловая или сосновая ветвь;

макет (поделка) снегиря на ветке;

макет снеговика;

полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака — друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).

О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).

Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.

О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.

О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).

О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.

О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.

О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица 1

Игры на экологическую тематику для детей

Название и оборудование игрыЗадачиХод игры
Экологическое солнышко. Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение.Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка. — Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова — очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер — еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни — из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку. Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям.Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем. Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем — белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных». Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе.Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

Прекрасными наглядными пособиями являются папки, которые педагог оформил сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край».

3,62 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Дидактические игры

Педагоги выделяют несколько типов игр экологической направленности. Например, в трудах А. Бондаренко можно заметить три наиболее часто встречающихся разновидности:

  • игры с использованием различных предметов, в том числе и природных материалов;
  • настольные экологические игры;
  • словесные экологические игры.

Предметные игры

Игры с предметами подразумевают использование в качестве предметов различные природные объекты, например, листья деревьев, шишки, овощи или фрукты.

Эти игры в сочетании с экологическим образованием позволяют добиться и других педагогических задач: они помогают расширить кругозор детей, помочь им развивать свои мыслительные способности, обучают их проводить различные аналитические операции над предметами (такие как сравнение, классификация, например), также это способствует развитию речи (дети учатся правильно называть объекты, обозначать различные действия над предметами, описывать их особенности и предназначение), это позволяет формировать произвольность поведения у детей, их внимание и память.

Используя целенаправленно как можно чаще именно природные материалы, воспитатели помогают детям приобрести и закрепить знания о природе. Педагог может совмещать такие дидактические игры с прогулками, в процессе которых дети непосредственно взаимодействуют с окружающей природой: с деревьями, цветами и другими объектами.

Настольные игры

Настольные игры имеют множество разновидностей, которые отличаются своими задачами, наполнением и оформлением. С их помощи дети также могут расширять свое понимание окружающего мира, уточнять эти знания и формировать мыслительные способности. Существует огромное множество настольных игр.

Например, это могут быть лото, различные лабиринты, пазлы, домино и т.п.

Когда выбираются игры для экологического воспитания, то из настольных чаще всего отдают предпочтение тем играм, в которых нужно подбирать пары картинок.

Для начала детям дают задание из множество разных картинок подобрать пары, имеющие совершенно одинаковые изображения (например, одно и то же яблоко, или один и тот же кустарник).

После того, как дети начали хорошо с этим справляться, им предоставляется следующее задание: нужно объединить те картинки, которые не содержат абсолютно одинаковые изображения, но при этом близки по смыслу (например, все деревья в одну стопу, а все фрукты – в другую).

Когда и с этим заданием дети начинают справляться хорошо, можно еще усложнить задание и просить детей находить те пары предметов, которые отличаются друг от другом формой, окраской или своим расположением.

Когда речь идет о работе с картинками, которые нужно объединить на основании какого-то общего признака, то важно сформировать обобщение, которое бы связывало различные предметы. Например, пусть это будет обобщением «Что растет в огороде». В таком случае разные овощи будут объединены детьми на основании общего признака – места их выращивания.

Существуют также игры, во время которых дети пытаются вспомнить, какую картинку педагог спрятал или перевернул вниз рисунком. Это позволяет не только лучше познакомиться с различными природными объектами, но и помогает развить память ребенка.

Лото представляет собой игру, в процессе которой дети для большой карты подбирают множество различных изображений.

Можно выбрать множество различных тематик лото, связанных с экологией и природой. Подобно этому и организуется игра в домино. Нужно выбирать такие домино, которые содержат изображения, связанные с природой.

Игры с лабиринтами обычно проводятся для старших дошкольников. В них используются фишки, специальный кубик и игровое пространство. Нужно выбирать те игры, которые связаны с природной тематикой. Пусть дети путешествуют на игровом пространстве и таким образом лучше знакомятся с природой.

Сегодня все большую популярность приобретают пазлы, в которых нужно собирать одну общую картинку из маленьких ее частей. Также вместо того, чтобы предоставлять пазлы с любимыми детскими героями, лучше в целях экологического воспитания подбирать что-либо, связанное с природой.

Словесные игры

Словесные игры способствуют развитию мыслительных способностей малышей. Чаще всего в таких играх отсутствует какая-либо опора на наглядные материалы.

Обычно такие игры нужно проводить для детей старшего дошкольного периода. Эти игры можно разделить на три разновидности.

  1. Первая разновидность включает в себя все игры, которые помогают детям учиться находить самые главные отличительные особенности объектов и явлений.
  2. Вторая разновидность представляет собой те словесные игры, которые учат детей сравнивать различные предметы и делать умозаключения типа «похож или не похож», «летает или бегает» и т.п.
  3. Третья разновидность представляет собой набор игр, которые помогают детям обобщать объекты и классифицировать их на основании заданного признака.

Творческие игры подразумевают то, что дети могут выражать свои чувства и впечатления, которые они получили во время экскурсии по красивыми местам или в повседневной жизни.

Также дети могут делиться своими впечатлениями о труде их родителей, что формирует в них адекватное отношение к труду и осознание значения труда в жизни и в природе. Например, можно использовать природный материал для различных строительных занятий – песок, снег, шишки и другие.

Но важно, чтобы взрослый руководил подобными играми. Педагог помогает детям выбирать наиболее подходящий природный материал, правильно его использовать в игровом процессе.

Все эти игры помогают помочь детям развить сильный интерес к природе и желание играть. Взаимодействуя с листьями деревьев, с ракушками, с семенами и цветами дети приобретают способность сравнивать различные предметы, видеть их схожие черты и разницу между ними.

Эти игры очень ценны, так как они не только учат детей взаимодействовать с объектами, но и помогают им лично соприкасаться с частичкой природы, развивают в них бережное отношение к этому. Настольные игры ознакамливают детей с животным миром и с растениями, а также помогают познакомиться с теми или иными явлениями неживой природы.

Эти игры не только уточняют представления о природе, но и помогают систематизировать имеющиеся знания, активизируют мыслительные процессы и работу памяти. Дети приобретают точные конкретные представления о разных животных.

Словесные игры подразумевают активное использование слов и фраз без использования наглядных материалов. Они очень сильно влияют на активизацию мышления, способны привлекать детей к получению новых знаний.

Подвижные дидактические игры

Подвижные дидактические игры также очень важны, потому что удовлетворяют потребность маленьких детей в постоянном движении, помогают приобретать им двигательный опыт.

Для того, чтобы обогатить знания детей в области экологии, нужно проводить игры, раскрывающие различные взаимосвязи окружающего мира, влияние деятельности человека и человеческого общества на природу и окружающую действительность, на взаимосвязь живой и неживой природы.

Существуют игры, которые дают полное представление детям о том, как нужно вести себя на природе.

В результате активного внедрения таких игры в воспитательный процесс дети знакомятся с тем, как устроена экосистема, к чему приводит неразумное использование множества природных ресурсов и как правильно бережно относиться к природе во время пребывания на ней.

Все эти знания и навыки прочно закрепляются в их сознании и сопровождают поведение на протяжении всей сознательной жизни.

Современный взгляд на проблему экологического образования детей дошкольного возраста

 В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию. Авторы раскрыли инновационные формы и методы работы с детьми. Подведён итог, что комплексно-тематический подход помогает реализовать содержание пяти областей.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, бережное отношение, тематический подход, окружающий мир, дошкольный возраст.

Актуальность экологического образования определяется нашим будущим. В настоящее время всё чаще проблема экологии звучит по всем телеканалам. Интернет переполнен проблемами мусора, бедой производственных отходов, гибели животных от пожаров. Не случайно Указ Президента РФ по охране окружающей среды и соответствующее Постановление правительства РФ возвели экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем. Чтобы сохранить и очистить нашу природу необходимо формировать бережное отношение к окружающему миру как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.

Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней.

С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры. Ведь после родителей (законных представителей) детей в удивительный окружающий мир ведёт воспитатель дошкольного учреждения. Экологическое образование выступает одним из компонентом целостного педагогического процесса. Поэтому, планируя мероприятия экологического содержания, мы решаем следующие задачи:

  1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
  2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

– овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

– получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

– получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

– воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

  1. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников.

В своей работе мы применяем комплексно — тематический подход к организации образовательного процесса с целью реализации положений ФГОС ДО. Комплексно — тематический подход подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. Реализация комплексно — тематического принципа тесно связана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Такое построение воспитательно — образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики (принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста, принципы последовательности и систематичности, повторности и наглядности) и реализовать в своей работе с детьми принципы дошкольного образования, заложенные в ФГОС ДО:

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В нашей практике этот принцип проявляется в сочетании разных форм занятий и совместной деятельности воспитателя и детей.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Это проявляется в проектной деятельности.
  3. Поддержка инициативы во всех видах деятельности. Наши дети успешно и с желанием решают ситуативные задачи, создают коллекции.
  4. Сотрудничество детского сада с семьёй. Наши родители воспитанников принимают активное участие в мероприятиях, предлагают интересные идеи для развлечений, оформления группы, помогают оснащать развивающую среду группы.

Белая К. Д.. кандидат педагогических наук подчёркивает, что при организации комплексно-тематического планирования содержание образовательных областей естественным образом объединяется, что даёт возможность педагогу интегрировать образовательную деятельность. Каждая образовательная область имеет своё направление. Так социально — коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, на природе. Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о природных явлениях. Речевое развитие связано со знакомством с детской природоведческой литературой. Художественно-эстетическое развитие подразумевает формирование эстетического отношения к миру природы. Физическое развитие нацелено на становление ценностей здорового образа жизни у детей.

В решении задач экологического образования используем инновационные и традиционные методы и приёмы. Так в игровой деятельности придаём экологическую тематику («Поездка в лес», «Путешествие в пустыню», «Путешествие на север», «Зоопарк» и т. п.).

Наши дети очень любят игровой приём — получение писем — жалоб от пернатых, животных, насекомых. Получая такие письма, дети решают, как им помочь и стараются замечать на улице подобные ситуации.

Проектный метод прочно вошёл в нашу работу. Дети могут самостоятельно выдвигать проблему, и мы вместе с родителями узнали много интересного. Очень запомнились проекты «Красная книга Краснодарского края», «Полезные витамины», «Деревья нашего участка». Этот проект вызвал у детей желание узнать о деревьях Краснодарского края. С этим проектом мы заняли 3 место в региональном конкурсе научно — исследовательских, методических и творческих работ «Мой край — Моя Россия» в 2022 году.

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», дают детям экологические знания, которые они отражают в игре, в самостоятельно — художественной деятельности. У детей развиваются способности преподносить себя публично, раскрывая свои таланты. Родители бывают частыми гостями и участниками на таких мероприятиях. Подготовка к подобным формам работы сближает детей и родителей, а также растёт авторитет нашего детского сада. Природоохранные акции планируются на учебный год. Они очень значимы, потому что дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой. А самое главное, дети видят, что взрослые не только говорят об охране природы, но и активно участвуют. любой акции является продуктивная деятельность детей. Вот некоторые наши акции: «Дом для пернатых», «Столовая для птиц», «Витамины на подоконнике», «Любимый чистый город», «Пусть участок украсят цветы» и др.

В результате:

– дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

– дети стали активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

– дети охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют испытывают удовольствие от этого.

В процентном отношении это выглядит так:

Литература:

  1. Маневцова, Л. М., Мир природы и ребёнок Методика экологического воспитания дошкольников Санкт — Петербург» Детство — пресс»2003г.
  2. Масленникова, О. М., Экологические проекты в детском саду Издательство «Учитель»,2009 г.
  3. ФГОС ДО
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]