Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
— От простого — к более сложному
— От частного — более общему
Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.
Примерная последовательность подачи экологических знаний:
— Природа и предметы, сделанные руками человека.
— Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
— Неживая природа – среда обитания для всего живого: наземная, подводная, воздушная.
— Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой: особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания, приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др, экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.
Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.
В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.
Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
Лидия Варламова
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Кэнчээри»
Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель 1 категории
Варламова Лидия Борисовна
село Хонуу
Оглавление:
Введение
1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.
2. Программы экологического образования и воспитания старших дошкольников.
3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
4. Методы и формы экологического воспитания детей.
5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение.
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Многие ученые считают, что это закономерный результат представлений человека о себе, как о (царе природы, (неисчерпаемости природных ресурсов, результат признания лишь материальной ценности природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит угрозу существование человечества в целом.
Объектом внимания многих ученых, психологов и педагогов, является проблема отношения человека к природе в свете экологического воспитания и образования. Они указывают на необходимость экологизации общественного сознания, которая способствовала бы формированию экологически обоснованного поведения разумных потребностей, экологической ответственности, т. е. формирование экологической культуры.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольного детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Познание природы, деятельность в ней, способность к экологического воспитания ребенка, являются источником его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.
Таким образом, рассуждение об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, является основной для последующего экологического образования в школе.
1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.
Из концепции общего среднего экологического образования РФ «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитании и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Это становление осознано-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи экологического образования- это задачи создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей:
• Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
• Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
• Систематическое повышение квалификации, овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
• Выявление уровня экологической культуры реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического образованиявключает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
В экологическом образованииимеются четыре содержательных линии:
— научно-познавательная;
— ценностная;
— нормативная;
— практически — деятельностная.
Научно-познавательная линия развивает интерес дошкольников к проблемам окружающей среды и формирует представления о картине мира, может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Формируется отношение детей к своему дому, природно-социальному окружению.
Ценностная линия призвана раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Необходимо на доступном материале раскрыть детям значимость и ценность природы, показать что природа не только источник жизненных ресурсов, она в значительной мере обуславливает саморазвитие человека, богатство его индивидуальности. Сверхзадачей данного подхода является образование, воспитание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы.
Нормативная линия содержания-это правило (предписание и запреты)
поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Дети
дошкольного возраста должны усвоить морально-этические правила и нормы по отношению к людям, а значит и к обществу, также гуманное отношение к объектам природы. Следовательно, они приучаются к общечеловеческим нормам морали- усвоение которого может стать показателем общей культуры поведения ребенка.
Практически-деятельностная линия имеет немаловажную роль, в содержании экологического образования дошкольников. Так как в процессе практической деятельности ребёнок учится что, и как делать, развивается сознание, опыт, чувства, формируются и закладываются сами отношения ребёнка к окружающей среде.
В Системе дошкольного и школьного образования в Республике Саха (Якутия)
две взаимосвязанные структуры:
— экологическое воспитание нравственных устоев личности;
— дошкольное экологическое и школьное научно-экологическое образование.
В структуре экологического воспитания нравственных устоев личности в качестве основного стержня, в которую в последствии присоединяются другие формы и методы воспитания, служит этнопедагогика. Каждый народ, населяющий Якутию имеет конституционные права и обязанности сохранить и приумножить свои национальные достоинства и традиции. На основе народных обычаев, традиций, устного творчества формируется народный кодекс о нравственной чистоте личности в национальном плане. Этот кодекс представляет собой целенаправленную экологическую деятельность людей в ряду многих поколений, их природоцелесообразного поведения, бережливости, заботливости, гуманизма и уважения к народной мудрости, культуре своего народа.
В структуре дошкольного экологического и школьного научно-экологического образования основными являются совмещения принципов экологического образования с духовной культурой народа.
В экологическом воспитании детей 1 ступени имеет значение не только их ознакомления с явлениями природы, со средой своего дома, узнавание домашних животных и некоторых представителей дикой флоры и фауны. Очень важны установки о последствиях, связанных с нехорошими отношениями к объектам окружающего мира, проводится развитие чувства гуманности в отношениях к животным, растениям, радости от общения с ними, заботы о своём окружении.
Экологическое воспитание детей на 2 ступени начинается формированием понятий самым простых связей между наблюдаемыми явлениями года, смены времен года, представлений о связи природы с человеческой деятельностью. Начало экологического образования организуется таким образом, чтобы дети сами открывали природу, на основе практического опыта. Большая часть времени отводится наблюдениям за явлениями природы (в различные времена года)
на воздухе и в помещении, проведению однодневных полевых занятий на природе. Дети к концу 2 ступени
воспитания должны иметь представления о фотосинтетической роли растений от условий местообитания, о круговоротах веществ в природе.
2. Программы экологического образования и воспитания дошкольников.
Содержание экологического образования детей отражено в некоторых современных программах воспитательно- образовательной работы с детьми: «Паутинка»
Ж. Л. Васякиной (1994,
«Мы-земляне»
Н. Н. Вересова (1996,
«Наш дом-природа»
Н. А. Рыжовой (1996,
«Юный эколог»
С. Н. Николаевой (1996, программа
«Детство»
(РГПУ им. А. И. Герцена
(1996)
и др.
• Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Наш дом-природа»
-авт., Рыжова Н. А., д. п. н., МГПУ.
Цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.
Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе- начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.
Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
• Комплексная региональная программа «Ребенок и весь мир»
г. Пенза
Содержание программы систематизировано по темам, среди которых выделена тема «Природа»
(неживая природа; мир растений; мир животных; природа и я)
. В задачи работы по данной теме входит знакомство
детей с явлениями, объектами неживой и живой природы, стремления заботиться о растениях, нетерпимости к их бессмысленной порче; формирование экологической культуры, осознанного отношения к природе и другие.
3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
Передача экологических знаний-это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Присутствие в содержании деятельности детей элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, веще й, людям к себе. Опыт показывает, отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении-это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных)
качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации.
В процессе экологического воспитанияимеют место следующие виды деятельности:
-сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе и природосозидающую деятельность взрослых;
-практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.)
;
-создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
-общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира-комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, ласкание, действие по уходу, приучение и дрессировку;
-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
-речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалог)
;
-обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
— наблюдение-самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания-деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самодеятельностью детей, анализ ее содержания позволяют обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
4. Методы и формы экологического воспитания детей.
В экологическом воспитании используются различные формы и методы организации и обучения. Занятия или экскурсии провожу со всеми детьми (фронтальная форма)
или с подгруппами
детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Методы обучения-это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру. В работе использую наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы- это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы-это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Использую для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда-при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа.
5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.
В подготовительной к школе группе в центре внимания стоит работа по обобщению и систематизации детям шире ориентироваться в окружающем. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.
Решение этих сложных задач требует системы специально организованных занятий и создания необходимых условий. В группе создала уголок природы с комнатными растениями (фиалка, хлорофитум, бальзамин, дикая роза, аспидистра, где дети учатся ухаживать и наблюдать за ростом и развитием растений. Уход заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, пересадке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями. Также в уголке имеются календарь природы, альбом наблюдений, природные материалы для занятий, гербарий из местных растений, дидактические и настольные игры, выставки поделок детей из природного материала.
Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о животных, растениях, явлениях природы широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений, экскурсий. Занятия, на которых по развитию словаря и связной речи способствуют выделению признаков, свойств природных объектов, связей и отношений между ними, повышают степень осознанности усваиваемого материала.
При решении более сложной познавательной задачи, требующей развертывания некоторой системы доказательств какого-либо положения, занятия, соединяясь с другими формами работы, составляют элементарную поисковую деятельность. Например, для того, чтобы определить, является ли растение живым организмом, провожу занятие по формированию понятия живое и выявлению основных признаков, отличающих живое от неживого. При рассмотрении растения вместе с детьми определяем наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. В заключении проводится беседа, в которой устанавливается принадлежность этого растения к живому. Организация элементарной поисковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их.
К 6-7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов на занятиях. Задача может быть поставлена в игровой форме. Например, Незнайка решил всех домашних животных поселить в лесу; на занятии дети доказывают, почему этого нельзя делать.
Другим важным требованием к занятиям является организация активной деятельности с познаваемым раздаточным материалом. Элементы самостоятельности, творческого мышления на занятиях активно развиваются, если использовать противоречивые или проблемные ситуации. Например, чтобы сформировать понятие «растения»
,можно поставить вопрос: семя-это растение или нет? При уточнении понятия
«домашние животные»
спросить, относятся ли к ним муха, мышь.
В подготовительной группе вопросы являются стержнем, определяющим и логику занятия, и характер познавательной деятельности дошкольников. Основное место должны занимать те, которые требуют от детей размышления, установления причинно-следственных связей, умения использовать на занятиях представления, полученные в повседневной жизни. Однако вопросы и задания такого типа должны следовать после тех, которые направлены на выявление конкретных признаков предметов и явлений. Это повысить степень осознанности усваиваемого материала, создает необходимую базу для самостоятельных умозаключений.
Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивать его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д. в связи с этим уместны вопросы детям,например: Как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?
Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность познания дошкольника.
В подготовительной к школе группе содержание работы с детьми в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным. Это обусловлено с возросшими познавательными возможностями дошкольников. В естественных природных условиях (на участке, в лесу, в поле, на огороде и т. д.)
детям показывают
многообразие растений и животных, яркие проявления их жизнедеятельности, дают знания о конкретных взаимосвязях живого и неживого.
Необходимо проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними, например, весной выращиваем семена овса, овощных культур (помидоров, огурцов, также летом сажаем в цветнике детского сада однолетники-бархатцы, астры, календулу, петунию и другие цветы.
Заключение.
Главным результат освоения детьми экологических знаний становиться развитие экологического (гуманного, природоохранного)
отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании, и стремлении оказать помощь. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы
экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках экологического образования и воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье. Следует понимать, что результат воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
Литература.
1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., «Дети, взрослые и мир вокруг»
,-М,: Просвещение, 1993.-128 с.
2. Богданец Т. «Экологические знания-первое представление о мире»
.//
Дошкольное воспитание. №12, 2003.
3. Назарова Л. Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2007.
4. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе»
: Методический материал для работы с родителями в
дошкольном учреждении,-М,: Новая школа, 1993.-64 с.
5. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства»
. Рекомендации педагогам, родителям, гувернерам».-М,:
«Мозаика-Синтез»
, 2004.-112 с.
6. Потапова Т. В. «Эколого-воспитательная работа в детском саду»
. // Управление
дошкольным образовательным учреждением. №2,2005.
7. Рыжова Н. А. «О программах экологического образования дошкольников». // Дошкольное образование. №11(131, 2004.
8. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»: Учеб. -метод. Комплекс/ Ин-т развития образования,ЯГУ ПИ: сост. Л. И. Максимова. –Якутск, 2002.-120 с.