Значение экологического воспитания дошкольников
светлана евсеева
Значение экологического воспитания дошкольников
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим,если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:
Представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей (биологическое равновесие)
и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Совместно с родителями и детьми мы создали экологическую книгу (на данное мной стихотворение о живой природе, отношение животным, правила поведения в природе, они рисовали рисунок) Обложку книги предлагаю вашему вниманию!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.
На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества: 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2022 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.
Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей. Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество.
Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», — так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку, раздавить бегущего по тропинке муравья, разорить муравейник, растоптать жука, ударить палкой лягушку, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова и экологическими сказками Н. Рыжовой, сюжеты которых доступны и привлекательны, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Особое внимание уделяю этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик» После беседы по вопросам подвела детей к выводу: Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем.
Темой большого разговора стало стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука». Это произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован как пример для подражания. Вниманию детей предлагаю истории- сказки, в которых все события основаны на реальных фактах жизни природы. Герои их – растения животные, ручейки и речки. Например, экологическая сказка «О чем шепчет ручеек?», «Почему плачет синичка?», «Зеленый путешественник», «Лопушок. Как просто после прочтения экологической сказки выйти на прогулку, найти героя только что прочитанной истории. «Смотрите, вот этот лопушок вырос из того самого семени. Но это уже другой лопушок и совсем другая сказка». И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным. И уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения видишь в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.
Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.
Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.
Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.
А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.
Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями я активно использую такую форму работы, как Экологическая акция.
Например:
Экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево». Главной целью которой является- формирование ответственного отношения детей и их родителей к окружающей природе.
Ненужная бумага — это не мусор, это вторичное сырье под названием МАКУЛАТУРА. С большим энтузиазмом родители участвовали в акции, приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки, рекламную печатную продукцию.
Экологическая акция: «Сохраним елочку-зеленую иголочку». Суть её заключается в том, что в преддверии праздника, например, Нового года, дети несут домой листовки примерно такого содержания: «Мама! Не рубите елочку, она живая!» или «Неужели вы хотите праздновать Новый год под умирающим деревом».
Экологическая акция: «Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом». Зима –это не только веселая пора праздников, но и сильные морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Птицы сильно страдают от холода.
В это время естественный корм практически недоступен для птиц и зачастую они не доживают до весны.
В ходе проведения акции дети много узнают о птицах. Так, например, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях. Как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают. Но самое главное, они поймут, что в наших силах помогать птицам – братьям нашим меньшим, заботиться о них, ведь мы — люди
Я предложила родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. Во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды.
Экологическая акция: «Домик для скворца». С наступлением весны в наши края возвращаются перелетные птицы. Мы задумались, как привлечь скворцов на участок нашего детского сада? Что мы можем для этого сделать? Вывешивание скворечников является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, помогают в борьбе с насекомыми-вредителями и радуют нас своим пением. Для решения этой проблемы мы попросили наших родителей, помочь нам в изготовлении скворечников, которые повесили у себя на участке и наблюдали за жизнью пернатых.
Для расширения представлений детей о явлениях природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.
У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок и т. д. Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.
Дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, различных животных). Большое внимание уделяю и рисованию – дети свое понимание полученных знаний, свое представление окружающего мира переносят на лист бумаги, что помогает им осваивать материал.
Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.
Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.
Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
Ухаживая за растениями и животными, в процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Труд становится более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.
Следующая > |
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.
Экологическое воспитание в семье
Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.
Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.
Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:
- На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
- Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
- Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
- Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.
Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.