Индивидуальный план педагога по самообразованию
Чтобы полноценно проработать тему, а также уложиться в сроки, определённые для этого, педагогу следует выстраивать ход исследования по определённому плану:
- Определиться с темой. Критерием выбора являются затруднения, которые возникают в методической работе педагога с детьми. Так, для многих воспитателей бывает сложно добиться от малышей усвоения правил хорошего тона (дети «забывают» говорить «спасибо, «пожалуйста» и т. д.). В этом случае есть смысл заняться темой «Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет».
- Сформулировать цели и задачи работы.
- Продумать формы деятельности в рамках темы для взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
- Оформить план к работе, озаглавить и описать этапы освоения теории, практики и подведения итогов.
- Изучить теоретическую базу вопроса и систематизировать существующий педагогический опыт (прописать первую часть, теоретическую).
- Разработать систему практического воплощения теории (тематику занятий, методов и приёмов для решения конкретных задач исследования и пр.).
- Презентовать полученные практические результаты внедрения теоретической базы.
Таблица: пример плана по самообразованию в детском саду (фрагмент)
Автор | Наталья Оноприенко, воспитатель МДОУ «Детский сад №15 «Ручеёк», г. Ртищево, Саратовская область | ||
Название | «Гендерное воспитание дошкольников» | ||
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. 2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009. 3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. М.: Учебная литература, 2008. 4. Лыкова И. А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014. 5. Лыкова И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014. 6. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика, № 2, 2013. 7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2006. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь — май | Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье. | Игры по гендерному воспитанию. |
Ноябрь |
| Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!» | |
Февраль |
| Тематическая неделя «Наши защитники» | |
Март |
| Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек». | |
Апрель |
| Тематическая неделя «В мире профессий» | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей дошкольного возраста | Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье» |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе. | Оформление уголка сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, уголка ряженья с учётом интересов мальчиков и девочек. | |
Январь | Консультация «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей». | Информация в уголке для родителей. | |
Апрель | Советы «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?». | Буклеты для родителей. | |
Май | Открытое занятие «Мы — мальчики, мы — девочки». | День открытых дверей. | |
Самореализация | Сентябрь | Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию. | Картотека сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр по гендерному воспитанию. |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Сообщение и презентация из опыта работы «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Отчёт | Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Цит. по: https://prodetskiysad.blogspot.ru/2017/07/samoobrazovanie-gendernoe-vospitanie-doshkolnikov.html |
Этапы работы над темой
Для успешной работы над темой по самообразованию педагогу необходимо свыкнуться к тем, что заниматься данной деятельностью придётся много и регулярно. Программа по самообразованию включает 3 этапа работы.
Это интересно. Если для разработки темы педагог проходит какие-то дополнительные курсы переподготовки, повышения квалификации, то эта информация выделяется отдельным блоком на этапе отчёта.
Теория
На формулировку темы, определение задач, общее изучение теоретической базы выделяется около месяца (август или сентябрь), а оставшийся период вплоть до апреля-мая педагог проводит практическую работу.
- Формулирует тему, цели и задачи.
- Изучает педагогическую литературу по вопросу, используя различные источники информации: печатные издания и материалы сети интернет. Подбор источников педагог делает сам (в библиотеке, в интернете), а также с помощью методиста дошкольного учреждения.
Изучение теории происходит на протяжении всего периода работы с практикой
- Продумывает систему практического применения теоретических знаний.
- Прогнозирует результат, определяет формат мероприятий для отчёта по завершении изучения темы (выступление на педсовете, организация и проведение мастер-класса и пр.).
Предполагаемые результаты
Что представляет собой тетрадь самообразования воспитателя ДОУ? Образец (средняя группа) представлен на фото.
В тетрадь педагог вписывает не только цели и задачи, но и свои ожидания от внедрения проекта.
Например, у детей должны быть сформированы:
- коммуникативные навыки, творческие способности, навыки экспериментирования;
- возможность применения полученных навыков на практике;
- повышена степень самостоятельной деятельности, инициативности, познавательной мотивации;
- социальные навыки, опыт проектной и исследовательской деятельности.
Значимость самообразования
После введения в государственные дошкольные образовательные учреждения новых образовательных стандартов обязательным элементом стало самообразование воспитателя в ДОУ. Средняя группа детского сада – оптимальный период для проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому одним из направлений образовательной деятельности воспитателя может быть изучение и внедрение в практику проектных технологий.
Перспективный план самообразования
Он рассчитан на учебный год, состоит из нескольких составных частей. В сентябре педагог повышает свой профессиональный уровень, развивает любознательность и познавательную активность. Для этого он изучает нормативные документы, знакомится с методической литературой по проектной методике.
С октября по апрель воспитатель занимается накоплением практического материала. Он использует метод проектов в практике ДОУ как инновационную педагогическую технологию, проводит циклы краткосрочных проектов с ребятами средней группы, привлекает родителей к совместным творческим проектам. Для этого можно участвовать в выставках и конкурсах разного уровня, пополняет свой «портфель достижений», публикует материалы в педагогической прессе.
В конце учебного года проводится самоанализ и самооценка деятельности, обобщаются результаты на заседаниях методических объединений, планируется деятельность на следующий учебный год.