План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»


Индивидуальный план педагога по самообразованию

Чтобы полноценно проработать тему, а также уложиться в сроки, определённые для этого, педагогу следует выстраивать ход исследования по определённому плану:

  1. Определиться с темой. Критерием выбора являются затруднения, которые возникают в методической работе педагога с детьми. Так, для многих воспитателей бывает сложно добиться от малышей усвоения правил хорошего тона (дети «забывают» говорить «спасибо, «пожалуйста» и т. д.). В этом случае есть смысл заняться темой «Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет».
  2. Сформулировать цели и задачи работы.
  3. Продумать формы деятельности в рамках темы для взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
  4. Оформить план к работе, озаглавить и описать этапы освоения теории, практики и подведения итогов.
  5. Изучить теоретическую базу вопроса и систематизировать существующий педагогический опыт (прописать первую часть, теоретическую).
  6. Разработать систему практического воплощения теории (тематику занятий, методов и приёмов для решения конкретных задач исследования и пр.).
  7. Презентовать полученные практические результаты внедрения теоретической базы.

Таблица: пример плана по самообразованию в детском саду (фрагмент)

АвторНаталья Оноприенко, воспитатель МДОУ «Детский сад №15 «Ручеёк», г. Ртищево, Саратовская область
Название«Гендерное воспитание дошкольников»
РазделСрокиСодержание работыПрактические выходы
Изучение методической литературыСентябрь — май1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. 2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009. 3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. М.: Учебная литература, 2008. 4. Лыкова И. А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014. 5. Лыкова И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014. 6. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика, № 2, 2013. 7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2006.Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьмиСентябрь — майОрганизация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.Игры по гендерному воспитанию.
Ноябрь
  • Дидактическая игра «Одень куклу»;
  • сюжетно-ролевая игра «День рождения»;
  • рисование «Я и моя семья»;
  • беседа «Как я дома помогаю»;
  • работа с зеркалом «Мои эмоции»;
  • отгадывание загадок о частях тела.
Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»
Февраль
  • Беседа «Мой папа»;
  • игровая программа «Ловкие и смелые, быстрые, умелые»;
  • продуктивная деятельность «Открытка для папы».
Тематическая неделя «Наши защитники»
Март
  • Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»;
  • рассматривание альбома «Мамины профессии»;
  • продуктивная деятельность «Цветы для мамочки».
Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».
Апрель
  • Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи;
  • дидактическая игра «Кто что делает?»;
  • игры-шнуровки «Шьём одежду»;
  • конструирование из строительного материала «Строим дом»;
  • совместная деятельность «Стирка кукольной одежды».
Тематическая неделя «В мире профессий»
Работа с семьёйСентябрьАнкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей дошкольного возрастаАнкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»
ОктябрьПривлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.Оформление уголка сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, уголка ряженья с учётом интересов мальчиков и девочек.
ЯнварьКонсультация «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей».Информация в уголке для родителей.
АпрельСоветы «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?».Буклеты для родителей.
МайОткрытое занятие «Мы — мальчики, мы — девочки».День открытых дверей.
СамореализацияСентябрьСбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.Картотека сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр по гендерному воспитанию.
НоябрьКонсультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».Выступление на педагогическом совете.
ФевральСообщение и презентация из опыта работы «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста».Выступление на семинаре-практикуме.
ОтчётМайОтчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.Выступление на педсовете.
Цит. по: https://prodetskiysad.blogspot.ru/2017/07/samoobrazovanie-gendernoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Этапы работы над темой

Для успешной работы над темой по самообразованию педагогу необходимо свыкнуться к тем, что заниматься данной деятельностью придётся много и регулярно. Программа по самообразованию включает 3 этапа работы.

Это интересно. Если для разработки темы педагог проходит какие-то дополнительные курсы переподготовки, повышения квалификации, то эта информация выделяется отдельным блоком на этапе отчёта.

Теория

На формулировку темы, определение задач, общее изучение теоретической базы выделяется около месяца (август или сентябрь), а оставшийся период вплоть до апреля-мая педагог проводит практическую работу.

  1. Формулирует тему, цели и задачи.
  2. Изучает педагогическую литературу по вопросу, используя различные источники информации: печатные издания и материалы сети интернет. Подбор источников педагог делает сам (в библиотеке, в интернете), а также с помощью методиста дошкольного учреждения.

    Изучение теории происходит на протяжении всего периода работы с практикой

  3. Продумывает систему практического применения теоретических знаний.
  4. Прогнозирует результат, определяет формат мероприятий для отчёта по завершении изучения темы (выступление на педсовете, организация и проведение мастер-класса и пр.).

Предполагаемые результаты

Что представляет собой тетрадь самообразования воспитателя ДОУ? Образец (средняя группа) представлен на фото.

В тетрадь педагог вписывает не только цели и задачи, но и свои ожидания от внедрения проекта.

Например, у детей должны быть сформированы:

  • коммуникативные навыки, творческие способности, навыки экспериментирования;
  • возможность применения полученных навыков на практике;
  • повышена степень самостоятельной деятельности, инициативности, познавательной мотивации;
  • социальные навыки, опыт проектной и исследовательской деятельности.

Значимость самообразования

После введения в государственные дошкольные образовательные учреждения новых образовательных стандартов обязательным элементом стало самообразование воспитателя в ДОУ. Средняя группа детского сада – оптимальный период для проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому одним из направлений образовательной деятельности воспитателя может быть изучение и внедрение в практику проектных технологий.

Перспективный план самообразования

Он рассчитан на учебный год, состоит из нескольких составных частей. В сентябре педагог повышает свой профессиональный уровень, развивает любознательность и познавательную активность. Для этого он изучает нормативные документы, знакомится с методической литературой по проектной методике.

С октября по апрель воспитатель занимается накоплением практического материала. Он использует метод проектов в практике ДОУ как инновационную педагогическую технологию, проводит циклы краткосрочных проектов с ребятами средней группы, привлекает родителей к совместным творческим проектам. Для этого можно участвовать в выставках и конкурсах разного уровня, пополняет свой «портфель достижений», публикует материалы в педагогической прессе.

В конце учебного года проводится самоанализ и самооценка деятельности, обобщаются результаты на заседаниях методических объединений, планируется деятельность на следующий учебный год.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]