Направления нравственного развития дошкольников
Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.
Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.
Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.
Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 460 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 260 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.
Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:
- Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
- Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
- Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
- Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
- Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.
В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.
Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства.
Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства
Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:
— нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);
— нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);
— нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).
Нравственное развитие в раннем детстве.
Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:
— нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
— выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;
— выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;
— требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности;
— нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
— у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
— нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;
-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.
Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:
— в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;
— первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.
Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
— возрастает действенность нравственных представлений;
— возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на выработку у них нравственных чувств, представлений и ориентиров социальной деятельности, а также привычек поведения и мотивов социальной деятельности.
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на решение двух групп задач:
- Задачи по разработке механизма нравственного развития ребенка. Эта группа задач является постоянной и устойчивой. Механизм нравственного развития связан с выбором форм, методов и технологий организации воспитательной деятельности, ориентированных на выработку у воспитанников нравственных идеалов, которые соответствуют конкретному этапу социально-экономического развития общества.
- Задачи по формированию у личности определенных качеств, социальных навыков. Эти задачи отражают необходимость достижения определенного уровня развития общества и удовлетворение его потребностей. На каждом историческом этапе развития общества, ему требуются люди, наделенные определенными качествами. Поэтому, задачи данной группы меняются в соответствии с динамикой развития социальной среды.
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на:
- Воспитание основ культурного поведения и культурного взаимодействия в социальной среде;
- Воспитание навыков коллективного взаимодействия;
- Воспитание основ гуманизма и гуманных качеств личности;
- Воспитание трудолюбия;
- Воспитания патриотических качеств.
Понятие семейно-нравственного воспитания
Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.
Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.
Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.
По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.
3 важных шага
, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03
Аудио запись: Нейро-аф
Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аф
Заберите Ваши подарки!
С самого раннего детства ребенок наблюдает за родителями, повторяет их поведение, старается во всем подражать, перенимает привычки. Другого примера в его жизни нет, поэтому любая форма взаимодействия старших между собой воспринимается как единственно правильная. Даже малыши всегда чувствуют обстановку в семье, как относятся друг к другу мама и папа. Речь идет об интонации, с которой они общаются между собой; манере общения, тембре голоса по время разговора. Любые поступки, жизненные эпизоды, ситуации в семье и способы их решения отражаются на психике ребенка сейчас, и скажутся в будущем. Родители играют настолько важную роль в формировании отношения у ребенка ко всему, что его окружает.
Таким образом, предназначением нравственного воспитания является развитие четких нравственных требований и правил.