Когда начинать формировать нравственные качества личности
Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.
К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.
Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России
Этапы нравственного развития ребенка
Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.
- Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
- Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
- Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
- Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
- Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
- Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников зиждется на нескольких важных «китах»:
- жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
- гуманное отношение к своим и чужим;
- развитие культурных навыков;
- рост и гармоничное развитие ребенка как личности.
Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.
Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.
Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.
Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок и советской мультипликации
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор:
Мигалева Марина Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №1 Россия, Белгородская область г. Алексеевка
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать — значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.
Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.
Общечеловеческие ценности — реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.
На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность,
дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.
В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент.
Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно.
В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми,
ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей.
Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, — не раз говорил святой Иоанн Златоуст. [1, с. 52]
Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести — язва общества.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”. [3, с. 342]
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально — положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании
чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.
«Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми».
Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытыва л максимум положительных эмоций. [4, с. 120]
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”.
Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.
Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.
Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.
Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и
нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении.
Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.
Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это — чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других.
И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему.
Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых — направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность.
Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми.
Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями.
Главное очевидно — если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.
Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности — устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни — все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.
В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям.
Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое…
Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.
Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.
Список литературы:
- Богданова А. “Не спасут нас ризы черные, не погубят ризы белые… ”. О мирском подвиге Иулиании Лазаревой.: Сценарий литературно-духовного урока. Духовно-нравственное воспитание 2004, №1, с.48-56.
- Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского — М.: Пересвет, 2004 — 42с
- Духовные истоки воспитания. Альманах, №1, 2002 — М.: изд-во Моск. Патриархии, 2002- 4. Шестун Е., протоиерей Православная педагогика: Учеб. Пособие. — М: Православная педагогика, 2002-575.
- 160сСлярова Т.В., Янушкавичева О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учеб. Пособие. — М.: Покров, 2004- 142с
- Духовные истоки воспитания. Альманах. Тематический выпуск: Православная культура в школе. — М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2003 — 170 с.
Следующая > |
Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации
Личный пример
Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.
Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.
Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.
Умение делиться
Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.
Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.
Забота об окружающих
Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.
В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.
Усваиваем главные этические нормы детсадовца
Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.
- Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.
Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:
- Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
- Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.
Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддерживающие воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей; а также пробуждения духовности с помощью ознакомление их с духовным наследием прошлого.
Ключевые слова: духовность, нравственность, обычаи, семья, махалля, духовными наследиями, становление личности.
The article discusses the formation and development of spiritual and moral values in children of preschool age in the family, on the basis of customs and traditions; social institutions: preschool educational organization, school, mahalla: complementing and supporting educational work for the purpose of spiritual and moral development of children; as well as the awakening of spirituality by familiarizing them with the spiritual.
Key words: spirituality, morality, customs, family, mahalla, spiritual heritage, personality formation.
Духовность — источник роста и могущества человека.
И. А. Каримов
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос здоровым, счастливым, жизнерадостным и умным. В этом помогают педагоги-воспитатели, не только в количественном развитие ребенка, но и в качественном отношении. То есть, когда мы говорим о качественном развитие ребенка, подразумеваем о его умственные, духовно-нравственное развитие. Воспитывать молодое поколение в соответствие с духовно-нравственными нормами значима для дальнейшего процветания общества. А основная ячейка общества — это семья, в которой создается благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям.
Семья — это основная ячейка общества. В семье начинается воспитание, там человек проходит начальный этап социализации — впервые узнает, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и что нельзя, учится быть добрым, справедливым и ответственным, ценить поддержку окружающих и помогать другим. А ребенок копирует поведение родителей, внедряет его в свою жизненную тактику, поэтому стоит быть примером для своих же детей, начать с себя: делать больше добрых дел. Есть такая пословица — «Птичка делает то, что видела в своем гнезде». Даже если взрослый говорит, что ругаться, драться плохо, а сам дерется, не будут действовать его слова, ребенок чаще всего подражает нашим поступкам.
Права и обязанности родителей по воспитанию детей установлено в Конституции Республики Узбекистан. Статья 73. Права иобязанности родителей по воспитанию иобразованию детей: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [1]
В узбекских семьях воспитывают своих детей так, чтобы результат этого воспитания дал плоды не только родителям, но и Родине. Учат уважать старших, здороваться (в узбекских семьях также особое внимание уделяется к культуре приветствия), благодарить и просить прощения за свои поступки. В формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективность достигается так же в больших семьях.
Это те семьи, где живет несколько поколений, ведущих совместный быт. Например, мама, папа, их родители, бабушки, дедушки и дети. Дети, выросшие с бабушками и дедушками, резко отличаются своим умом, внимательностью и чуткостью, а также у них богат словарный запас.
Сохранение и передача культурных ценностей и семейных традиций обеспечивает крепкую связь между поколениями и внутри семьи. В семье, где свято чтятся традиции, обычаи, отношения между партнерами более крепкие и уважительные, чем там, где этого нет. Через традиции и обычаи мы познаем народные ценности.
Рис. 1.
Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно отметить, что традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры и это непосредственно влияет на духовно-нравственное воспитание детей.
Уровень духовно-нравственного развития и воспитанности человека заложен в основе любых его поступков, формирует его ауру (оболочку, облик), определяет систему личностных ценностей и характера. Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста имеет свою особенность. У ребёнка в дошкольном возрасте духовно-нравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дошкольник начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней. Дети в этом возрасте способны употребляют в своей речи слова, обозначающие нравственные качества и их противоположность (добрый — злой, жадный — бескорыстный, честный — лживый, и пр.)
Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе. [3]
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, гибкостью нервной системы детей дошкольного возраста. Ребенок непроизвольно, подражательно усваивает поведение окружающих людей. Он стремится работать так же ловко, аккуратно, как педагог- воспитательница. [3]
Таким образом социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля — помогают, поддерживают и дополняют воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей. Возникает вопрос: почему махалля? Важный фактор духовного развития общества — это махалля. Она своеобразное зеркало духовного климата и обстановки в нашей стране. В махаллинском сообществе у ребенка обогащается общественное сознание через жизненный опыт аксакалов, личный пример старших, нормы коллективного поведения. Махалля сохраняет и развивает национальные, культурно-исторические и духовно-нравственные ценности; воспитывает подрастающее поколение в духе любви к Родине.
В Республике Узбекистан обучение и воспитание издавна связывалось с развитием духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Целью духовно-нравственного воспитания является формирования всестороннее, гармонично развитой личности. Нет единого понятия духовности, существуют различные определения и в них можно выделить общее.
Духовность — это критерий (мерило) всех взглядов человека, это неизмеримая сила, пробуждающая совесть, призывающая человека к духовному очищению и обогащению, укрепляющая волю, внутренний мир человека, формирующая целостность веры и убеждений. [3]
Рис. 2. Формирование у детей положительных качеств
Для пробуждения духовности у детей дошкольного возраста не менее эффективно ознакомление их духовными наследиями прошлого: жизнь и дела великих предков узбекского народа. Великие борцы за независимость Родины как Спитамен, Джалалиддин Мангуберды, великий полководец Амир Темур. Лучшие образцы национального духовного наследия, научные, религиозные и светские взгляды великих предков и жемчужины мировой культуры: свободолюбивые идеи великих мыслителей, концепция справедливого общества Аль-Фараби, мировые открытия Аль-Хорезми, Аль- Фергани, научный подвиг Аль-Беруни, великие труды Ибн-Сины (Авиценны), Улугбека, взгляды Алишера Навои на проблему человеческого совершенства. [2]
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное становление личности происходит на протяжении жизни. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для духовно-нравственного развития детей. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. 1991г
- И. А. Каримов «Высокая духовность — непобедимая сила» 2008 г.
- Толковый словарь Ожегова 2007 г.
Нравственное воспитание в детском саду
Детские дошкольные учреждения, вне всякого сомнения, наравне с родителями играют важную роль в духовно-нравственном развитии детей.
Занятия в детском саду включают в себя не только усвоение каких-либо знаний в теории, но и применение их на практике. Дети с малого возраста привыкают к дисциплине, учатся отличать игровое время, когда можно пошуметь и расслабиться, от учебного, когда следует вести себя тихо и внимательно слушать воспитателя.
Интересен опыт некоторых из них, когда воспитатели активно вовлекают в духовно-нравственное воспитание в ДОУ и семьи своих питомцев. Кое-где работают так называемые школы молодых родителей, с помощью которых проводятся ознакомительные прогулки по ближайшим окрестностям. Дети вместе со взрослыми в частности познают, что такое родной край, как его надо любить и беречь.
Когда проходят такие общие детско-родительские мероприятия, папы и мамы получают возможность увидеть свое чадо как бы со стороны, в не знакомой им ситуации, видят, стоит ли обратить на что-то особое внимание в домашнем воспитательном процессе.
Образование и нравственное воспитание
1. Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и проч. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.
2. Образец веры для детей — их родители. Тлеющая вера родителей неспособна воспламенить сердца их детей горячей верой Богу. У ребёнка огонь веры разгорается не от правил (они помогают вере не угаснуть), а от окружающего его духа веры и любви. Он должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, образа мыслей, из образа жизни, взаимных отношений членов семьи.
3. Необходимо в первую очередь дать ребёнку не только знание о Боге (усвоение религиозных истин), а Знание Бога (восприятие Бога внутренним чувством). Ребёнка следует учить (в т.ч. собственным примером) обращаться к Богу (с благодарностью, просьбой, покаянием) и оценивать любую ситуацию с т.з. воли Божьей, выраженной в Евангелии. Само слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь с Ним. Задача религиозного руководства заключается в том, чтобы помочь ребёнку сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться соблазнам чувственности и гордости.
4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно сказать, что его поведение неприятно (противно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стремимся быть несчастными и отворачиваемся от Отца Небесного. Можно объяснить, что любой грех лишает нас божественной благодати и мы становимся беззащитны перед злом.
5. Старайтесь дать ребёнку гармоничное знание о Боге, о том, что Творец Вселенной не просто «добрый фокусник», выполняющий любое желание, что у Него Своя воля, что Он премудр и никогда не ошибается, никогда не перестаёт быть благим, даже, если нам не вместить Его волю. Бог уважает нашу волю, но и мы должны смиренно принимать Его волю и не роптать.
6. С раннего детства объясните ребёнку, что смерть — не конец, смерть — это дверь в иной мир; что есть смерть физическая, а есть смерть духовная — нежелание знать Бога и исполнять Его волю, выраженную в Его Заповедях. Объясните, что души всех людей бессмертны, временно смертны лишь наши тела.
7. Важно дать ребёнку не просто умозрительную, но деятельную веру. Если у нас есть неверующие родственники, то нужно не мучать себя вопросами об их участи, а молиться за них. Если кто-то из близких умер, то нужно помочь ему молитвой, а не просто изводить себя горем, ведь его душа очень нуждается в нашей помощи!
8. Необходимо опережение нравственным образованием рационально-информационного.
9. Оценивайте поведение детей через призму Заповедей Божиих. Выучите их вместе с ними. При нарушении объясняйте, какую заповедь Божию они нарушили, какой грех совершили. Ребёнок должен осознавать, что своими делами он радует и огорчает не только родителей, но и Бога.
10. Паломнические поездки имеет смысл совершать только с церковными паломническими службами, экскурсоводы которых могут грамотно излагать церковное вероучение.
11. Твёрдо пресекайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что первый лжец — дьявол.
12. Важно сформировать у детей навыки духовной безопасности, систему нравственных оценок.
13. Научение ребенка христианскому прощению обид не исключает умение дать сдачи, постоять за ближних, ведь к трусу сложно применить понятие «прощение».
14. Милосердие воспитывается через жертву. Можно начать с малого — отдавать уже ненужные игрушки. Важно предоставить ребенку возможность оказаться в ситуации, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии, а не только зубрить «Блаженны милостивые…».
15. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает ему рассказывать о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог. Душа должна учиться быть благодарной.
16. Не утаивайте от ребёнка сложные вопросы, особенно от подростка. Если Вы не поможете найти взвешенный ответ, то за вас это сделают отпавшие от Церкви или богоборцы в выгодном им ракурсе. Объясните, что Церковь — это аналог больницы, а одно из имён Бога — Врач. И с нашей стороны неразумно судить других за то, что они больны не теми же страстями, что и мы.