«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»
Автор: Кучер Людмила Петровна
Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС» Солнышко»
«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»
Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников.
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует
полёту воображения; музыка придаёт жизнь
и веселье всему существующему…
её можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. При проведении НОД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщаться к художественной и творческой жизни. Поэтому целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- создание условий для спонтанных творческих проявлений.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть и проявлять творческие способности.
- Дает право детям в выборе музыкального репертуара, знаний, умений, навыков,
- Ориентируется на индивидуальные возможности и способности детей.
Нормой музыкальной жизни в детском саду, как и в моей деятельности, становится интегрированная музыкальная деятельность. Цель этого вида – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыке, живописи, театре, хореографии, поэзии), выразительных особенностей их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ и многих других. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле. Все виды НОД способствуют решению следующих задач:
- Сохранению и укреплению здоровья детей;
- Развитию сенсорных и моторных функций.
- Формирование потребности в двигательной активности;
- Приобретение навыка правильного дыхания;
5.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);
- Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
- Формирование гармоничной личности.
Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии
расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.
С использованием ИКТ
в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
- развития коммуникативных навыков,
- работы над ощущением формы,
- развития двигательной координации,
- развития чувства ритма.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры:
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- повышают общий уровень организации ребёнка;
- направляют на развитие чувства ритма, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Ритмодекламация под музыку
– синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст можно петь и ритмично декламировать. Например, стихотворение «Апрель» С. Маршака.
Методика Карла Орфа
открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельному творчеству. Проведенные мною НОД на тему «Осеннее настроение», «Зимняя фантазия», «Путешествие в весенний лес», способствовали развитию чувства ритма, творчества в игре на музыкальных инструментах и свободной пляске, слышать «музыку природы» через восприятие музыки.
Метод проектирования
Современный метод интеграции деятельности, позволяет решить комплекс задач, подчиненных одной теме. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Тема патриотизма
актуальна и значима в работе нашего детского сада. Этой теме я уделяю особое внимание, ведь она учит детей доброте, великодушию, любви к своей Родине и родному краю, уважению к своим родителям и друг другу. Дети участвуют в праздничных и фольклорных мероприятиях, узнают много нового о народных традициях: «
Люди пожилые, сердцу молодые
»;
«Край мой северный Ямал»;
«В дружбе наров – единство России»;
«Тепло
сердец для любимых мам»;
«Цветик – семицветик» — День семьи и другие.
Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Анализ работы показывает, что методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.