Ход игры:
Мы – солнечные зайчики, озорной народ.
Мы с Солнышком – веселнышком водим хоровод.
То убежим, то спрячемся, нас просто не унять,
Эй, Солнышко – веселнышко, попробуй нас догнать!
(Дети стоят в кругу, в центре которого – Солнышко. Дети двигаются по кругу, на слова «прячемся»
приседают на корточки. Далее выполняют любые плясовые движения, по окончанию пения Солнышко
старается запятнать играющих)
12. Треска и сети
(подвижная игра с пением для детей 6-7 лет)
Выбор музыкальных игр
Подборка должна проводиться с особой тщательностью и учитывать:
- возраст ребенка (детей);
- наличие или отсутствие каких-либо музыкальных знаний и навыков;
- доступный для проведения занятий инвентарь.
Отметим также, что развивающие музыкальные игры для детей бесплатно предоставляются некоторыми сайтами в Интернете; скачать их не трудно, главное при этом – определить, насколько точно та или иная игра соответствуют возрасту ребенка, а также поставленным целям и задачам.
Правильно подобранные и проведенные музыкальные дидактические игры значительно обогащают внутренний мир каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию.
Подвижные игры
Ход игры:
Перед началом игры дети образуют 2 круга, один в одном. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки – они в ходе игры изображают сети. Игроки внешнего круга за руки не держатся, это — рыбы. Под музыку сети двигаются хороводным шагом вправо, а рыбы друг за другом влево (шаг с носочка, руки слегка отведены назад, ладони двигаются, имитируя движения плавников).
Все поют:
«Как на промысел трески вышли в море рыбаки,
Сети расставляют, песню напевают»
Затем все останавливаются. Игроки внутреннего круга поднимают соединённые руки вверх и поют: «Ты ловись, треска, ловись, в наши сети попадись!
Ждёт сегодня рыбаков замечательный улов!»
В это время игроки внешнего круга — треска – могут свободно вбегать в сети и выбегать из них. Сеть не может задерживать рыбу.
На последнее слово песни сеть опускается, то есть все игроки внутреннего круга опускают соединённые руки вниз и приседают. Пойманная «рыба»
становится во внутренний круг, который увеличивается в размерах, после чего игра возобновляется, либо игроки —
«рыбы»
и игроки –
«сети»
меняются ролями.
13 Осенние листья
Ход игры:
В зале на полу лежат осенние листья с разных деревьев (можно использовать настоящие листья, либо листья, изготовленные из картона)
Дети спокойным шагом в ритме музыки ходят по залу в разных направлениях между листьями («гуляют по лесу»
)и поют:
«Мы в лесу осеннем весело гуляем,
Листья собираем, все деревья знаем»
Дети останавливаются, продолжают петь, поочерёдно отводя правую и левую руки в стороны («показывают на деревья»
):
«Вот берёза, вот осина,
Тополь, клён, дубок, рябина».
Хлопают в ладоши в ритме музыки и поют:
Раз, два три, раз, два, три, ты листочек подними»
Каждый ребёнок поднимает один любой осенний лист, находящийся рядом.
Педагог называет имя ребёнка. Ребёнок называет свой лист: «У меня кленовый лист»
Примечание: Игра может проводиться и в кругу
(в хороводе)
. В этом случае осенние листья
(по количеству детей)
должны быть разложены внутри круга, а каждый ребёнок – поднять и назвать лист, напротив которого он остановился.
14 Мышка в огороде
Слова и музыка Е. Кузнецовой.
Из опыта работы«Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка детский сад
«Берёзка»
Из опыта работы
«Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
музыкальный руководитель
1 кв. к. Иванова С.И.
08.11.2019г
п. Агаповка
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Слайд №2
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Слайд №3
Проблема:
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Музыкально — игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.
Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.
Слайд №4
Актуальность
избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.
Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Слайд №5
Практическая значимость
состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.
Слайд №6
Научная новизна и теоретическая значимость опыта
состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами музыкально — игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально- игровых технологий.
Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий при помощи игровых приёмов и ситуаций должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.
Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.
Слайд №7
Цель:
Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
• Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.
• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность .
• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
• Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.
• Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Слайд №8
Алгоритм музыкального занятия и использование игровой деятельности в моей практике.
- Приветствие.
- Музыкально- ритмические движения.
- Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
- Пальчиковая гимнастика.
- Слушание музыки.
Изобразительные движения и жесты, мимика. - Распевание, пение.
- Танец, игра.
Слайд №9
В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.
Процесс игровой деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.
Слайд №10
Например «Птичий двор» — готовлю атрибуты: петушка, курочку, цыплёнка, кубики или погремушки.
Приветствие:
Здороваемся с петушком, курочкой и цыплёнком — подражая их голосам.
Музыкально- ритмические движения.
Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.
Играем на шумовых инструментах:
Петушок в руках воспитателя пляшет.
Пальчиковые игры
: показываем — как петушок и курочка открывают клювики.
Слушание:
Курочка . Н. Любарского
Пение:
Петушок Р.Н.П., Цыплята муз. А.Филиппенко сл. Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)
Танец:
Под Р.Н. мелодию, машем «Крылышками», топаем, выставляем ножку на пяточку, и т.д. Петушок или курочка у воспитателя на руке.
Игра:
«А я, строгий петушок, Золотой гребешок. Буду вас догонять и в курятник загонять!» Дети бегают, Петушок догоняет. – под весёлую музыку.
В конце занятия Петушок прощается с детьми.
Слайд №11
Приветствие.
Обычно занятие начинаю с распевания и песенок «Приветствия»:
«Здравствуйте, ребята». Дети отвечают пением: «Здравствуйте!» Далее пою: «Здравствуйте, котята!». Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т.д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром.
Музыкально- ритмические движения.
Так же, использую логоритмические песенки «Приветствия» . Например: песенка — «Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп, хлоп.» — где дети, приветствуют и демонстрируют свои части тела: (хлопают, топают, поглаживают щёчки, чмокают губками и т.д.)
«Зашагали ножки…»
Зашагали ножки прямо по дорожке — дети идут маршевым шагом.
А в конце дорожки встали наши ножки – останавливаются.
Всем кто рядом здравствуй, говори.
Здравствуй! Здравствуй! – снова повтори. -2 р.
Слайд №12
При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
При выполнении любого плясового движения, например «Пружинка» можно использовать « подговорки» — рифмованные стишки с описанием движения.
Слайд №13
Например: ПРУЖИНКА.
На полянке два жука Танцевали гопака.
Приседали, приседали, Подперев свои бока.
РАСПАШЕНКА.
Шире руки распахните Друг на друга поглядите,
Распахните не спеша, Будет пляска хороша!
Дети Младших групп
обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» .
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
кошечка (мягкий шаг), мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, осваиваем движения прыжок, пружинка, подскоки.
СТАРШАЯ ГРУППА
пружинка с лодочкой,
А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с танцами: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить .
Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально – ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулировать их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Слайд №14
Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
Работу над ритмом провожу с музыкальными (шумовыми) инструментами и без.
Объясняю, что ритм есть во всём: в музыке, в движениях и словах. Прошу проговорить и прохлопать, свои имена, знакомые стишки и т.д.
Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем
(тихо или громко, медленно или быстро и так далее).
Слайд №15 фото
Слайд №16
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Пример: «Мы капусту рубим…»;
Слайд №17
«У девочки у Зиночки полная корзиночка…»
В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых .)
Упражнения на правильное дыхание
«Понюхать цветок»,
-вдох короткий носом, выдох длинный ртом. «Самолёт» — вдыхаем через нос –«Заправляемся», «Гудим , летим» -«У-У-У» долгий выдох через рот – кто дольше пролетит.
Слайд №18 Слушание музыки.
Я предлагаю детям закрыть глаза и прислушаться. В это время включаю фонограмму «звуки леса», «Болезнь куклы», «Охота» -сентябрь из сюиты «Времена года» Чайковского и т.д. предлагаю рассказать детям что они представили слушая музыку. Какая музыка : грустная или весёлая; быстрая или медленная и т.д. Затем говорю название музыкального произведения, показываю портрет композитора, рассказываю, о чём писал музыку композитор. И мы сравниваем представления детей с замыслом автора.
Слайд №19
В слушании основная цель — услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях. Малыши учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе дети могут уже анализировать прослушанное, учатся составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности.
Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм , или могут встать и промаршировать как солдатики. Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Объясняю, что выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающий действия отдельных персонажей. При слушании муз. произведения, нужно ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, помочь ребенку найти выразительные движения и мимику.
Слайд №20; 21; 22.
С выразительностью мимики мы работаем так: Например, спрашиваю детей: «Знаете, что такое «мимика»? Выслушиваю их ответы, предположения, затем поясняю «Мимика – это изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо — когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т.п.» (Дети показывают.) При прослушивании прошу детей показать лицом какая музыка (грустная или весёлая).
«А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что — же это значит». Показываю жесты «до свиданья», «тише», «нет», «да», дети угадывают. «Может мне кто-то из вас ответить, как называется «язык» на котором я с вами говорила?» Поясняю: «Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам».
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например, «скачут» как лошадки котятки резвятся и т.д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности. Также в младших группах дети могут исполнять простые этюды: после прослушивания музыки предлагаю совершить прогулку по лесной полянке(дети с удовольствием гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращаю внимание , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику и т.д.
Слайд №23-26. Песня
В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки , провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.
Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого использую песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Например: «Жил в лесу колючий Ёжик» Н. Зарецкой, И.Бодрячев,
Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.
Много времени уделяю вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни: «Пирожки»…, «Ёжик с Белочкой»….,«Как кричит крокодил» , «Про жука» О.Буйновской, И.Чернецкой; «Капельки» (),и другие. Перед инсценировкой провожу беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа.
Слайд №27-30.
Танец
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.
В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность петь не только любимые песни, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Слайд №31-32. Применение ИКТ
раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством музыки, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Показать какие бывают музыкальные инструменты, познакомить детей с музыкальными профессиями и т.д. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т.д.).
Слайд №33; 34
Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.
Слайд №35; 36; 37.
Мною были приобретены и изготовлены дидактические пособия, которые помогают в решении данной задачи. Изготовила вязанные маски персонажей, грибочки, листочки и т.д. Такие как картотеки: , «Путешествие в мир эмоций»; «Музыкальные игры»; «Логори; «Подговорки» — к танцевальным движениям; «Пальчиковые игры» и т.д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности.
Стараюсь составлять сценарии праздников так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («В гости к мишке», «Осень в гости мы зовём», и т.д.).
Включение игровых технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием.
Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.
Слайд №38. Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях:
— дети легче усваивают и запоминают материал занятий;
-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Слайд №39.Методическая литература.
В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» Слайд №40 Спасибо за внимание!