Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный со становлением и развитием психических процессов человека.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. В первые годы жизни речь выступает вначале как средство общения, обозначения, далее она становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Этому способствует ряд причин, к которым можно отнести и ухудшение состояния здоровья детей, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, которое чаще всего проявляется в дисбалансе семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, не организован). Все это ведет к снижению внимания, памяти, познавательных процессов восприятия.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка следует использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию дошкольников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка — раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что мышление детей в дошкольном возрасте носит наглядно-образны характер).
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук — сравнительно новое средство обучения.
У детей с речевыми нарушениями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как сказано выше, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем –использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
· пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
· ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
· формировать грамматические категории;
· развивать связную речь;
· формировать психологическую базу речи;
· совершенствовать мелкую моторику.
Для нас лэпбук — уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность построить работу по речевому развитию с детьми с нарушениями речи, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, а так же, что немаловажно, развивает речевые навыки.
На первом этапе нами был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет — ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделали пробный лэпбук. Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, значит, он тоже вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное — все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали разрабатывать и использовать свой лэпбук: «Животные Африки». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а так же развитию монологической и диалогической речи детей.
Использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых дошкольных общеобразовательных учреждениях. Данная технология затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей – тесное взаимодействие родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, неверные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайна важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.
Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.
Лэпбук может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип интеграции усилий специалистов;
· принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
· принцип постепенности подачи учебного материала.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков. Часто дети забирают тот или иной лэпбук домой, чтобы с родителями еще раз «окунуться» в ту или иную лексическую тему.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.
Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (10). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2732/ (дата обращения: 18.01.2022).
В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: интерактивные игры, лэпбук, lapbook, дети с нарушениями речи
Интерактивные технологии являются отражением древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Сами термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» от «асt» — действовать, действие) в широком смысле понимаются как как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой» и «обучение, построенное на взаимодействии» соответственно. В этом и заключается сущность интерактивных методов: обучение и коррекция происходит во взаимодействии всех участников коррекционно-педагогического процесса. Эти методы наиболее соответствуют как личностно-ориентированному подходу, так и инклюзивным тенденциям в образовании. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы детей. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом сверстников, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка, а новое знание, умение, отношение либо компетенция формируются на основе и в связи с таким опытом [4]. Таким образом, опыт ребенка-участника служит центральным источником развития, коррекции и обучения.
Включение интерактивных технологий в практику специального, интегрированного и инклюзивного образования позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса. Применение интерактивных средств обучения в коррекционной практике способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эти средства актуальны, эффективны и дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни.
Интерактивная папка лэпбук («lapbook»: «lap» — колени, «book» — книга) имеет большой коррекционный потенциал. Данное пособие представляет собой небольшую папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе. По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материалы для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т. е. содержание материала на протяжении длительного периода (до нескольких лет) закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка [1; 6; 9].
Папка лэпбук — сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать интерактивные папки начали американские педагоги. Такая папка как нельзя лучше отражает «золотое правило дидактики» (принцип наглядности), выдвинутое ещё Яном Амосом Коменским: «всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами». Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок примет участие в поиске, анализе и сортировке информации, будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Такая интерактивная папка отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает: трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально; вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности [2; 4; 8].
Данная интерактивная папка обеспечивает общение со сверстниками и со взрослыми. Посредством лэпбука ребёнок находит своё «я» в обществе людей, учится видеть, использовать и уважать возможности других. Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем [3]. Таким образом, лэпбук играет большую роль в формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
Рисунок 1 Схема интерактивной папки лэпбук по формированию произносительной стороны речи
В первоначальном виде лэпбук состоит из папки формата А4 или А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по отобранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации (Рис.1). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, формой представления итогов проекта или тематической недели и помогает развитию следующих умений: получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого [5; 7].
Технология изготовления состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка целей и задач, подбор содержания, продумывание игр, подбор картинного и иного материала, разработка форм подачи материала (двигающиеся детали, раскрывающиеся кармашки, гармошки и т. д.), выбор основы, подготовка элементов, выбор расположения деталей, компоновки листов, сбор интерактивной папки, подготовка методического паспорта лэпбука. В зависимости от цели изготовления наполнение интерактивной папки может отличаться и содержать: стихи по теме; загадки, пословицы, поговорки по теме; мнемотаблицы; ребусы по теме; раскраски; игра «найди тень»; мемори — парные картинки; наложенные картинки, перепутанные; оригами по теме; разрезные картинки; схема составления рассказа; мини-книжки; сюжетные картинки по теме для составления рассказов; наборы последовательных картинок для составления рассказов; сделай сам (поделки из пластилина, бумаги, листьев и т. д. на тему); вставь пропущенную деталь; различные игры на соотношение (в зависимости от темы); 10 почему; из истории; интересные факты; верю-неверю или правда или ложь; нарисуй по клеткам; тема в живописи; объемные накладки и т. п.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Литература:
- Андрюшина Н. Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации // Азбука детства. — Самара: ООО «НТЦ». — 2022. — С.84–86.
- Блохина Е., Лиханова Т., Морозова Л., Харина О. Лэпбук — наколенная книга // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.
- Бурачевская Н. И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2022. — С. URL: https://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/295–2017–04–24–04–36–47 (дата обращения: 25.05.2017).
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
- Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Педагогические инновации: от теории к практике. doi: 10.21661/r-113096 URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/113096/discussion_platform (дата обращения: 3.06.2017).
- Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1. — С. 148–150.
- Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 202–205.
- Classical Conversations Lapbooks and Supplements // Best lapbooks. URL: https://www.ajourneythroughlearning.net/lapbooking.html (дата обращения: 3.06.2017).
- Countries & cultures lapbooks // Lapbooks lessons. URL: https://lapbooklessons.com/Lapbooks (дата обращения: 3.10.2017).
Основные термины
(генерируются автоматически)
: интерактивная папка, дошкольный возраст, коррекционная практика, коррекционно-педагогический процесс, ребенок.
Проект по ОО «Речевое развитие» «Лэпбук»
Актуальность проекта.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия — лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта я проекта является актуальной.
Паспорт проекта
Название проекта | Внедрение технологии «Лэпбук» в логопедическую работу по автоматизации звуков |
Тип проекта | Учебный ,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный |
Руководитель проекта | С.М.Асташевская, Е.А.Медведева — учителя-логопеды высшей квалификационной категории |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста |
Место реализации | МКОМБДОУ «Детский сад №30 «Аист» |
Адресная направленность | 1.Дети старшего дошкольного возраста 2.Педагоги 3.Родители |
Цель проекта | Повышение эффективности коррекционной работы с детьми через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса |
Задачи проекта | — развивать артикуляционный аппарат; — закрепить правильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков; -развивать общую и мелкую моторику; — развивать речевое дыхание; — расширить, обогатить и активизировать словарь детей; — развивать навыки грамматически правильной речи; — развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; — развивать творческие способности школьников; -повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей. |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение уровня развития речи. 2. Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука; 3. Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций. 4. Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии. |
Практический результат проекта | оформление выставки «Лэпбук «Свистелочка» «Шипелочка», «Рычалочка» «Лалаечка» в конце обучения. |
Сроки реализации | Учебный год |
Инновационность пректа | — использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания; — развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов. |
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | 1.Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков. 2. Составление плана — схемы проекта. 3 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука | Сентябрь |
2 этап Реализационный -практический | 1.Диагностирование звукопроизносительной стороны речи дошкольников. 2.Изучение и обобщение тем по постановке звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи. 3.Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука 4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию | Октябрь- январь |
3 этап Рефлексия | Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей Итоговая диагностика | Февраль-апрель |
4 этап Внедренческий — обобщение опыта | Оформление выставки, обобщение опыта, мастер-классы | Май |
Содержание лэпбука «ШИПЕЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию звука [Ш]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения: * «Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.
* «Блинчик» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
* «Чашечка» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх, удерживать 5-10 секунд;
* «Вкусное варенье» — слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону;
* «Качели» — рот приоткрыть, кончиком языка упираться поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы;
* «Чистим зубки» — открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону;
* «Лошадка» — улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка;
* «Фокус» — положить на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, поднять широкий язык на верхнюю губу, дуть на ватку, чтобы она полетела вверх.
Игра «Помоги Змейке проползти в камыши»
Цель: закрепление изолированного произношения звука [Ш].
Игра «Речевой блокнотик »
Цель: закрепление звука [Ш] в слогах.
Логопед произносит предложение, ребенок проговаривает слоги в рифму.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Ш] в словах.
Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце); развитие мелкой моторики.
Игра «Собери картинку»
Цель: автоматизация звука [Ш], восприятие целостного образа буквы.
Игра «Волшебные круги»
(круги Луллии, технология ТРИЗ)
Цель:
автоматизация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
Описание
: на одном круге предметные картинки — неживые предметы, на другом круге предметные картинки — живые предметы. Ребенок называет парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет, придумывает предложение. Например:
кошка — шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка);мышка — машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка).
Игра «Домино»
Цель: закрепление звука [Ш] в словах, образование множественного числа существительных.
Игра «Ходилка»
Цель: Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Описание:
в игре принимают участие два игрока. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
«Расскажи»
Цель: автоматизация звука [Ш] в связной речи.
Содержание лэпбука «РЫЧАЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию звука [Р]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Р] в словах.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звука [Р], восприятие целостного образа буквы.
Игра «Повтори»
Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках.
Игра «Отгадай»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры: выкладываются картинки животных и педагог читает загадки и нужно отгадать загадку, найти отгадку и правильно произнести название животного.
Игра «Построй домик»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, развитие фонематического слуха.
Ход игры: играть может как один ребёнок, так и двое-трое. Перед детьми выкладываются крыши домиков с символами местоположения звука в словах. Педагог показывает по одному кирпичику с картинкой, а дети должны определить, где находиться звук [Р] и назвать картинку. Затем ребёнок забирает картинку себе и кладёт под крышу.
«Выучи скороговорки»
Цель: автоматизация звука [Р] в скороговорках, которые представлены в мнемотаблицах.
Игра «Бродилки»
Цель: автоматизация звука [Р] в начале, середине и конце слова.
«Рассказы»
Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.
Содержание лэпбука «СВИСТЕЛОЧКА И СОПЕЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] и [С’].
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Игра «С чем пирожок?»
Цель: обучение составлению предложений, образованию относительных прилагательных.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звуков [С], [С’] восприятие целостного образа буквы.
Игра «Расставь по окошкам»
Цель: автоматизация произношения звука [С] или [С’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)
Игра «Твердый и мягкий»
Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звука [С].
Игра «Птица-рыба-зверь со звуком»
Цель: автоматизация звуков [С], [С’], развитие памяти, мышления, кругозора.
Игра «Цепочка»
Цель: автоматизация произношения звуков [С], [С’], обучение подбору слов с заданными слогами.
Игра «Волшебные круги»
(круги Луллии, технология ТРИЗ)
Цель:
автоматизация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [С], [С’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
Содержание лэпбука «ЛАЛАЕЧКА И ЛЕПЕТАЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л] и [Л’].
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Л], [Л’] в словах.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] восприятие целостного образа буквы.
Игра «Твердый и мягкий»
Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звуков [Л], [Л’]
Игра «Цепочка»
Цель: автоматизация произношения звуков [Л], [Л’], обучение подбору слов с заданными слогами.
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: автоматизация произношения звука [Л], закрепление звукового анализа слова, развитие творчества.
Игра «Подводная лодка»
Цель: : автоматизация произношения звука [Л] или [Л’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [Л], [Л’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
Игра «Расскажи»
Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] в связной речи обучение составлению рассказов по картинке
Вывод.
Мы можем однозначно утверждать, что работа над проектом «Лэпбук — как средство коррекционного обучения дошкольников» принесла положительный результат, т.к.:
— повысился уровень развития речи;
— повысился уровень познавательной активности детей;
— педагоги ДОУ познакомились с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.
Инновационная технология «Лэпбук» как средство формирования речи дошкольника
Инновационная технология «Лэпбук» как средство формирования речи дошкольника
Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров. И один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования представлен так – это «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуациях общения».
Актуальность проблемы речевого развития дошкольников очевидна. В связи с возрастающими потребностями родителей к образованию своих детей и по данным статистики речевого развития дошкольников, которые свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы. Поэтому у меня возникла потребность в поиске новых форм и методов в работе с детьми.
Проанализировав свою деятельность в условиях реализации ФГОС поставила перед собой цель: обеспечить поиск новых инновационных подходов в развитии речи детей среднего возраста через дидактическое пособие лэпбук, обогатить предметно — развивающую среду группы в соответствии с комплексно – тематическим планированием с помощью организации серии лэпбуков.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
— совершенствовать связную речь и коммуникативные навыки детей через разные виды детской деятельности;
— расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
— стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
— развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать, умение вести диалог.
Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Развиваем речь»
Транскрипт
1 Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Развиваем речь» Актуальность В условиях модернизации образования каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в педагогическую деятельность, в поиске новых методов и приёмов обучения. Лэпбук раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
2 В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на закрепление (при необходимости на обучение, ознакомление) всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников («звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»). Лэпбук соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: — информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал); — полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; — обладает дидактическими свойствами, является средством художественноэстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; — вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); — его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Как показывает практика, схематизация, моделирование, игровые приёмы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки к обучению грамоте. Дети получают возможность не только слышать свою или обращённую речь, но и видеть её элементы. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять. Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности. Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком Описание пособия. Цель: Автоматизация звука [Л] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи. Задачи, реализуемые в процессе использования учебно — дидактического пособия «Лэпбук»: — способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах, фразах; — расширить, обогатить и активизировать словарь детей; — развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
3 — развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада. Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Л». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному. Артикуляционная гимнастика Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука. «Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Л». Цель: развитие фонематического слуха. Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Л. Игра «Теремок». Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце). Логопед называет слова, где звук Л находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец). Игра «Сделай букву сам». Цель: закрепить зрительный образ буквы Л, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики. Прослушай стихотворение и выложи букву Л изпуговиц, разрезная буква. Одна палочка лежит, Три на ней стоят Это буква Ш Смотрит на ребят. Обведи букву Л пальчиком и повтори стихотворение.
4 Книжка-раскладушка. «На что похожа буква Л?» Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа. «Найди все буквы Л» Ребенку нужно найти и показать все буквы Л. «Сказка про букву Л» Игры со слогами. «Из какой тучки капли» «Прямые и обратные слоги» Игры со словами. Цель: автоматизация произношения звука Л в словах, развитие обобщающей функцииречи, грамматику, фонематического слух, обогащать словарный запас. «Найди тень» «Один много» «Подарки для змейки» «Назови предметы» «Пройди по дорожке и собери предметы» «Повтори чистоговорки» Задача: автоматизировать звук [Л] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением. Ребенок повторяет чистоговорки, четко произносит звук Л.
5 Логопедическая гармошка Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звук Л. Предложения.
6 Цель: автоматизировать звук Л в предложениях. «Повтори предложение» «Рассмотри картинку и составь предложение» Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение. «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» Цель: автоматизация звука Л в связной речи. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Л бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Собери пазлы, придумай рассказ. Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Л]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ «Ходилки» В игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш.для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок. Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме. Предполагаемые результаты: В результате использования лэпбука у детей формируется: -умение планировать предстоящую деятельность; -договариваться со сверстниками; -самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; — искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; — принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения — используя устную речь, выражать свои мысли и желания.