Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.


Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.

Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры. Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.

Читающие родители — образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития читательского интереса ребенка со стороны отца и матери. Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.

Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей [2, п. 2.6. ФГОС ДО].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике полностью ввести их невозможно, так как:

  • ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;
  • ребенок небрежно относится к книге;
  • нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
  • равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения дошкольников к художественной литературе.

Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям. В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара: Паспорт проекта «В мире сказки»

Название проекта: «В мире сказки».

Вид проекта: познавательно — творческий.

Разработчик проекта: Ефремова Наталья Александровна, Муханкина Юлия Викторовна, Пуларгина Анжелика Сергеевна, Сурикова Олеся Витальевна

Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.

Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

Основные задачи:

  • познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)
  • воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
  • развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.
  • вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;
  • развивать память, воображение, внимание;
  • формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.

Формы работы по проекту:

С детьми:

  • чтение и рассматривание художественной литературы;
  • проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
  • инсценировка сказок с детьми;
  • проведение НОД;
  • самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).

С родителями:

  • ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
  • привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

  1. Познавательные:
  • дошкольник знаком с произведениями детской литературы;
  • дети имеют представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • сформирован познавательный интерес дошкольников;
  • обогащён словарный запас дошкольников;
  • дети достаточно хорошо владеют устной речью.

2. Коммуникативные:

  • у ребёнка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе;
  • у дошкольников сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность.

3. Регулятивные:

  • ребёнок понимает, что книги надо беречь.

4. Личностные:

  • дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • у дошкольников сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям;
  • дети эмоционально развиты, умеют сопереживать, любознательны.

Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.

Перспективы развития:

  • знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;
  • приобщение дошкольников к художественной литературе;
  • обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки) − расширение детского кругозора;
  • повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;

1 этап: Подготовительный:

  • Провести опрос детей «По страницам сказок»;
  • Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
  • Определение темы, цель, содержания проекта;
  • Подобрать источники информации
  • Поставить определённые задачи.
  • Определить сроки проекта.

Поиск материалов по данной теме проекта. Подбор художественной литературы. Подбор иллюстративного материала по теме проекта. Разучивание стихов о животных, о героях сказок. Подбор информационного материала в уголок родителей. Разработка конспектов познавательно –речевых и творческих знаний. Подбор настольно- печатных игр, пальчиковых игр, дидактических игр, фигурки героев сказок. (2 недели. В ходе режимных моментов.)

2 этап: Практическая деятельность:

  • Беседы «Какие сказки я знаю»; знакомство с русскими народными сказками («Теремок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя»)
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Организация и проведение занятий по лепке: «Лепка героев сказок» —рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Организация и проведение занятий по лепке «Угощение для зверят», «Бревнышки для теремка», «Лесные и садовые яблоки»;
  • Организация и проведение занятий по рисованию –нетрадиционное рисование — «Дерево дружбы» (кляксография); декоративное рисование» Укрась рукавичку», «Красивая скалочка для лисички»;
  • Драматизация русских народных сказок по желанию детей;
  • Конструирование: «Кровати для трех медведей, «Теремок для зверят», «Домик для курочки Рябы»

Музыкальная деятельность: Заучивание песен из сказок

Игровая деятельность: «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам наст. печ. игра «Сказочное лото», «Сказка за сказкой», «Сказочная карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

—Заучивание фольклорных произведений (пословицы, заклички, считалки, скороговорки и т. д.).

  • Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
  • Развивать память, воображение, внимание.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать желание слушать и запоминать сказки.
  • Воспитывать чувство сопереживания, доброты.
  • Формировать навыки аккуратного обращения с книгой.

Поддерживать интерес к драматизации любимых сказок. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать морально-нравственные качества дошкольников Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. (3 месяца В ходе режимных моментов.)

3 этап. Работа с родителями :

  • Консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»;
  • Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
  • Проведение родительского собрания с использованием ИКТ технологий: «Семейное чтение детям»;
  • Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам. (3 месяца).

4 этап Заключительный.

Итоги проекта: Изготовление настольного кукольного театра; Выставка рисунков; Выставка «книжек-малышек».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности наших педагогов. Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился.

Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.

Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители. Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее. Дети стали более бережно относиться к книгам. В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.

Литература: 1.Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. — М.: Изд. Литера, 2012. 2.Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012.— № 3. 3.Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. — Май 2015. — № 5. 4.Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 95 с. 5.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 78 с. 6.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. 7.Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2022. 8.Закон РФ об образовании. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва 9.«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 10. cайт Министерства образования и науки РФ. 11. cайт Министерства образования и науки Самарской области.

Автор: Муханкина Ю.В.

Фотографии: Pexels

Тэги:Книги Муханкина Ю.В. Опыт ДОУ Социально-коммуникативное развитие

Проект «Чтение с увлечением»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Мозаика»

Проект

«Чтение с увлечением»

Составил: руководитель МО «Чтение с увлечением»

Педагог-психолог Кирина Т.В.

г. Гремячинск, 2022 г.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта:

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. Поэтому в настоящее время принижается общение родителей с детьми, роль чтения в семье. Сегодня многие не читают книги, что свидетельствует о значительном снижении грамотности населения, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение помогает ребёнку усваивать материал, развивать речь, память, мышление. Психологи и педагоги бьют тревогу. Современные дошкольники плохо говорят, с каждым годом возрастает число детей с нарушениями речи. Овладение детьми дошкольного возраста правильной речи создаст надёжную основу для их успешного обучения. Необходимо сформировать у ребенка потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Тип проекта:

творческий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]