«Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.


Каргопольская русская народная игрушка

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.


Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины и дерева

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.


Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.


Абашевская русская народная игрушка

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Народная игрушка в жизни дошкольника
  • Кузнецова Ольга Николаевна
  • Малыгина Ирина Леонидовна

Воспитатели МКДОУ №7 «Чебурашка» г. Мирный

«Кто не знает своего прошлого – тот не имеет будущего». (пословица).

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, красивых, необычных, фантастических, а иногда бесполезных и вредных игрушек для развития и воспитания детей. Из-за этого возникает часто конфликт между теоретиками и практиками рынка игрушек, но избежать конфликта интересов невозможно в наше время, но работать над этой проблемой необходимо.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходят вглубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавая опыт старшего поколения к младшему.

В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль; верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Одним из возможных решений является изучение народной игрушки в ходе игровой деятельности детей. Дети могут не только любоваться народной игрушкой в музее или на выставке, но и сами могут сделать игрушку. Это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Мы воспроизводили народные игрушки вместе с детьми: лепили из пластилина, вырезали из бумаги, раскрашивали, знакомились с народными видами росписи, делали куколки из ниток и материала (куклы-обереги), собирали матрешек.

Важным элементом в развитии и воспитании ребёнка раньше была рукотворная кукла. Кукла вообще занимала и занимает в настоящее время особое место в воспитании и развитии ребенка, особенно девочек. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка. Являясь образом человека, она позволяет играющему ребенку подражать миру взрослых отношений. Кукла вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с куклой ребенок закрепляет свои представления о действительности и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря игре с куклой ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла является обязательным и верным спутником детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.

Куклы изготавливались из совершенно разного и любого материала: тряпок, дерева, глины и растительных материалов, и всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал, использовать его. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления, – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Куклы в разных странах изготавливаются по – разному. Они выражают особенности своей эпохи, страны, где появились. Роскошная француженка в былые годы играла роль манекенщицы, демонстрировала наряды, аристократический стиль жизни. Немецкие куклы отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, поддерживали культ семьи. Испанские красавицы сохраняли следы религиозного культа, а восточные – таинственность.

Русские куклы-игрушки самобытны, уникальны, каждая со своим именем: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, неваляшка и много других. Каждая кукла со своим уникальным именем выполняла свое назначение и несла определенную функцию. В начале 20-го века широкое распространение получила кукла-баба. Почитание, любовь к ней объяснялось тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, делалась кукла-игрушка без лица, чтобы в куклу не могла вселиться нечистая сила. Кукла без лица являлась оберегом ребенка, ее боялись уподобить человеку. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка от беды, болезней, невзгод и сглаза. Куклы-пупсы появились лишь в средине 19-го века, а в нашей стране получи известность только в конце позапрошлого столетия.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, дуга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, причесывать, переодевать в разную одежду, может менять профессию, изготавливается и продается с набором косметики и с соответствующими аксессуарами. У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Пусть дети сами делают куклу из подручного материала. Каждая кукла как человек: единственная в своем роде, и наряд у нее единственный, у нее своя история создания и неповторимый образ.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. Подтверждение этого имеется в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать». Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины, дерева, соломы, бересты, игрушки-обереги, игрушки -потешки, стригушки и козули, дымковские, каргопольские, архангельские, филимоновские — все это народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, расписанные народными умельцами, издавна дарящие тепло и любовь людям, но, к сожалению, забытые современными детьми. Народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но она может быть понятна и выразительна любому ребенку, может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к своей земле и родной природе, но может успешно справиться с его обучением.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (текст): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса — М.: Мозайка -Синтез, 2008, 112 стр.
  2. Вингадва Н.А. Образовательные проекты в детском саду (текст). Пособие для воспитателей, Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008, 208 стр.
  3. Жуавева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников (текст). Сост. В.Н. Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011, 202 стр., ил.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети (текст). Захарова М.А., Костина Е.В. М.: Школьная пресса, 210, 64 стр., ил.
  5. Рыжова Н.А. и другие. Мини- музей в детском саду (текст). Рыжова Н.А. и другие. М.: Линка — Пресс, 2008, 256 стр., ил.
Следующая >

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.


Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.


Дымковская русская народная игрушка
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Народная игрушка в жизни дошкольника

Консультация для родителей детского сада «Народная игрушка в жизни дошкольника»
Данная работа будет интересна педагогам и родителям для приобщения к народно-прикладной культуре через игрушку,используя логические задания для детей, теоретический материал для взрослых.Цель: Приобщение родителей к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Задачи: — Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа. — Воспитывать духовные традиции в жизни своего ребенка. — Развивать познавательную сферу ребенка через логические задания. Оборудование: выставка народных игрушек, альбом с иллюстрациями, детские подделки. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»
(Народная мудрость) Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера: — патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество, — уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа, —дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли; — уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки. ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц. Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство — писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.


На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.


Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой. Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

Анкета для родителей: 1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________ 2.Какими игрушками они играют?_________________________________ 3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________ 4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________ 5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____ 6.Чем отличаются игрушки? __________________ 7.Каких мастеров Вы знаете? _________________ 8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________ 9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___ 10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках? Задания для детей. 1.Помоги птичке дойти до колоска.


2.Сколько игрушек нарисовал художник? 3.Найди отличия на свистульках.


4. Дорисуй узор на игрушке.


5.Какая игрушка здесь лишняя?Из какого материала она сделана?


6. Внимательно посмотри и посчитай все игрушки.


Предлагаю посмотреть выставку детских работ.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей ДОУ Игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Консультация для родителей детского сада Рекомендация для родителей будущих первоклассников

Похожие статьи:

Консультация для родителей детского сада «В магазин с ребенком»

Консультация для родителей. Путешествие с ребенком летом

Консультация для родителей «Велосипед и ребенок»

Типы семейного воспитания и их характеристика

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.


Каргопольская русская народная игрушка

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.


Каргопольская русская народная игрушка

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).


Плешковская русская народная игрушка

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.


Плешковская русская народная игрушка

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Народная игрушка в детском саду

Галина Реброва

Народная игрушка в детском саду

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.

Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка»

, знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские,загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.

Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.


Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.


Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Поделка своими руками

Создать красивое изделие под силу, как профессионалам, так и новичкам в рукоделии. Нужно лишь приложить немного старания, терпения и усидчивости.

Поделки на русско-народную тему, часто создаются из подручного материала, простыми инструментами. Если вы умеете шить или вязать, можно изготовить кукол, персонажей русских народных сказок, обереги.

Основа делается:

  • Из материала набитого ватой,
  • Соломы,
  • Рогожки,
  • Дерева.

Сверху оформляется шитой и вязаной одеждой, волосами из ниток и пряжи. Из остатков пряжи и ткани можно сшить яркие лоскутные коврики, одеяла, диванные подушки.

Легко слепить матрёшку или дымковскую игрушку из глины, пластилина. Лучше взять для изделия полимерную глину. Она хорошо держит форму, при высыхании не трескается. С детьми раскрасить готовую поделку яркими орнаментами, сверху покрыть слоем лака.

Из солёного теста или пластилина сделайте объёмные картины: сюжеты из русских сказок, матрёшки, сказочные персонажи. Детали картины прилепить на доску, просушить, раскрасить.

Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.


Богородская русская народная игрушка

Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.


Мазыкская русская народная игрушка «Коник»

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления


Наши предки для создания фигурок брали три типа сырья. Это были самые доступные и дешевые материалы, которые можно использовать без ограничения:

  • Глина.
  • Дерево. Фигурки из подобного сырья были расписными, резными либо их поверхность вовсе не обрабатывалась.
  • Тканевые игрушки. Они встречались крайне редко, да и популярность получили намного позже, чем два первых типа изделий.

Чаще всего фигурки представляли собой изображение человека, например, бояр, крестьян или солдат. Вторыми по популярности были игрушки в форме животных, таких как медведь, лошадь, петух и т.д.

В редких случаях изделия изображали мистических существ, например, русалок или водяных. Причем так сложилось, что в каждом регионе страны имелись собственные техники создания игрушек. Некоторые методики сохранились и до наших дней.

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.


Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.


Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.


Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе

Елена Сомина

Проект «Народная игрушка» в старшей группе

Проект «Народная игрушка»

в
старшей группе
Подготовила:Сомина Е. В.

г. Сухиничи, 2016 г.

Актуальность.

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию»

малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие
игрушки «с внутренним смыслом»
родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых
игрушечных промыслов.
Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка»

.

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи:

•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 5-6 лет

Участники: педагоги, дети и родители старшей группы

Этапы проекта

1 этап — подготовительный

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

-Создание необходимых условий для реализации проекта

-Перспективное планирование

2 этап — основной (практический)

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке

-Продуктивная деятельность

3 этап – заключительный

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка»

.

-Презентация проекта «Народная игрушка»

.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

-Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

-Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Реализация проекта

Познавательное развитие (ФЦКМ)

:

«Русская народная игрушка»

. Загадывание загадок по теме
проекта.
Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.

Д/игра: «Узнай игрушку по описанию»

Д/игра: «Составь узор»
«Сосчитай матрешек»(ФЭМП)
Художественно –эстетическое развитие:

Лепка дымковской игрушки — «Козлик»

.

Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек

Чтение художественной литературы:

Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.

Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»

Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей»

.

М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки»

.

Ю. Анохин «В музее игрушек»

Социализация:Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек»

, «Путешествие в страну
«Народных игрушек»
, Пальчиковый театр
«Веселые матрешки»
Художественно – эстетическое развитие.Музыка:

Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир»

Слова и музыка Э. Чуриловой» .Магнитофонная запись
«Калинка – малинка»
.

Физическое развитие.Здоровье:

Русская народная игра: «Сиди, сиди, Яша»

,
«Бабки»
,Подвижная игра:
«Лошадки»
,
«Ручеек»
.

Физкультминутки,Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек»

,Пальчиковая гимнастика:
«У матрешкиной сестрицы»
Коммуникация,беседы с детьми на тему:

«Народная игрушка»
(филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка)
.

Составление описательного рассказа о народной игрушке.

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены»

.

Безопасность:

Беседа: «Как играть с игрушкой»

-соблюдение правил безопасности.

Познавательно – исследовательская деятельность,ручной труд:

«В гости к русским мастерам»

Работа с родителями:

-Консультация «Игрушки для современных детей»

-Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

-Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

Результаты реализации проекта:

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]