Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста
Шафикова И.М. Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 18.01.2022).
Заказ № 110417
Дыхание – это жизнь!
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – является залогом хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Давайте рассмотрим — каково же положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека.
В первую очередь дыхательная гимнастика влияет на обменные процессы в организме ребёнка, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. А умение человека управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
В целях систематического использования дыхательных упражнений их необходимо включать в комплексы: утренней гимнастики, физкультурных занятий, занятий по обучению плаванию, в подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, звуковые дыхательные упражнения.
Техника выполнения упражненийдыхательной гимнастики для детей
— воздух набирать через нос;
— плечи не поднимать;
— выдох должен быть длительным и плавным;
— после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
— не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20 – 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия – от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле, либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».
Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения и проводить гимнастику в игровой форме: обыгрывая с малышами упражнения, «превратившись»в жука, пчелу, ежа, самолет, паровоз, часы; не просто выполняя упражнение на задержку дыхания, а предложив «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятаться от гусей-лебедей, волка и т.п.
Для поддержания интереса следует объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию, например: отправиться в путешествие по сказкам, поехать в деревню к бабушке. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе мы используем наглядность – декорации, костюмы, различные атрибуты и физкультурный инвентарь.
При разработке комплексов надо учитывать:
— эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;
— доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
— степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.
Для примера, предлагаю комплекс упражнений для развития носового дыхания.
- Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
- Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
- Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
- Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
- Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
- Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Для часто и длительно болеющих детей рекомендую использовать следующие упражнения дыхательной гимнастики :
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.
«Трубачи»
Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.
«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.
«Каша кипит»
Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и
набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот –
выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.
«На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
«Регулировщик»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.
«Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.
«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».
Повторять 1,5 – 2 минуты.
«Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.
«Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
Литература:
- Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.
- Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009.
- Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 14-20.
Рекомендации по проведению гимнастики
Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:
- Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
- Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
- Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
- Вдох делается только через нос.
- Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
- Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
- После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.
Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.
Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.
У гимнастики есть противопоказания:
- Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
- Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
- Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
Игровые приемы и пособия для гимнастики
Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:
- Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
- Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
- Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
- Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
- Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.
Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.
Пособия для дыхательной гимнастики своими руками
Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.
Совет Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.
Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет
Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.
Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.
А конкретнее:
- Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
- У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
- Улучшается память и физическое развитие.
- Дети лучше справляются с усвоением программы.
- Повышается коммуникабельность и выносливость.
Упражнение «Змейка»
Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую.
Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.
«Водолазы»
Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.
«Шарик»
Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».
Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.
«Ветер»
Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».
Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет
Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным — излечиться от различных недугов.
В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.
Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:
- Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
- Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
- Каждому определенному движению сопутствует вдох.
- Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.
Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»
Данное упражнение является разминочным.
- Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
- Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
- По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
- После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.
При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.
«Погончики» или «Погонщик»
Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.
«Насос» или «Накачка»
Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.
Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.
«Обними плечи» или «Обними себя»
Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.
Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.
«Кошечка»
В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.
Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.
«Повороты головой»
Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.
Картотека дыхательных упражнений для дошкольников
В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.
Например:
- «Надуваем щечки»
Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. Руководителю нужно следить за струей выдыхаемого воздуха, она не должна быть шумной и резкой, наоборот – спокойная и плавная.
- «Насос»
Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.
- «Говорок»
Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать воспитатель.
Например:
- Расскажи, как едет паровозик?
- Покажи, как гудит машина?
- Знаешь, с каким звуком поднимается тесто?
- Вспомни, как говорит сова?
После вопросов необходимо поработать над длительным выдохом, это можно сделать с помощью пропевания различных гласных. Сначала взрослый показывает упражнение, затем делает его вместе с малышом, и, когда ребенок будет уверенно выполнять все указания, он может пропевать гласные самостоятельно.
- Работа над дыхательной системой
В момент проведения методики дети спокойно и расслабленно лежат на матах, ничто не должно отвлекать их внимания.
Взрослый просит «прислушаться» к дыханию, и дает команды:
- Проследить, как движется струя воздуха при вдохе, и куда попадает, а затем откуда выходит.
- Вдуматься, какая именно часть тела начинает двигаться, когда происходит вдох.
- Коротко вдохнуть, затем ответить на вопрос: «Это дыхание – поверхностное или глубокое?», затем руководитель просит детей вдохнуть медленно и долго, и задает тот же вопрос.
Отвечая на эти вопросы, дети учатся анализировать свое дыхание, прислушиваться к своему организму.
- «Ёжик»
Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову.
Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.