Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.


Занятие по математике в детсаду, старшая группа

Почему это так важно?

  1. Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
  2. Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
  3. Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
  4. Совершенствуется основы воображения ребенка


Роль математики в жизни

Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

  • Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
  • Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
  • Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
  • Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
  • Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета


Суть математического развития

Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений


Задачи развития математических способностей

Принципы математического обучения и развития дошкольников

Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:

  • Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
  • Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
  • Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
  • Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
  • Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
  • Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
  • Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
  • Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
  • Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.

Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста

Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.

Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.

Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.


Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития

В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.

Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.


Математические тесты для малышей 3-4 лет

Методика математического развития как наука

Определение 1
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.

Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.

Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:

  1. Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
  2. Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
  3. Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
  4. Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
  5. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
  6. Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
  7. Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методика математического развития 420 ₽ Реферат Методика математического развития 220 ₽ Контрольная работа Методика математического развития 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.

Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.

Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.

Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.


Методы развития математических знаний

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.


Раздаточный материал для математических занятий
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.


Дидактический материал для занятий
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

  • Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
  • Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
  • Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
  • Прочность и надежность
  • Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
  • Принцип логического построения, объединяющего основы материала
  • Однородность


Игровой уголок с дидактическим материалов
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?

  1. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
  2. Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
  3. Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
  4. Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой


Развитие речи на занятиях по математике
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.


Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

Структура математического занятия для дошкольника

Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.


Используемые игры на занятиях по математике

  1. Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
  2. Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
  3. 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
  4. Повторение пройденного материала.
  5. Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.


Изучение формы и размера на занятиях физкультуры
Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.
Оставить комментарий

Теоретические основы методики математического развития детей

дошкольного возраста………………………………….…………………………5

1.1 Предмет Методики математического развития ….…………………..…5

1.2 Современные концепции математического развития детей .…………8

1.3. Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования

1.4 Теоретические основы формирования элементарных математических представлений…………………………………………………………..…….13

1.5 Особенности развития элементарных представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….15

1.6 Предматематическая подготовка детей………………………………..17

Вопросы по теме: Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….19

2. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………..20

Задание 1 для домашней контрольной работы ………………… 20

Методические рекомендации по написанию реферата……………21

Развитие элементарных математических представлений в современных образовательных программах по дошкольному воспитанию…………25

3. Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников…………………………………………………..…29

Задание 2 для домашней контрольной работы …………..……….29

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ИХ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ30

4. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы………………………………………………………………………………..32

4.1Требования начальной школы к математическому развитию детей..…32

4.2 Преемственность в содержании и методах обучения математике…….34

4.3Формы организации преемственности в работе школы и детского сада.35 Вопросы для экзамена………………………………………………………………36

Информационные источники…………………………………………………….44
Предисловие
Данное методическое пособие предназначено для студентов-заочников специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Оно призвано помочь им организовать самостоятельную работу при изучении МДК 03.04. Теория и методика

математического развития профессионального модуля ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и осуществлять самоконтроль за качеством усвоения основных вопросов.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО) Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в развитии детей.

В связи с этим, пособие должно помочь студентам не только овладеть системой знаний о цели, задачах, принципах, методах, приемах, формах организации деятельности дошкольников, но и овладеть следующими умениями: наблюдать за детьми, учитывая и анализируя индивидуальные особенности их математического развития; планировать и организовывать работу с дошкольниками в разных видах и формах деятельности; представлять место каждого занятия в системе всей работы, продумывать его структуру и содержание, использовать многочисленные методы и приемы обучения с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.

Большое значение для усвоения курса имеет организация самостоятельной работы студентов. Настоящее пособие содержит практические советы, методические рекомендации по осуществлению самостоятельной работы учащихся на разных этапах усвоения учебного материала, а также лабораторные, домашние и практические задания по изучаемому курсу.

В пособие включены материалы по таким основным темам программы: «Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста», «Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста», «Методика формирования элементарных математических представлений», «Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы».

Выполнению контрольной работы, зачета должно предшествовать изучение необходимого теоретического материала, который в сжатой форме отражен в пособии. Тщательное его изучение можно осуществить с помощью литературы, предложенной в конце Методических рекомендаций.

Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]