Технологии развивающего обучения для дошкольников
Ольга Камартдинова
Технологии развивающего обучения для дошкольников
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
1. Современные этапы развития России…. 4
2. Педагогические технологии…. 4
3. Понятие «игровые педагогические технологии»
…5
4. Технология проблемного обучения…8
5. Основа технологий развивающего обучения…9
6. Информационные технологии в педагогике…. 10
7. Технология развивающих игр Б. П. Никитина….11
Заключение….13
Список использованной литературы…. 15
Введение
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий[1,24].
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
1. Современные этапы развития России
На современном этапе развитияРоссии происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий[2,132].
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей[3,44].
2. Педагогические технологии
В понятие педагогической технологии входят:
концептуальная основа;
содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала)
;
технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности)
[2,243].
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимостьподразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения)
педагогической
технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, техно логии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.
3. Понятие «игровые педагогические технологии»
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности[4,243].
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологиив значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологийявляется решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.)[4,129].
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
4. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи[5,33]. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обученияразличают два вида проблемных ситуаций: психологическуюи педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
5. Основа технологий развивающего обучения
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др[4,235]. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности[6,87].
Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.
В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип)
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
[5,33]. В
технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень)
актуального
развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых[7,97].
Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
6. Информационные технологии в педагогике
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео)
. Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин —
«компьютерная технология обучения»
. Компьютерные
технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные)технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества»
, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
7. Технология развивающих игр Б. П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка»
, таблицами сотни,
«точечками»
,
«часами»
, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные
развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости)
. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е.
развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание»
с
«решением»
и самому проверить точность выполнения задания[8,23].
В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность)
удается соединить один из основных принципов
обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка»
своих возможностей.
По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу»
для
развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка»
, ребенок
развивается наиболее успешно.
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Заключение
Работа воспитателя достаточно сложная и разноплановая. Она предопределяет использование большого количества методик по анализу личности учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.
В работе воспитателя очень важно быть бдительным и объективно оценивать ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и конфликтных ситуаций.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что абсолютно любая технология педагогического обучения, берет свое начало из первопричин и первоисточников, которые являются определяющими основами психического состояния человека. Основной ведущий фактор развития, играет основополагающую роль в данном аспекте и формирует основополагающий элемент, на который опирается технология.
Работа воспитателя достаточно сложная и разноплановая. Она предопределяет использование большого количества методик по анализу личности учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.
В работе педагога очень важно быть бдительным и объективно оценивать ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и конфликтных ситуаций.
На данный момент сложно недооценивать значение игры в жизни ребенка, потому, что только посредством игры, ребенок учится познавать окружающий мир, развивает свои познавательные навыки, говоря в целом, учится развивать свои социальные навыки, методом ролевых игровых постановок. Игра формирует воображение и учит ребенка всестороннему развитию и умению чувствовать и воспринимать эмоционально основы общественной жизни.
правильный выбор педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребёнку интериоризировать социальные нормы, с другой — реализовать себя и соответственно определить свой индивидуальный способ поведения в социальной структуре.
Список использованной литературы
1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс»
. — 2015. — С. 89.
2. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. — 2014. — № 2.- С. 236.
3. Белкин А. С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. — 2014. — № 3.
4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 2014.- С. 287.
5. Буланова — Топоркова М. В., Духавнева А. В. и др. Педагогические технологии. — Ростов н/Д: издательский
, 2012.- С. 47.
6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии, — М.: Сентябрь. — 2016.- С. 156.
7. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения»
Москва,
«Просвещение»
, 2011 г.
8. Кириллова Г. Д. «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения» Москва, «Просвещение»
, 1980 г.
9. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. — Рига Эксперимент, 2015 г. — С. -478.
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: — М.: Педагогическое общество России, 2014. — С. 214.
11. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В. Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 2015.- С. 26.
12. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс»
, 2013.- С. 59-64
На каких положениях базируется теория развивающего обучения детей дошкольного возраста?
1. Цель обучения –эторазвитие у ребенка образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства (А.В.Запорожец), познавательной активности и любознательности, эмоционально-чувственного опыта.
2.Включение в содержание обучения богатой картины мира и элементарных понятий об окружающей действительности. Картину мира составляют представления о людях, их отношениях, мире предметов и трудовой деятельности, природе и искусстве. Дети могут освоить элементарные понятия об окружающей действительности, представленные в образной форме — системные знания, Н.Н.Поддьяков, В.И.Логинова) и разнообразные способы познания (сенсорный анализ, экспериментирование, построение и использование наглядных моделей и др.).
3. Организация учебно-познавательной деятельностистроится на основе решения ребенком широкого круга проблемно-игровых задач (развивающие игры, проблемно-игровые ситуации, творческие задания), побуждающих ребенка занять позицию субъекта деятельности. Творческие способности ребенка интенсивно развиваются в детском экспериментировании — это деятельность, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на разнообразные предметы или объекты с целью их познания.
4. Педагогорганизует сотрудничество детьми, используя как прямые, так и косвенные способы: «провоцирующие действия», совместное разрешение проблемных ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, положительную оценку достижений, способы педагогической поддержки, направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему определенные затруднения, снятие у него эмоционального напряжения.
5. Особенности взаимодействия дошкольников в учебно-познавательной деятельности:
— Совместно-индивидуальное сотрудничество, где связь выражена как «цель-результат» (в процессе лепки, аппликации, ручного труда, декоративного рисования)
— Совместно-последовательное сотрудничество — принятие общей цели, последовательное выполнение действий участниками (по типу «конвейера»), что требует взаимной регуляции. Осуществляется на основе проблемной ситуации, требующей взаимосвязи детей (в процессе образовательных ситуаций математического, экологического, речевого развития; например, пересказ по эпизодам, творческое рассказывание по ролям и др.)
— Совместно-взаимодействующее сотрудничество – работа в парах и микрогруппах, взаимодействие между ними в процессе создания общего продукта деятельности.
6. Результатом развивающего обучения становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, способность к учебно-познавательному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Что такое теория поэтапного формирования умственных действий(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)?
Эта теория значима для организации обучения дошкольников, так как обучение, как правило, начинается с предметного восприятия.
Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным и сокращенным проходит ряд этапов.Рассмотрим данные этапы на примере освоения детьми сенсорных эталонов формы.
1. Этап знакомства с новым действием – перед ребенком раскрывается ориентировочная основа действия. «Как отличить круг и квадрат? (наличие – отсутствие уголков)»
2. Этап выполнения действия в материальном виде – действие выполняется во внешней форме с развертыванием всехвходящих в него операций (Прокати: «катится — не катится»).
3. Этап формирования действия как внешнеречевого – все элементы действия представлены во внешней речи, действие развернуто, не обобщенно. «Что нужно сделать, чтобы узнать, какая из фигур круг, а какая квадрат? Прокати».
4. Этап формирования действия во внешней речи про себя – действие выполняется беззвучно, как проговаривание «про себя». «Вспомни, что нужно сделать, чтобы узнать форму геометрической фигуры».
5. Этап формирования действия во внутренней речи – действие интериоризуется. «Как ты думаешь, какая это фигура – круг или квадрат?»
Далее ребенку достаточно беглого взгляда на геометрические фигуры для установления их формы.