Конспект НОД на тему: «Знакомство с театром» для детей старшей группы


Театр. Конспекты занятий с детьми.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Белогорский детский сад «Снежинка»

Конспекты занятий с детьми

Автор-составитель: И.А. Попова,

педагог дополнительного образования

2015 год

Методическое пособие предназначено для специалистов образовательных учреждений. Основной целью пособия является оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям и воспитателям по организации и планированию работы с детьми. А так же с целью пробуждение интереса детей к театрально-игровой деятельности, к народным обычаям, традициям, культуре, искусству. Эстетического воспитания и развития творческой активности.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ – СТАРШАЯ ГРУППА

ТЕМА: «Вводное занятие»

Знакомство театра начинается с похода в драмтеатр или кукольный театр. Так как у нас нет ни того ни другого, мы сами создаем минитеатр, где дети могут познакомиться с тем, как устроен театр, кто там работает и как нужно себя там вести.

Действующие лица:

Кассир; Контролер(Капельдинер); Гардеробщик ; Экскурсовод (режиссер); Актеры.

Оборудование:

Афиша, Касса, билеты, гардеробная, номерки из гардеробной, программки, гримерная, костюмерная, стулья в зрительном зале, ширма, куклы, магнитофон. Ход занятия:

Дети подходят к музыкальному залу, где находится касса. Перед музыкальным залом расположена Афиша, на которой ребята могут прочитать о предстоящем «спектакле». Каждый ребенок подходит к кассе и покупает билет. Деньги, которыми ребенок оплачивает билет, они заранее, в группе делают сами. После приобретения билета воспитатель ведет детей в гардероб и в кратце объясняет что это и зачем это нужно. После посещения гардероба, к детям, выходит капельдинер (педагог театральной студии), раздает ребятам программки и объясняет им что это такое. За тем не заходя в актовый зал, педагог проводит для детей небольшую экскурсию, рассказывая о сцене, осветителях, музыкальных оформителях, художниках – оформителях, декораторах и декорациях, куклах, показывая гримерную и костюмерную. В это время, подается два звонка, о которых детям тоже рассказывается и проводят их в зал. Там дети садятся согласно их местам, воспитатели помогают. Дается трети звонок, свет гаснет, начинается представление. После спектакля, дети выходят из – зала, подходят к большой книге – отзывов (про нее им тоже рассказывают), пишут, вместе с воспитателем отзыв, идут в гардероб, одеваются и направляются в группу. Гардероб находится в спортивном зале, актовый зал – в комнате сказок.

ТЕМА: «Знакомство с разными видами театра»

Оборудование:

Билеты с цветными цифрами, 4 чаши, большие бусины, магнитная доска, карточки со сказочными героями, подносы с карточками, кукла, столы, стулья.

Ход занятия:

Чевостик: Дети давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Чевостик: Давайте поразмышляем. Где люди могут отдохнуть после работы, после какой-нибудь домашней проделанной работы?

Ответы детей.

Чевостик: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета.

Дети занимают места за столами.

Чевостик: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. Ещё у вас на столах лежат подносы, разделённые на три части с условными обозначениями (+, –, ?) – такой трёхчастный дневник, картинки на тарелочках.

Вы постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Выберите соответствующую картинку и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак «+». Затем вы посовещайтесь со своим соседом по столу, обменяйтесь мнением, что он знает о театре. И когда будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.

У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам.

Раздел тарелочки, где стоит знак «–», будем заполнять, когда вы что-то узнаете новое о театре. А раздел, где стоит «?» если вам еще что-то захочется узнать о театре.

Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности.

Чевостик: Что ж, вижу, что все готовы.

Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. В это время воспитатель по ответам детей заполняет в своём дневнике раздел со знаком «+».

Чевостик: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете?

Дети называют.

Чевостик: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (немного рассказывает о них). Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в комнате сказок организовано три театра:

1. Театр юного зрителя.

2. Театр пантомимы.

З. Концертный зал.

Чевостик: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

Дети распределяются на группы.

Чевостик: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

– артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»; – артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку; – артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение или песню.

Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.

Чевостик: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, присаживаются.

Чевостик: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Чевостик: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «.».

Чевостик: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?

Дети: Да.

Чевостик: У нас сегодня гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.

Воспитатель говорит от имени куклы.

Если ты пришёл в театр, Себя культурно там веди: Не кричи, не шуми, Спокойно ты везде ходи. К гардеробу подойди, Вежливо ты попроси Пальто у тебя принять. Не забудь же номерок с собою взять. Когда с родными ты идёшь в театр, Всегда чистый выбирай наряд. Тебе самому приятно, И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад. Когда артисты будут выступать, Сказку показывать им не мешай. Хлопай им за выступление, Подари букет цветов весенних. В перерыве, который называется антракт, Не делай ты вот так: Зрителей при выходе локтями не толкай, В буфете не кричи: «Дай, мне дай!». В зале, где артисты выступают, Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают. Сказку запомнить стараются, А после друзьям рассказать её пытаются.

Чевостик: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточка с буквой «П» и положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак «–». Это то, что вы узнали сегодня на занятии.

Чевостик: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Кирове? Как стать артистом?

Чевостик: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою». И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе с гостями, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.

На доске вывешены персонажи сказочных героев. Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи подобраны верно, то открывается слово «МОЛОДЦЫ!».

ТЕМА: « Осенние приключения »

Оборудование:

«Волшебные яблочки», листья, грибы, овощи, цветы, шарфы, бумага, графические картинки с изображением эмоций, иллюстрации с изображением зверей; Костюмы ежиков, зайцев, чучела, белок, маски зверей, плащ; Избушка, деревья, елки, театральная напольная ширма, занавес, куклы зверей.

Ход занятия:

С помощью волшебного плаща педагог – театрал превращается в разных осенних персонажей, а дети, скушав волшебное яблочко или понюхав волшебный цветок, тоже становятся разными персонажами.

С ребятами происходят разные события. На занятии действие происходит в избушке.

Дети работают на огороде, в образе разных зверушек или даже огородных принадлежностей. Разучивает урожайные игры и хороводы, слушает осенние звуки, рассматривают и опознают различные следы, варят варенье и т.д. Затем отправляются в лес в поисках осени. Действие переносится на лесную полянку. В лесу они превращаются в разных зверей, помогают березке и зайцу. Дети превращаются в дождевые капли, тучку, ручейки, слушают звуки осени, водят хороводы, играют в лесные игры. («Лесная зверобика», хороводные игры «Плетень», «Со вьюном я хожу». Инсценировки по сюжетам)

— Всех за сказкою сейчас Приглашаю в лес пойти. Интересней приключений Вам, ребята не найти.

Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. Отправляемся, друзья, Отставать никак нельзя.

По извилистой дорожке В сказочный мы лес пошли. Постарайтесь так идти, Чтоб с дорожки не сойти….

— Как лисички мы пойдем, В лес мы точно попадем. — И как белочка скачи, Не сбивайся ты с пути. — Побежим мы, как ежата, Ну, не отставай, ребята.

Вдруг в лесу раздался стук Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья только лечит.

ТЕМА: «Зимовье зверей»

Оборудование:

Декорации к сказке, кукольный театр (бык, баран, петушок, свинья, кот, медведь, волк), письмо, карточки с загадками, корзинка, следы и стрелки из самоклеющейся бумаги.

Ход занятия:

Ведущий встречает детей на лестнице, ведущей к музыкальному залу и спортзалу.

Ведущий: Ребята я получила письмо от сказочных героев. Сейчас я его вам прочитаю прочитаю.

“Дорогие ребята! Мы жители сказочного леса Приглашаем вас к нам в гости. Ждем вас 2 октября…” – Так это же сегодня! Вы хотите отправиться в гости?

Дети: Хотим.

Ведущий: Но, что бы нам отправиться в гости вы должны отгадать, из какой сказки нам пришло письмо. Подсказками вам будут загадки. (Из конверта достать карточки с загадками)

Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Острые ушки на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот)

Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Бык)

Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. (Свинья)

(Ребенок, отгадавший загадку, получает соответствующий персонаж)

Ведущий: Молодцы вы отгадали все загадки. Какие животные были спрятаны в загадках?

Дети: Кот, петух, баран, свинья, бык, волк, медведь.

Ведущий: Подумайте, в какой сказке могут все эти животные встретиться?

Дети: “Заячья избушка”, “Теремок”, “Зимовье”.

Ведущий: Правильно, все эти животные встречаются в сказке “Зимовье”. Вы отгадали сказку, в которую мы отправимся.

— Ребята, а вы любите сказку? Тогда, я приглашаю вас в сказочный лес! — На улице сейчас стало холодно, нам нужно одеться потеплее. Надевайте теплые шапки, шубы, валенки и в путь (имитируют). А дорогу нам укажут волшебные стрелки, поэтому нам нужно быть очень внимательными. (Стрелки идут по коридору и приводят в спортивный зал). Вот и стрелки, куда они нас привели.

— Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи Ты же видишь, мы свои! — Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! (Дети видят следы животных, людей) — Как вы думаете, кому принадлежат эти следы? (Дети отгадывают следы). — А в какого зверя хотел бы превратиться каждый из вас? — Покажите, какой вы зверь. (Игра с имитацией «Кто как ходит») — Наш путь продолжается. (Проходят по следам и заходят в комнату сказок). — Вот мы и в сказке. Снимите свои теплые вещи и усаживайтесь поудобнее.

Инсценировка сказки “Зимовье” (дети работают куклами сами).

Ведущий: Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

– Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы в волю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

– Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. (Встретил в лесу барана)

Бык: Давай, друг, зимовье строить? Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.

Баран: Ладно,- согласен.

Ведущий: Повстречали бык да баран свинью.

Баран: Пойдем Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Свинья: Согласна я.

Ведущий: Увидели бык, баран да свинья кота.

Свинья: Здравствуй, Котофевич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Кот: Согласен.

Ведущий: Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха.

Кот: Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, стены конопатить, а ты крышу строить.

Петух: Я согласен.

Ведущий: Выбрали друзья место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали. Стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили запасов и дров.

Ведущий: Скажите, кто у нас зимой еще запасы готовит?

Дети: Белка, муравей, ежи, пчелы, медведь.

Ведущий: А как они зимуют? Какие у них избушки?

Дети: Медведь в берлоге, белка в дупле, еж и мыши в норке.

Ведущий: Что за шум? Послушайте, кто – то идет.

Волк:

Листья осыпаются, Звери ждут зимы Волчишке – братишке Скучно одному. Спрятался куда-то Весь лесной народ

(Видит зимовье.)

Чья же это хата? Кто же в ней живет?

(Стоит, смотрит из-за дерева с другой стороны идет Медведь.)

Медведь:

Иду, бреду по ельничку, По хрусткому валежничку. Я за медом лазал в улей, Так трудился, так устал! Злюки-пчелы искусали Нос, и уши, и глаза. Не найду себе покоя, Нос огнем вот так и жжет.

(Замечает зимовье.)

Зимовье? Что такое? В зимовье кто живет?

Ведущий: Вот так узнали про зимовье волк и медведь. (Волк и Медведь уходят)

Ведущий: Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился, живут друзья, не горюют.

(Встретились Волк и Медведь.)

Волк:

Пойдем, в избушку, всех поедим, Сами станем там жить.

(Собрались и пошли.)

Волк: Иди ты вперед, ты здоровый.

Медведь: Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед.

Ведущий: Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

– Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом.

Баран: Бэ-э-э!. Бэ-э-э!. Бэ-э-э!.

Ведущий: Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал.

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал.

Кот: Мяу-у-у!. Мяу-у-у!. Мяу-у-у!.

Ведущий: Набежал бык, рогами волка в бок.

Бык: У-у-у!. У-у-у!. У-у-у!.

Ведущий: А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит.

Свинья: Хрю!. Хрю!. Хрю!. Кого тут съесть?

Ведущий: Туго волку пришлось, едва жив из беды вырвался.

(Бежит, Медведю кричит.)

Волк: Ой, братец, уходи! Ой, братец беги!

Ведущий: Услыхал медведь пустился на утек. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

Волк: Вошел я в зимовье, вижу уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из-за угла рогатый, бодатый мне рогами в бок! А с низу кричат: “Кого тут съесть?” – не взвидел я свету – и вон.

Ведущий: Волк и Медведь с той поры к избушке близко не подходили. – А бык, баран, свинья, кот да петух живут там, поживают да горя не знают.

Ведущая: Понравилась вам сказка? Тогда давайте заберем эту сказку к себе в детский сад и покажем ее другим детям.

— Посмотрите! Под елочкой стоит моя волшебная корзина. Давайте сложим в нее нашу сказку.

Используя элементы пантомимы сложить героев сказки в корзину.

— А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Одевайте свои теплые вещи, вставайте на лыжи-скороходы и отправимся в обратный путь! (Дети уходят в группу)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]