Конспект физкультурного занятия для детей старшего возраста «В мире русских народных подвижных игр»
Конспект физкультурного занятия для детей старшего возраста «В мире русских народных подвижных игр»
Автор-составитель: Мухина И.А. воспитатель физической культуры МБДОУ №33 «Гнёздышко» г. СтаврополяЦель
: повышать уровень физической и двигательной подготовленности у детей через русские народные подвижные игры, используя инновационные подходы.
Задачи:
- Приобщать детей к культуре и традициям русского народа:
- Формировать умение действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве:
- Развивать быстроту, силу, выносливость:
- Научить детей играть активно и самостоятельно, приобщать к ЗОЖ.
Оборудование:
музыкальные фонограммы, костюмы: Емели, Василисы: шапочки: Колобка, Лисы, нестандартное оборудование, спортивный модуль, стойки для прыжков, гимнастическая скамейка, мостик, маты, макет солнца, муляжи грибов и ягод, шапка — ушанка, трафареты рыб, корзина с яблоками.
Предварительная работа:
Заучивание русских народных считалок и пословиц, правил и слов к играм, изготовление шапочек для игр.
Ход занятия
Дети заходят в зал под русскую народную музыку и выстраиваются в шеренгу.
Ведущий:
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие по русским народным играм. Вы согласны?
Дети:
Да!
Ведущий:
Тогда, вперёд, в сказку!
Стук в дверь. Входит Емеля с балалайкой.
Емеля:
Ни дороги, ни пути, ни проехать, ни пройти. Щуку я в пруду поймал и желанье загадал. Работать стал красиво, ловко В деле любом проявлял я сноровку. Щука всем этим меня наградила, А печка сама меня всюду возила. Вот к вам привезла. Вы узнали меня?
Дети:
Да!
Емеля:
Раз уж вы отправились в сказочное путешествие, я буду вам показывать дорогу, а то вы заблудитесь. У меня есть друг, Колобок. Он быстрый, шустрый, любит заниматься физкультурой и любит играть в подвижные игры.
Емеля:
А вы, ребята?
Дети:
Мы тоже любим играть!
Емеля:
Чтобы добраться до колобка, нужно пройти через лес. В путь, ребята!
Разминка.
Разнообразные виды ходьбы и бега с использованием нестандартного оборудования; подлезание под дуги разной высоты; прыжки на двух ногах с продвижением вперёд через препятствия; выполнение упражнений на восстановление дыхания. ( разминка выполняется под русскую народную музыку).
Емеля:
Ребята, впереди я вижу печку, а на ней лежит Колобок.
Колобок:
Здравствуйте, ребята. Колобок я, Колобок. У меня румяный бок. На печи лежать устал. Лучше б с вами поиграл.
Емеля:
В какую игру ты хочешь поиграть, Колобок?
Колобок:
А вы разве не догадались?
Дети:
Игра называется «Колобок».
Колобок:
Но перед игрой нужно обязательно сделать зарядку, чтобы набраться сил и поднять настроение.Проводится комплекс О.Р.У. в парах под музыку «Колобок».
Колобок:
Ребята, пришло время игры. С чего начинается игра? (дети отвечают: с считалки, с зачина, выбирается водящий, объясняются правила игры).
Проводится русская народная подвижная игра «Колобок».
По считалке выбирается ловишка – «лиса», — который становится в центр круга.Лиса:
Колобочек, Колобок, Где ты был вчера дружок?
Дети:
На окошке отдыхал, С кошкой Муркой я играл.
Лиса:
А сметану вы не ели?
Дети:
Нет. Только носиком задели.
Лиса:
Вас бы надо наказать.
Дети:
Ну, попробуй – ка догнать.Дети разбегаются, ловишка их ловит.
Емеля:
Спасибо Колобок, поднял нам настроение. Прощай, а мы продолжаем свой путь.
Равновесие
– ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны; ходьба по мостику со страховкой воспитателя.
Навстречу выходит Василиса Премудрая.
Василиса:
Добро пожаловать, гости дорогие. Я знаю, что вы путешествуете и любите играть в русские народные игры. Чтобы поиграть в следующую игру, надо отгадать загадки.Чтоб здоровым быть сполнаФизкультура всем нужна.Для начала по порядку – Утром сделаем…(зарядку).
Белая водица всем пригодится.Из водицы белой всё что хочешь, делай!Сливки, простоквашу, масло в вашу кашу.Творожок на пирожок.Кушай, Емеля, дружок.Ешь да пей, гостям налей.И коту не жалей! (молоко).
Чего в гору не выкатить,В решете не унести и в руках не удержать (вода).
Бродит одиноко огненное око.Всюду, где бывает, взглядом согревает. (солнце).
Василиса:
Я предлагаю всем поиграть в русскую народную игру «Заря – заряница».
Проводится русская народная игра «Заря – заряница».
Дети становятся в круг, берутся за руки и идут направо по кругу. «Лето» с солнцем идет налево со словами:Заря – заряница,Красная девица,По полю ходила,Ключи обронила.Ключи золотые,Ленты голубые,Кольца обвитые.При последних словах все останавливаются. Двое детей, напротив которых остановилось «лето», бегут в разные стороны. Побеждает тот, кто первым дотронется до солнышка.
Василиса:
Прощаюсь с вами, до свиданья, желаю счастливого пути.
Емеля:
Ой, детишки, на нашем пути речка. Чтобы не намочить ноги, её нужно перепрыгнуть.
Прыжки
в длину с разбега с приземлением на две ноги.( на маты).
Емеля:
Ребята, когда я к вам ехал на печке, мне повстречалась Лиса. Она теперь учится в лесной школе. Ей дали трудное домашнее задание. Давайте поможем ей. Я вам буду читать вопросы, а вы внимательно слушайте и если то, что я говорю правильно – вы хлопайте, а если нет, то топайте.
Проводится игра «Хорошо – плохо».
Вопросы к игре:
Мыть ноги и принимать душ;Перед сном много пить и есть;Проветривать комнату перед сном;Смотреть страшные фильмы;Много гулять на свежем воздухе;Играть перед сном в шумные игры;Кушать сладкую и жирную пищу;Есть больше овощей и фруктов;Надевать чужую одежду и обувь;Смотреть на яркий свет;Делать гимнастику для глаз;Грызть орехи зубами;Два раза в день чистить зубы.
Емеля:
Молодцы, знаете, как сохранить здоровье. Спасибо, что помогли Лисе. А давайте ей ещё и рыбы наловим, пусть порадуется!
Посреди бечёвки рыбка, Ты мотай бечёвку шибко.Тот, кто первый намотает.Тот Лисе её подарит.
Проводится игра – эстафета «Ловись, рыбка!». Появляется Лиса.
Лиса:
Здравствуйте, детишки. Я Лисичка – Лиса, Всему лесу я краса. Вы так дружно тут играли И, наверное, устали?
Емеля:
Ну, что ты. Лиса! Посмотри, сколько рыбы тебе ребята наловили.
Лиса:
Вот это улов! Спасибо вам, ребята. Как гласит русская народная пословица: «Сделал дело – гуляй смело!». Давайте поиграем в мою любимую игру.
Дети:
Да!
Проводится русская народная подвижная игра «Лиса и дети».
Дети:
Тётушка лиса, Горошек воруем, Ягодки собираем, Папеньке – стаканчик, Маменьке – стаканчик, А тебе ничего!Дети делают вид, что щиплют травку, собирают грибы, ягоды и произносят слова. Лиса догоняет детей.После игры лиса уходит.
Емеля:
Наше путешествие продолжается. Кто же ещё нам встретится на пути?
Навстречу выходит дедушка Тимофей с корзинкой, в которой лежат ягоды и фрукты.
Дед Тимофей:
Добрый день, ребятки. Как хорошо, что я вас встретил. Пошёл я в лес по грибы по ягоды, да и заблудился. Ребята, поможете мне до дома добраться?
Дети:
Конечно, дедушка.
Дед Тимофей:
Ну, а чтобы по дороге не скучно было, поиграем в игру.
Проводится русская народная подвижная игра «Дедушка Тимофей».
Здравствуй, дед Тимофей!Посмотри ты на детей,(дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят, дедушка выполняет движения).Не качай головой, — (качает),Не тряси бородой, — (трясёт),Ты не топай ножкой, — (топает),Постой на дорожке – (стоит смирно).Да послушай что мы скажем,(прикладывает руку к уху),Посмотри, что мы покажем!(приставляет руки к глазам, «очки»).Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.Дед: — Где вы дети были?Дети: — Во сыром борочке.Дед: — А что вы там делали?Дети: — Посидели на кочке, — приседают,Постояли на пенёчке, — встают, руки вверх,Голову почесали. – чешут рукой голову,Да от тебя убегали! –вытягивают руки вперёд.Дети убегают от деда, он их догоняет.
Дед Тимофей:
Вот я и дома. Спасибо, вам, ребята. А за вашу доброту вот вам гостинец.
Дарит детям корзину с фруктами. Прощается и уходит.
Емеля:
На этом наше путешествие по сказкам и русским народным играм закончилось. Спасибо вам за радость, хорошее настроение, улыбки и смех. Так смеяться могут только добрые, здоровые дети. Вы теперь знаете, как сохранить здоровье. Желаю вам быть красивыми, крепкими, сильными. До свидания!
Емеля уходит.
Используемая литература:
- Интернет ресурсы.
- Картушина М. Ю. «Народные праздники в детском саду. – М.ТЦ.». Сфера – Москва 2007г.
- Харченко Т. Е. «Физкультурные праздники в детском саду». Детство-Пресс 2009г.