Конспект занятия по образовательной области « Ребенок и общество» по безопасности
Конспект занятия по образовательной области
« Ребенок и общество»
Тема :Цель:
формирование социального опыта, личностных качеств ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
— формировать представления о специальном транспорте; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения; развивать умения соблюдать правила безопасного поведения (от 3 до 4 лет);
— закреплять представления о специальном транспорте; формировать представления о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту; формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице, в квартире ( от 5 до 7 лет)
— развивать умение безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях (от 3 до 7 лет)
Материалы:
сюжетные картинки по безопасности, картинки с изображением специального транспорта, игрушка Клоун.
Предварительная работа:
проведение дидактических игр «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя», «Минуток безопасности», экскурсии в уголок безопасности, беседы, рассматривание тематических иллюстраций и плакатов, разучивание физкультурных минуток.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках.
Дети:
Клоун.
Воспитатель:
Это необычный клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых написаны числа и буквы. Но, пока он летел, шарики спутались, помогите собрать их. Для этого надо расположить числа в порядке возрастания. Читаем хором, какое получилось слово.
Дети:
Транспорт.
Воспитатель:
Посмотрите внимательно на шары, какого они цвета?
Дети:
Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель:
Что напоминают эти цвета?
Дети:
Сигналы светофора.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! То, что вы узнали,
Подтвержу для ясности: Светофор стоит на страже Нашей безопасности. Он и вежливый и строгий, Он известен на весь мир, Он на улице широкой Главный для транспорта командир!
Воспитатель:
Как вы понимаете слово транспорт?
Дети:
Это машины, велосипеды, трамваи.
Воспитатель:
На улице нашей Машины, машины, Машины малютки, Машины большие. Эй, машины, полный ход! Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы. Машины выходят, С утра на работу.
Воспитатель:
Транспортных средств очень много. Давайте рассмотрим самый близкий нам вид транспорта. Машины, которые передвигаются по земле мы относим к наземному виду транспорта.
Воспитатель:
Давайте расскажем Клоуну о них. О какой из этих машин вы можете рассказать?
(Рассказы детей).
Клоун улыбается, он доволен вашими рассказами.
Работа по блок-схеме
Воспитатель:
Наземный вид транспорта делится на группы. Есть специальный, общественный, легковой, грузовой. Как вы думаете, почему их так назвали и чем они отличаются друг от друга?
Дети:
Грузовые машины перевозят грузы, а общественные пассажиров, специальные для выполнения специальных работ.
Воспитатель:
Ребята, какие машины относятся к специальным машинам?
Дети:
Пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, машина газовой службы.
Беседа о видах транспорта и их назначении
Воспитатель:
Правильно, молодцы! Ребята, есть такие специальные автомашины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее доставить в больницу. По телефону 103 мы связываемся со службой скорой помощи. А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и некто ее не задерживает. На ней ничего не написано, но ее сразу все узнают, ведь одни только пожарные машины бывают красные, как огонь. Пожарную машину пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не сжег. Набрав, по телефону 101 мы можем, вызвать пожарную помощь. Сигнал по номеру 102 получают работники милиции, когда жизни людей угрожает опасность от преступников. Давайте мы с вами возьмем тетради и карандаши, посмотрите там у нас написаны номера телефонов, давайте обведём по точка цифры и посмотрим, что получилось.
Игра «Подбери подходящий транспорт»
Воспитатель:
Клоун устал и хочет с вами поиграть. У вас на партах лежат картинки, где изображено какое – либо транспортное средство. Клоун показывает сигналы вызова экстренной помощи (101, 102, 103, 104), а вы покажите соответствующие картинки. Специальные машины мы вызываем в экстренных случаях. Но чаще в жизни мы сталкиваемся с общественным транспортом. К общественному транспорту относится трамвай, троллейбус, метро, автобус. Слово трамвай пришло к нам из Англии. «Трем» — вагон, ходящий по путям, по рельсам. Двигается он за счет тока, который поступает от электростанции в верхний провод, оттуда в дугу трамвая и к электродвигателю, который и движет его. Затем ток идет через колеса к рельсам и возвращается на электростанцию. Трамвай может иметь один, два, а иногда и три вагона. Что касается троллейбуса, то слово «бус» — это сокращенное слово «омнибус» — карета для всех. Слово «троллей» означает «Контактный провод». А слово автобус означает «авто» и «бус», они бывают разной формы. А в Англии даже в два этажа. Самым быстрым общественным транспортом в больших городах является метро. Впервые метро было, построено в Англии, а в России оно появилось в 1935 г. в Москве.
Игра «Запрещается – разрешается»
Воспитатель:
Ребята, у Клоуна возник вопрос, знаете ли вы правила поведения в общественном транспорте? И поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Игру будем проводить с движениями. Сейчас вы увидите, сюжетные картинки если действие изображенное на картинке разрешается вы должны хлопать, а если действие которое не приемлемо на транспорте то топаете ногами. Мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Мы подробно разобрали наземный вид транспорта, но существуют еще другие виды транспорта. Посмотрите на экран и назовите, какие еще виды транспорта вы здесь видите?
Дети:
Корабль, катер, теплоход – водный. Самолёт, вертолёт, ракета – воздушный.
Воспитатель:
Правильно. А как вы думаете, для чего нам нужны все эти транспортные средства?
Дети:
Чтобы ездить на них, чтобы плавать, летать, перевозить грузы, людей!
Воспитатель:
Но кто же управляет всеми этими машинами?
Дети:
Машина — водитель Ракета — космонавт Корабль — капитан
Воспитатель:
Вот на картинах мы видим с вами три вида транспортных средств. А скажите, правильно ли транспорт выбрал свой путь?
Дети:
На самолёте мы с вами летим по воздуху. На машине мы едем по дороге. На корабле мы плывём по морю, по океанам!
Воспитатель:
А теперь, давайте поиграем в игру «Что лишнее?»
Дети:
Ковёр-самолёт лишний.
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, что это за дорожка? И наш Клоун тут. Это, ребята, дорожка знаний, давайте пройдем по ней и повторим, как вы все запомнили. О чем мы сегодня говорили? Отправляемся в путь. Чтобы не скучать в пути, давайте я вам загадаю загадки.
Не птица, а летает, Не пчела, а жужжит. Всех людей, кто пожелает Быстро – быстро он домчит. (Самолет)
К какому виду транспорта относится самолет? Что мы узнали об этом виде транспорта? (Ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы! Можем двигаться дальше. Слушаем следующую загадку:
Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! (Пароход)
Воспитатель:
Да, правильно, что вы можете рассказать о пароходе? (Ответы детей).
Воспитатель:
Умницы! Слушайте следующую загадку:
Для этого коня еда – Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется. Что же это? (Автомобиль)
Воспитатель:
Для чего нужны автомобили? К какому виду транспорта он относится? (Ответы детей).
Воспитатель:
Клоун улыбается, он доволен вашими ответами. А отгадаете ли вы следующую загадку?
Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)
Воспитатель:
Молодцы! Клоун приглашает нас сесть в автобус и проехать одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».
Воспитатель:
При посадке в транспорт Входить в задние двери … (разрешается)
А выходить через передние … (разрешается)
Если едешь в транспорте, И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперед. Ехать «зайцем», как известно, … (запрещается)
Уступать старушке место … (разрешается)
Опираться на входную дверь … (запрещается)
Сесть на свободное место … (разрешается)
Высовываться из окна … (запрещается)
Громко разговаривать и кричать … (запрещается)
Воспитатель:
Вы Клоуну показали свои знания, можем отправляться в путь. И так, последняя остановка, автобус остановился, но двери почему-то не открываются. Для того, чтобы они открылись, мы должны вспомнить, как обходят автобус?
Дети:
Надо подождать, когда он уйдет.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Мне и Клоуну очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Клоуну было интересно на уроке и в знак благодарности он хочет вам подарить свои шарики.