Педагогический совет: Экологическое воспитание в детском саду


Педагогический совет: Экологическое воспитание в детском саду

Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Ход педсовета: Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса. Что означает термин «Экология»? Само слово «экология» образовано от греческих «экос» — «дом» и «логос» — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Некоторые возможные определения науки «экология»: • Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе. • Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников? Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); – формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); – развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); – участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы; – экологическое воспитание – это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых; – система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста? Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде. Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника? Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности. В каких видах деятельности детей возможно закрепление экологических знаний? В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: – сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или деятельность взрослых; – практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг); – детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; – общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира; – экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы; – речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; – наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе; – просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе; – проектная деятельность. Чтобы сформировать у детей: потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, — в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой. Сообщение воспитателя «Создание эколого-развивающей среды в ДОО». Деловая игра Ваша задача – показать знания о жизни растительного и животного мира, о состоянии погоды, приметах по народному календарю. 1 часть. Разминка. Участники поочередно отвечают на вопрос ведущего. Вопросы для первой команды 1. Как образуется дождь? (Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.) 2. Что такое туман? (Туман — форма выделения паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным.) 3. У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки? (Клён цветет одновременно с распусканием листьев). 4. У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение? (У берёзы и клёна). 5. Почему кукушки не вьют гнёзд и не высиживают птенцов? (Эту привычку она заимела очень давно, потому что эволюционно приспособилась к такому паразитическому методу выведения птенцов. Несмотря на свой крупный размер, кукушка откладывает небольшие яйца, чтобы мелкие птицы не догадались, что у них в гнезде подкидыш. Каждый вид кукушки выбирает гнездо тех птиц, чьи яйца по цвету напоминают ее собственные, ведь заметив подвох, хозяева просто выбросят чужое яйцо). 6. Почему зайчата всегда дрожат? (В дрожащих мускулах развивается тепло, которым греются зайчата). 7. У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые? (У медуницы). 8. Как называют гнездо белки? (Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями. Ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.) Вопросы для второй команды 1. Как образуется радуга? (Радугу обычно объясняют простым преломлением и отражением солнечных лучей в каплях дождя). 2. Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север? (На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его там больше). 3. Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? (Листья ольхи). 4. Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми? (Весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница, боярышница). 5. Почему стрижи никогда не садятся на землю? (На земле стрижи беспомощны – короткие ножки приспособлены лишь для ползанья. Самостоятельно взлететь с земли стриж тоже не в состоянии – длинные крылья при взмахе ударяются о землю. Отсутствие заднего пальца не позволяет охватить ветку). 6. Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.) 7. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту. Он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.). 8. Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.) 2 часть. Легенды о растениях. Растения с глубокой древности играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество разных историй. Каждое растение имеет свою историю, а очень древняя история превратилась в легенду. Командам предлагаются фотографии растений, участники должны определить их название и рассказать о них легенду. Ирис Название растения происходит от греческого слова iris — «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида) порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги. Калина Про калину бытует такая легенда. Были когда-то ягоды калины слаще малины. Красивая девушка полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. Ничего не помогало, и решила тогда она сжечь тот лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там все сгорело. Один только калиновый куст сохранился, политый горючими слезами. А под кустом увидел кузнец заплаканную красавицу. Прикипело его сердце к девушке, влюбился он, но было уже поздно. Вместе с лесом сгорела быстро и красота девушки. А калина вернула парню умение отвечать на любовь, и в глубокой старости видел он образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. Но с тех пор горчить стали ягоды калины, будто слезы неразделенной любви. И пошло поверье, будто букет калины, приложенный к исстрадавшемуся влюбленному сердцу, успокаивает боль. Лилия Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно преданиям, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. Берёза На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину. Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако, как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу. 3 часть. Брей-ринг «Бюро погоды» Командам выдаются конверты с листочками. На одних написано начало приметы, на других – продолжение. Участники должны быстро и правильно собрать народные приметы. Обилие снега в январе – к дождливому лету. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Обильная роса на траве – к ясной, жаркой погоде. Синичка с утра начинает пищать – к морозу. Клевер складывает листочки – к надвигающейся бури. Много ягод – к холодной зиме. Лягушки квакают – к дождю. Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно – летом будет засуха. 4 часть. Решение педагогических ситуаций. 1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. — Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку. — Это еще что за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы. Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? 2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! » Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации? Подведение итогов педсовета. Обсуждение проекта решений.

Рекомендуем посмотреть:

Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Энциклопедия — одна из форм ознакомления дошкольников с миром природы родного края Экологическая тропа в детском саду Музыкальное занятие в старшей группе на тему: Зима

Похожие статьи:

Экология в музыке

Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Доклад воспитателя на педсовете по экологическому воспитанию дошкольников

Доклад на тему: «Наглядное моделирование, как средство приобщения к экологической культуре дошкольников».
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Современный, качественно новый этап развития экологического воспитания и образования предлагает разнообразные программы, способствующие его эффективности: «Юный эколог» — С.Н. Николаева: «Наш дом – природа» — Н.А. Рыжовой; «Планета – наш дом» — И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской; «Мы открываем мир» — Т. Климовой и Н. Тарановой и другие. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Актуальность: Важность экологического воспитания дошкольников в настоящее время очень хорошо обоснована, понятна педагогами, и вряд ли, нуждается в дополнительном доказательствах. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру. Моделирование — это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система: • находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; • способная замещать его в определённых отношениях; • дающая при её исследовании, в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Целью моделирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Требования, предъявляемые к модели. Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду требований: 1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту. 2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней 3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью 4. Она должна облегчать познание Задачи: • Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию детей, с помощью моделирования. • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Развитие познавательного интереса к природе, речи, мышления, памяти, умения формулировать выводы Виды моделей: В дидактике выделены три вида моделей: 1. Предметная модель; 2. Предметно-схематическая модель; 3. Графические модели. 1.Предметная модель имеет вид физической конструкции предмета, аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. 2. Предметно-схематическая модель Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. 3.Графические модели обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значитель но сокращает время обучения, и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении. Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме. Развитию у детей умения моделировать, замещать, способствует «зарисовка» загадок . Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий и представлений, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Они просты для восприятия, доступны для создания и действия с ними. Модель дает возможность выделить и отразить в наглядной форме открытые связи и отношения между объектами и явлениями природы. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица и мнемодорожка. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Задачи работы педагога по мнемотаблицам и мнемодорожкам 1. Формировать экологические представления детей о природе через упорядочивание и систематизацию познавательной информации об окружающем. 2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки объекта. 3. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, речь. 4. Развивать умения в монологической речи: связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. 5. Формировать познавательный интерес к добыванию информации. Изучение теории по данной проблеме и апробация научных подходов в практике позволили выработать следующую последовательность обучения детей приемам работы с мнемотаблицами и с мнемодорожками. 1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого. 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей. 2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (животные, растения, времена года, птицы, и т.п.) 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (заяц, волк, водоем, лес и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 4. Отгадывание загадок — мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?) приложение олень, белка, белый медведь. 3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу. Вывод: Таким образом, систематическая и комплексная работа с использованием моделей по экологическому воспитанию дошкольников способствует обогащению памяти ребёнка, активизации его мыслительных процессов. • У детей постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. • С помощью моделирования дети изучают свойства живой и не живой природы, делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]