Развитие познавательной активности дошкольников
Самый юный возраст детей — до 5 лет включительно — принято подразделять на 2 группы: младенческий период и дошкольный. Первый длится с 0 до 3 лет, а второй с 3 до 5.
Как правило, большинство школ и существующих методик по развитию познавательной активности дошкольников рассчитаны именно на этот возрастной период.
Изучение особенностей детского развития значительно отличается от исследовательских программ по изучению деятельности подростков и взрослых людей. Это отчетливо прослеживается в способах проведения работы и методах ее осуществления.
Основной принцип, которому следуют изобретатели диагностических программ — принцип естественности. Он подразумевает под собой минимальное вмешательство старших в обыденную жизнь ребенка.
Чаще всего познавательная активность ребенка провоцируется в игровой форме, в которой учитываются возрастные особенности развития.
Весьма популярны и удобны к применению различного рода шкалы развития, в которых предусмотрено проведение аналитико-статистических наблюдений с последующей фиксацией и сопоставлением данных деятельности с возрастными нормами.
Работа со шкалами требует специализированного опыта и должна проводиться только под наблюдением старших и профильного психолога. В этом кроется существенная трудность, т.к. в присутствии незнакомого человека ребенку сложно показать естественные реакции на раздражитель. В этом случае необходимо ввести активное взаимодействие связки воспитатель-психолог.
Развитие познавательной активности дошкольников — ключевое направление при воспитании дошкольников.
Мальчики более склонны к активным занятиям и познают мир в процессе. Они могут часами наблюдать за работой экскаватора, мусоросборника или заглядывать в кабину водителя.
Для них наиболее актуальной станет стимуляция познавательной деятельности в форме живой игры. Только в этом случае знания будут восприняты полностью и лягут в основу «образного» багажа. Девочки более спокойны и склонны к усидчивости. Для них будет гораздо информативнее игра «дочки-матери», которая исподволь заложит необходимые знания для взрослой жизни. А художественная студия или музыкальная школа поможет развить чувство прекрасного и подарит чувство собственной значимости.
Познавательная деятельность в крови у каждого ребенка и призвана помочь ему приспособиться к жизни во взрослом мире. Постепенно она трансформируется в стремление к познанию и проявится в поисковых играх. Ребенок будет стремиться к получению новых знаний о жизни более старших людей и свежие впечатления. С возрастом активность перерастет в любознательность, которая так свойственна старшему поколению.
В ранний период развития происходит зарождение первичного представления об окружающем мире.
Для формирования образа задействованы все доступные средства, которые неразрывно связаны между собой:
- познавательная деятельность — восприятие мира, мышление, воображение память, внимание;
- эмоциональная окраска — личная реакция на происходящие события, окружающие предметы и явления;
- полученная в процессе поисков информация — знания и опыт, как личный, так и старшего поколения.
Познавательное развитие ребенка стимулируется гармоничным сочетанием вышеперечисленных этапов. Воспитатели и родители должны помочь в этом, не забывая о том, что детский процесс познания кардинально отличается от взрослого.
Состоявшийся человек воспринимает окружающую реальность с точки разума, а дети — эмоционально.
Если для первых первичны факты, а отношения и эмоции вторичны, то для дошкольников ситуация с точностью да наоборот.
Правильное формирование развития взрослого мышления включает в себя:
- познание — в мире много тайн, которые надо раскрыть;
- бережливость — мир нежен и хрупок, он требует заботы и защиты;
- созидание — мир прекрасен и я хочу передать это дальше и приумножит.
При планировании познавательного развития следует помнить о возрастных особенностях развития ребенка.
Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает.
С помощью нехитрых действий ребенок ищет ответы на основные вопросы «что, зачем, и почему». Однако, скрытые характеристики предмета 3-летний дошкольник постичь самостоятельно не в силах.
В это же время дети начинают проводить первые параллели и причинно-следственные связи, воспринимать значение предмета и его роль.
В 3-летнем возрасте познавательную деятельность лучше всего направить в русло познания: организовать интересные экскурсии-прогулки (по саду, двору или небольшому скверу), познакомить с домашними животными, растениями, жителями аквариума.
Дети этой возрастной группы очень любят получать подарки от природы: осенние листья, солнечные лучи, колючие снежинки, шишки, каштаны.
Очень полезно проводить информативные празднества — мыльные пузыри, бумажные поделки, семена-летуны, бабочки-фантики.
Здесь же закладывается уважительное отношение к окружающим людям и связка «исправляем-помогаем».
Познавательная деятельность проводится все время в той или иной форме, а не только на занятиях, т.к. имеет колоссальное значение в гармоничном развитии личности ребенка.
Индивидуальные беседы или коллективные игры, наблюдения за окружающим миром, решение загадок или простых головоломок, ежедневный уход за домашними животными или зеленым уголком — это неполный перечень познавательных мероприятий.
К 4 годам организм взрослеет: активизируются физиологические процессы, изменяющие кору мозга головного, совершенствуется нервная система, увеличивается словарный запас и запас впечатлений об окружающей действительности. В этот период познавательная активность малыша претерпевает изменения и переходит на следующую ступень развития.
Деятельность ребенка в это время направлена на путь открытий и накопления знаний. Дошкольник правильно воспринимает полученную вербально информацию и учится ее анализировать. Именно это позволяет увеличить круг общения ребенка и перестать ограничиваться лишь близким кругом.
В 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого поколения в этот период — организовать предметно-развивающую среду для активизации познавательной деятельности.
Способы познания мира: вербальные, аудиальные, кинетические, визуальные. Познавательная деятельность направлена на получение новой информации, появляется стремление постоянно расширять горизонты и искать дополнительные источники знаний.
Степень психического и интеллектуального развития позволяет начать знакомство с категориями «символ, время, категория». Приветствуются познавательные беседы, обсуждения жизненных ситуаций, просмотренных мультипликационных и видеофильмов, своевременные и правильные ответы на заданные вопросы.
К окончанию возрастного периода «дошкольник» взрослые и воспитатели должны акцентировать внимание упорядочивание информации по какому-либо признаку, поощрить познавательную деятельность в области формирования положительной картинки об окружающем мире по тематическим блокам и областям знаний, установление причинно-следственных связей.
Перед родителями в дошкольный период встает вопрос определения способностей своего ребенка.
С самых юных лет можно проследить тяготение малыша к чему-либо, достаточно лишь внимательно за ним понаблюдать — кто-то танцует, кто-то рисует, а кто-то обожает мастерить.
Если вовремя заметить предпочтения юной личности и предпринять шаги в области развития способностей, то во взрослом возрасте можно получить настоящий талант.
Проблема правильного определения предпочтений ребенка встает достаточно остро, т.к. не все родители способны правдиво оценить достижения собственного чада и часто преувеличивают их.
В этом могут помочь воспитатели и педагоги тематических кружков, секций и студий. Порой ребенок может перепробовать их все, пока не найдет оптимальный для себя вариант проведения досуга.
При правильном развитии и благоприятной окружающей среде дошкольники вырастают в неутомимых оптимистов, любознательных исследователей, фантазеров и мыслителей. Помогите своим детям, направляйте познавательную деятельность по верному пути!
Мышление
Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:
- Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
- Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.
Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.
Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре.
3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Кищаева Тамара Петровна, воспитатель Матурина Ольга Вячеславовна, воспитатель Афанасьева Ирина Николаевна, воспитатель
ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск СП «Детский сад «Золотой ключик»
Расскажи — и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций
Развитие, воспитание, обучение, образование дошкольников взаимосвязаны. Ребёнок растёт и обучается и тогда, когда играет один, когда разглядывает палочку или смотрит на картинку, и тогда, когда, общаясь с детьми, сверстниками, младшими или старшими детьми, он учится у них и сам передаёт свой опыт деятельности, — каждому есть чему поучиться у другого.
Некоторые виды деятельности кажутся взрослым бессмысленными, но они таковы только с точки зрения целесообразности, как её понимают взрослые. Для ребёнка же они могут быть чрезвычайно важными, жизненно необходимыми. Взрослый, будь то воспитатель или родитель, постоянно воздействуют на ребёнка, заставляя его поступать тем или иным образом. Поощряя те способы поведения, которые кажутся удобными для взрослых, они зачастую обеспечивают безопасность детей, но не поддерживают их инициативу, ограничив рамки поощряемого поведения, не дают им возможность проявить свою индивидуальность. Например, взрослые нередко запрещают детям «экспериментировать» только потому, что заранее знают, каков будет результат, и что он ни к чему полезному не приведёт.
Гении не идут проторёнными путями, находят проблему там, где её другие не замечают, продолжают свой путь тогда, когда с ними никого не остаётся рядом. Запрещая ребёнку исследовать мир своим собственным путём, взрослые запрещают ему быть гением. Каждый ребёнок, прежде всего личность, имеющая право на своё мировоззрение и своё миропонимание.
Метод экспериментирования – это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Интерес к исследовательскому обучению детей обусловлено высокой динамичностью современного мира, в котором человек должен уметь находить нестандартные пути решения различных жизненных задач. Самые ценные и прочные знание – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребёнку гораздо интереснее изучать науку, действуя подобно учёному, чем получать знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями. Дети – прирождённые исследователи. Это показывает их любознательность, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации, стремление к эксперименту. Задача взрослых – не погасить эту деятельность, а активно помогать её развитию. Познавательно – исследовательская деятельность и её форма экспериментирования направлена на постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию, устройства вещей. Поскольку он учится распределять, расставлять, классифицировать, сравнивать по нескольким основаниям (размеру, функции, свойствам и т.п.), развиваются интеллектуальные способности ребёнка. Знакомить детей дошкольного возраста с устройством, назначением, правилами пользования предметами следует обязательно конкретно. Общими компонентами изучения вещи являются её внешний вид (цвет, качество поверхности, размер в трёх измерениях, плоскостное и пространственное заполнение, материал, форма) связан с предназначением вещи и её эстетической ценностью. Функционирование вещи может рассматриваться в разных плоскостях: как отражение назначения вещи (для чего она была создана), как соответствие предмета своему назначению (насколько хорошо она выполняет свои обязанности – соответствует своему назначению), как возможность использовать её в дополнительных функциях (не по своему назначению или вторично).
Выстраивание классификаций – важнейший инструмент развития мышления в дошкольном возрасте. От признака к ряду, от ряда к классу, от сочетания признаков к их противопоставлению – мысль ребёнка движется одновременно с постижением внешней и внутренней сути предметов. Здесь очень важно, чтобы ребёнок пытался словами описывать, в чём различие между классами, в чём сходство отдельных предметов.
Важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в «исследовании» возникнет у самих детей, когда она может стать мотивом коллективно-распределительной деятельности.
Ребёнок учится видеть проблему, предлагать способы её решения, оценивать их, корректировать процесс работы, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В процессе воплощения замысла происходит познание самого себя путём уточнения своего желания и своих возможностей, глубоко исследуется отражаемое явление в материальном и духовном плане, познаются свойства используемых материалов, развивается умение подбирать необходимые вещи для своей работы.
Знания, полученные на более ранних этапах осмысления проблем, переходят в новое качество. Так, опыт, приобретённый детьми в конструировании, рисовании, в работе с музыкальными инструментами, пении и т.п. органично включается в новые ситуации, где он выступает в качестве опоры для решения других задач. Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и в творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
Следующая > |