Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка


Развивающее занятие психолога: «Изучаем профессии»

Ход занятия психолога в детском саду на тему профессии

1. Упражнение на приветствие.

Дети сидят в кругу. Среди различных карточек, на которых изображены эмоции детей, участники выбирают такую, которая символизирует его сегодняшнее настроение и здоровается со всеми детьми. Например, «Привет, я сегодня счастлив!» Карточки с эмоциями можете скачать внизу статьи.

2. Игра «Лото».

Детям раздаются большие карточки с изображением представителя определенной профессии. Маленькие карточки, где изображены предметы, символизирующие ту или иную профессию кладутся по центру изображением вниз. Дети по очереди берут маленькие карточки и называют, к какой профессии подходит то, что там изображено. Дети среди своих больших карточек ищут нужную профессию. Карточки для лото можно скачать здесь и здесь (у нас в наличии 2 варианта, выбирайте, какой вам больше нравится).

3. Динамическая игра.

Дети поднимаются, становятся в ряд. Психолог бросает по очереди мяч и называет начало предложения. Дети должны продолжить. «Я умею ..», «Я могу …», «Лучше всего у меня получается …», «Папа меня научил …», «Мама меня научила …», «Я сам научился …», «Я люблю делать … ». Предложения могут повторяться, но ребенок должен отвечать по-разному. Это делается для того, чтобы ребенок осознал, как много всего он умеет. Данное упражнение направлено на формирование самооценки, и актуализацию и припоминание возможностей и умений ребенка.

4. Игра «Башня».

Обсудите с детьми профессию строителя. Что они делают? Что им надо для работы. Какие машины им помогают? Что строят? На середине стола расположены различные геометрические фигуры. Шаблоны можно скачать внизу статьи.

Пcихолог строит башню используя различные фигуры, а детям надо ее воспроизвести. Задание можно усложнить — показать детям башню только пол минуты, затем закрыть ее листком А4 и предложить по памяти воспроизвести, то, что они увидели. Данная игра развивает мышление, память и направлена ​​на изучение геометрических фигур.

5. Динамическая игра «Миниатюра».

Психолог задает вопрос детям о том, как называется профессия людей, которые управляют автобусом, собирают деньги за проезд и раздают билеты в автобусе. Детям предоставляются роли шофера и кондуктора. Все остальные — пассажиры, которым раздаются каждому по 5 «монет» (можно взять пуговицы). Кондуктору еще предоставляются билеты. Дети становятся в ряд («садятся» в воображаемый автобус) и начинается игра. Психолог отмечает, что стоимость проезда 3 монеты (дети должны посчитать и дать деньги кондуктору, который должен предоставить билет). Психолог рассказывает историю о том, как едет автобус, куда он движется, кто за рулем, что вокруг «посмотрите направо, посмотрите налево …» , какие пассажиры сидят, как кондуктор собирает деньги.

6. Игра «Составь историю».

Перед детьми раскладываются карточки с изображением представителей разных профессий (можно скачать ниже) и карточки с изображением различных предметов (можно использовать карточки с лото) (всего 5-6 карточек на одну историю). Детей просят поочередно придумать историю, используя все, что изображено на карточках.

7. Аппликация «Суп и компот».

Психолог спрашивает у детей подробнее о профессии повара (чем конкретно занимаются эти люди, кто какие блюда любит есть, возможно, кто-то из родственников работает поваром, хочет кто-то стать им в будущем …). Затем дети садятся за столы, где вместе с психологом клеят аппликацию. Она состоит из следующих элементов: плита, 2 кастрюли, овощи, фрукты (скачать шаблон можно ниже). Детям надо наклеить плиту, 2 кастрюли в которые поместить отдельно овощи (суп) и отдельно фрукты (компот). Для эффекта пара над кастрюлями можно приклеить ниточки. Затем для развития коммуникативных навыков задаются вопросом: «если бы компот был только из яблок, то как бы он назывался? (яблочный). А если бы из малины, клубники, абрикоса, слив, вишен … ».

8. Упражнение на прощание.

Дети объединяются в пары и на листе друг у друга должны написать первую букву профессии, которая им больше всего понравилась. Тот, кому пишут должен отгадать. Затем дети меняются местами.
Вложения:

ФайлОписаниеРазмер файла:
Карточки для лото 1.docx462 Кб
Карточки для лото 2.docx2138 Кб
Карточки профессии.docx3471 Кб
карточки с эмоциями.docx225 Кб
Шаблон аппликации.docx2201 Кб
Шаблоны геометрические фигуры.docx41 Кб

Дошкольникам о профессиях

Цель: углубить знания об основных профессиях людей, работающих в ДОУ.

Задачи:

Продолжать учить давать ответы на вопросы; закрепить названия профессий работников детского сада, активизировать употребление слов-действий, слов-признаков, связанных с ними.

Формировать потребность в соблюдении правил общения с работниками детского сада, воспитывать уважение к их профессиям, стремление быть послушным, получать положительную оценку своего поведения со стороны взрослых.

Воспитывать чуткое, человечное отношение к взрослым и сверстникам.

Совершенствовать двигательную активность в разных видах игровой деятельности.

Коррекция недостатков внимания, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности

Словарь

Существительные: воспитатель детского сада, врач, медицинская сестра, помощник воспитателя, дворник, повар, музыкальный руководитель.

Глаголы: помогать, лечить, любить, работать, заботиться.

Прилагательные: добрый, заботливый, трудолюбивый, заботливый, ласковый,веселый

Оборудование: фотографии работников учреждения, изображающие их во время работы; логическая игра «Что кому нужно?» (картинки с изображением людей разных профессий и предметов, имеющих отношение к ним)

Ход занятия

1. Психологический настрой Давайте поздороваемся друг с другом. А с кем вы еще здороваетесь, придя в детский сад?

2. Беседа по теме «Профессии в детском саду» Малыши, видимо, вам всем нравится наш уютный детский сад. Расскажите, чего и кого много в нем. (Деток, игрушек, книг, кроваток, столов, стульев)

А могут ли в детском саду дети обойтись без взрослых? (Нет)

Да, дома о вас заботятся мама и папа, бабушки, дедушки, старшие сестренки и братишки. А в детсаду? (В детском саду о детях заботятся воспитатели, нянечки)

Важна работа людей таких профессии? Почему вы так считаете? (Ответы-рассуждения)

Но одних только воспитателей и нянечек недостаточно для того, чтобы вы получили все необходимое, ведь невеселым будет ваше пребывание здесь, если вас не покормят вовремя, если наш двор будет неубранным, а тот, у кого вдруг что-то заболело, не получит помощь.

Вот чтобы этого не произошло, в детском саду работают люди и других профессий.

Расскажите, кого я имею в виду? Что делают еще работники нашего детсада? (Дети называют соответствующие профессии)

Как вы думаете, хорошо ли относятся к вам те, кто работает в детском саду? Как именно эти люди относятся к деткам? (Бережно, заботливо, ласково, ответственно)

Как вы должны относиться к тем, кто окружает вас в детсаду (с заботой и уважением)? (Нужно быть благодарными, вести себя послушно, приветливо, не капризничать, стараться быть всегда вежливыми, вежливыми, справедливыми)

3. Физминутка «Профессии»

Педагог читает строчки, а дети выполняют движения согласно содержанию текста.

Ой, как профессий в мире много! (Ходьба на месте, покачивая головой, ладони на щеках.)

Даже не знаю, какую же выбрать? (Дети продолжают идти на месте, а руки разводят в стороны.)

Стал строителем я бы с удовольствием, Возводил дома, детские сады (Приседают и имитируют строительство башни из кубиков)

Космонавтом тоже хочется стать: Среди звезд и планет полетать… (Дети поднимаются, задирают головы и кружатся на месте.)

Может, спортсменом я стану, футболистом, (Пинают ногой воображаемый мяч) Или грациозным таким фигуристом… (Ноги детей передвигаются, не отрываясь от пола.)

Повар – профессия тоже хорошая, Стряпать ловко он может… (Круговые движения кистью – «помешивают поварешкой» мнимое блюдо)

Достойный путь изберем в жизни — я и ты (Показывают на себя и кого-то из товарищей)

Только сначала нам нужно подрасти! (Ходьба на носочках, руки протянутые вверх)

4. Дидактическая игра «Чем и кому ты можешь помочь?»

А сейчас давайте подумаем, чем мы можем помочь тем, кто работает в детском саду

Я помогу дворнику тем, что не буду мусорить, бросать во дворе бумажки, разбрасывать песок, научусь подметать, отбрасывать снег, ухаживать за клумбой. ухаживать за клумбой

Работать няней будет легче, если дети хорошо будут уметь сами одеваться, раздеваться, кушать; не будут забывать убирать после себя игрушки, книжки и другие вещи.

Воспитательница будет довольна, если мы будем послушными, внимательными, дружными, не капризными.

Повару будет приятно, если дети будут есть с удовольствием, хвалить его блюда, доедать все, что на тарелке, будут сытыми и веселыми

У врача будет меньше работы, если малыши будут здоровыми, крепкими, не болеть, полюбят заниматься физкультурой

5. Логическая игра «Что кому нужно?»

Дети рассматривают картинки и при необходимости с помощью педагога, называют того и то, что нарисовано на них.

Далее детям предлагается сгруппировать и разложить их так, чтобы рядом был человек определенной профессии и предмет, которым она пользуется в своей деятельности

6. Итог занятия

О каких мы профессиях говорили?

Хотели ли бы вы, когда вырастете, работать в детском саду?

Мой детский сад

Автор: Владимирцева Елена Анатольевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 227», Россия, город Пермь.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка.

Аннотация: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известными профессиями появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального развития личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых мною была поставлена цель и сформулированы задачи.

Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, о взаимосвязи различных видов труда; дать конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
  2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности при выполнении различных видов работ.
  3. Формировать представления детей о роли современной техники.
  4. Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретённое знание в свою деятельность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.

Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и их поведения, а также позволила мне как педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Я старалась создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей. Для организации работы в группах оформлялись специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволила: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками использовала различные средства и формы работы, постоянно меняла виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Формировала у детей представление о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, использовала индивидуальный подход, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, использовала нетрадиционные.

Расскажу об одной из них – это виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Преимуществом являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получать наглядные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра;
  • дидактическая (игра с предметом, настольно – печатная, словесная)
  • подвижная (сюжетная, несюжетная);
  • народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда.

В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.

В работе по ознакомлению детей с профессиями взрослых использовала педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:

  1. четко поставленной целью обучения;
  2. соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему “транспорт” совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. В своей работе использовала дидактических игры, так как они способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развивают умственные способности. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Например, такие дидактические игры – упражнения «Кому, что нужно для работы? Кто, что делает? Профессии, Что будет, если…» и т. д. С большим удовольствием мои дети знакомились с профессиями взрослых через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Особую радость доставили детям театрализованные представления, где они являлись и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Так – же воспитанники взаимодействовали с куклами в одежде людей разных профессий. Играя с ними, анализировали и делали выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Зачем шахтеру каска с фонариком?», «Зачем повару фартук и колпак?», «Зачем космонавту скафандр?» и т. д. Особым вниманием пользовались у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложнялась – ребёнок должен был объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно строителю?», «Что есть в магазине?», «Что нужно журналисту?», воспитанники подбирали картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходило через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда. Ещё один неоспоримый плюс – проведение работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в форме наблюдений и экскурсий способствовало взаимодействию с семьями воспитанников. Неслучайно важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Одной из форм работы были проведены недели родительских профессий, когда в детский сад приходили родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой, вызывало неподдельный интерес детей. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, видео презентации, лэпбуки, видео ролики, фотоальбомы. Привлекали родителей к проектной деятельности. Родители помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать чёткое представление о своей профессии. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.) Метод проектов хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В моём случае работа над проектами («Строители», «Журналисты») позволила воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах и решать проблемные ситуации, создаваемые педагогом. В рамках проектной деятельности использовалась модель трех вопросов:

  • Кем работают родители, и что ты знаешь об их профессиях?
  • Что нам сделать, чтобы это узнать?
  • Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, мы с детьми определяли этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагал проведение итоговых тематических занятий: «Космонавтом стать хочу!, Кем быть?». Бесед: «Кто работает в детском саду, «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и др., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Считаю, что цели проектов достигнуты и задачи решены, так как воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В процессе работы над изучаемой темой воспитанники принимали участие в разнообразных развлечениях и досугах, где с удовольствием примеряли на себя роль актёра, музыканта, певца, танцора, спортсмена. Много времени было уделено самостоятельной деятельности детей:

  • продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, КОП профессиональной направленности (изготовлению атрибутов к играм), рисованию, аппликации, конструированию, выполнению коллажей и плакатов);
  • выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого).

В самостоятельной деятельности дети закрепляли и расширяли приобретенные знания о профессиях. В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Дети знают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых. Различают профессии по существенным признакам, называют важные качества представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]