Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности
Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности
«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека». В.И. Слободчиков.
Событийность – свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живет по другим нормам.
Образовательные события направлены на формирование определенных навыков, помогающих осваивать пространства неизвестного. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые.
Событийный подход в развитии личности является одним из перспективных направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Теоретическое построение сущности события начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «Акт развития и событие – синонимы. Событие – особая переходная форма жизни».
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Событие как дидактическая единица имеет в своей структуре составляющие: – организационную (как устроено потенциальное образовательное событие); – педагогическую (как работает педагог); – результирующую (что происходит с человеком, специальным образом включённым в потенциальное образовательное событие).
В работе М.С. Аверкова, С.В. Ермакова и А.А. Попова выделены следующие типы учебно-образовательных событий:
Проектирование
– форма события, связанная с циклом организации и реализации намерения. Результатом проектирования выступает форма проектного мышления, которая осваивается школьником как средство организации деятельности, и целостность мышления коллектива, разрабатывавшего и организовывавшего совместный проект.
Обучение
– форма события, базовым процессом которой является освоение и моделирование культурного содержания. Содержательной единицей обучения является учебный предмет как система синтеза знания. Результатом события являются знания и умения обучающихся.
Тренинг
– форма события, направленная на овладение стратегий самоорганизации через выполнение задач на пробных телах, тренажёрах. Образовательная задача тренинга с одной стороны, освоение формы, способа осуществления конкретного действия. С другой стороны, формирование новый самочувствия в отношении к осваиваемой деятельности. Результатом события-тренинга является компетентность.
Организационно-деятельностная игра
– форма события, базирующаяся на проблематизации и конструировании. Основным содержанием является работа с рамками мышления. Образовательной задачей является конструирование, определение истинной (для себя, здесь и сейчас) картины мира. Новообразованием здесь является расширение рефлексивных возможностей.
Можно выделить следующие этапы подготовки образовательного события:
1 этап – определение тематики образовательных событий.
2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведения образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями, определяются средства, необходимые для проведения события.
3 этап – подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки к образовательному событию проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Обязательные критерии подготовки образовательного события Особое место проведения события, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Теперь более подробно рассмотрим технологию проведения образовательного события.
Проектирование образовательного события начинается с разработки его замысла. В образовательном событии тему моделирует группа людей, это определённая сфера деятельности для предельного разбора и переосмысления. Необходимо продумать, потенциальных участников события, проблематику и творческое название события, модель соорганизации деятельности, технологический инструментарий.
В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:
1. Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
2. Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
3. Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
4. Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события оно не только не заканчивается, а продолжается — рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.
Старт образовательного события начинается с соорганизации взаимодействия с потенциальными участниками. Для этого необходимо создать ситуацию, вызывающую события: ситуации поиска ответов на разнообразные вопросы, ситуации неожиданности и новизны знания, ситуации осмысления собственных образовательных потребностей, ситуации социальной инициативы и ответственности и другие. Задачность и режим образовательного события имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников. Экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ или классов, включение незнакомых взрослых, особые места проведения, особое расписание дня, использование незнакомых информационных технологий или гаджетов. На старте Педагогам важно не только создать пространство совместной деятельности, но и стимулировать желания и готовность обучающихся к совместной деятельности.
Реализация образовательного события осуществляется в соответствии с замыслом при пролонгированном сопровождении обучающихся со стороны педагогов с целью формирования пространства возможностей для решения проблемы и поддержания познавательной активности. При этом педагог не должен влиять на развитие события, оно должно происходить само по себе. Образовательное событие разворачивается как пространство для проб.
Завершается образовательное событие рефлексией приобретаемого опыта деятельности, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, а также определением дальнейших шагов образовательного движения.
Образовательные события в школе:
- «О, сппорт! Ты – мир!»
- «Память в сердце каждого храним!»
- «Мамы разные нужны! Мамы всякие важны!»
- «Виртуальное путешествие по планете Земля»
- «История города – история моей школы» к юбилею школы
- «Город мастеров»
- «Учись быть здоровым!»
Образовательное событие «Учись быть здоровым!»
Подготовительная работа: создание педагогических мастерских или творческих платформ, сбор материала, разработка сценария, разучивание ролей, другие организационные вопросы.
Содержательная часть: утренний флешмоб на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», линейка здоровья, единый урок-тренинг «Здоровое питание», весёлые старты, экскурсия на тематическую выставку рисунков, применение знаний, полученных на этапе подготовки, игра – путешествие в Страну Здоровья.
Образовательное событие «Память в сердце каждого храним!»
Подготовительная работа: сбор материала, подготовка детских проектов, беседы с учащимися, родителями, разработка сценариев урочных и внеурочных занятий в единой тематике «75-летие Великой Победы».
Содержательная часть: создание электронной картотеки «Ветераны ВОВ», оформление стенда;монтаж фильма «Память в сердце каждого живёт!», проведение общешкольной линейки, зажжение свечи памяти, проведение учебных занятий в единой тематике «75-летие Великой Победы», акция «Бессмертный полк», возложение венков к памятнику участников ВОВ.
Литература: Интернет-ресурсы.