Проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Инга Чадина
Проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К. Д. Ушинский
«Среднесрочный проект»
Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих — речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь 2022 г. – январь 2022г.)
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Целевая группа: дети раннего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Трансляция проекта:
— Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете
Цель проекта: является развитие активной связной речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи: развивающие: развить речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого; развивать внимание;обучающие: учить детей вслушиваться в речь взрослого, формировать умение понимать и отвечать на вопросы;воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Актуальность: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело меня к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи, используя инновационные методами и приемы, в играх, оод и режимных моментах. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование нетрадиционных технологий, ИКТ.
Объект: развитие речи дошкольников группы раннего возраста
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
— развитие связной речи дошкольников;
— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Реализация проектавключает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (ноябрь 2022 года)
— изучение психолого-педагогической методической литературы;
разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у младших дошкольников ;
— создание речевой среды
2 этап — основной этап (ноябрь2017 года –январь 2018 года)
Проведение мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей по развитию речи.
Обогащение предметно – развивающей среды:
-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме
Раздача родителям детских стихов для разучивания с детьми дома
оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
2. Технологииобучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия.
3. Коррекционные технологии:Арттерапия: песочная терапия, игры с манкой, тестотерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом.
С применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия.
Работа с родителями:
1)Консультации: «Как говорит ваш ребенок»
,
«Игротека в кругу семьи»
,
«Песочная терапия для развития речи дошкольников»
,
«Игры и упражнения речи с детьми раннего возраста»
,
«Пальчиковая гимнастика для малыше»
,
«Как научить ребенка учить стихи»
.
2)Памятки:
«Какие игрушки необходимы детям»
,
«Здоровьесбережение»
, «Социално-эмоциональное
развитие ребенка раннего возраста».
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап (январь 2022год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта,выявление достижений и неудач проведенной работы:
— Квест-игра «По следам диких животных»
;
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами)
;
— анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Вывод:
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности.
Благодаря использованию инновационных технологий, не только обогатило словарный запас дошкольников, но и способствовало развитию познавательной активности и образного мышления, помогло детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они научились самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.
Я считаю, что использование мною инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников позволило повысить эффективность в моей работе и подтверждает свою актуальность.