Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»


Проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Инга Чадина

Проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

«Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний»

К. Д. Ушинский

«Среднесрочный проект»

Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих — речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу

эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь 2022 г. – январь 2022г.)

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Целевая группа: дети раннего дошкольного возраста.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Трансляция проекта:

— Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете

Цель проекта: является развитие активной связной речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи: развивающие: развить речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого; развивать внимание;обучающие: учить детей вслушиваться в речь взрослого, формировать умение понимать и отвечать на вопросы;воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.

Актуальность: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело меня к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи, используя инновационные методами и приемы, в играх, оод и режимных моментах. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование нетрадиционных технологий, ИКТ.

Объект: развитие речи дошкольников группы раннего возраста

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

развитие связной речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Этапы реализации проекта:

Реализация проектавключает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (ноябрь 2022 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у младших дошкольников ;

— создание речевой среды

2 этап — основной этап (ноябрь2017 года –январь 2018 года)

Проведение мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей по развитию речи.

Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме

Раздача родителям детских стихов для разучивания с детьми дома

оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.

2. Технологииобучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии:Арттерапия: песочная терапия, игры с манкой, тестотерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия.

Работа с родителями:

1)Консультации: «Как говорит ваш ребенок»

,
«Игротека в кругу семьи»
,
«Песочная терапия для развития речи дошкольников»
,

«Игры и упражнения речи с детьми раннего возраста»

,
«Пальчиковая гимнастика для малыше»
,
«Как научить ребенка учить стихи»
.

2)Памятки:

«Какие игрушки необходимы детям»

,
«Здоровьесбережение»
, «Социално-эмоциональное
развитие ребенка раннего возраста».
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

3 этап — заключительный этап (январь 2022год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта,выявление достижений и неудач проведенной работы:

— Квест-игра «По следам диких животных»

;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами)

;

— анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Вывод:

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности.

Благодаря использованию инновационных технологий, не только обогатило словарный запас дошкольников, но и способствовало развитию познавательной активности и образного мышления, помогло детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они научились самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.

Я считаю, что использование мною инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников позволило повысить эффективность в моей работе и подтверждает свою актуальность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]