Эксперимент со спичками
Для первого опыта с водой для дошкольников понадобится стеклянный стакан, акварельные краски, глубокая тарелка, пластилин. Эксперимент с использованием воды наглядно покажет, как меняется давление воздуха при горении.
- В стакан нужно налить воду, кисточкой добавить в него любой цвет из красок и размешать, это нужно для наглядности проводимого опыта.
- Далее в пустую тарелку на дно положить кусочек пластилина, в который вставить спички — две штуки.
- Из стакана в тарелку налить цветную воду.
- Под присмотром взрослых надо поджечь эти спички и накрыть их пустым сухим стаканом.
В результате нехитрого эксперимента, спички гаснут, а цветная вода, начинает подниматься вверх. Это происходит потому, что при горении давление воздуха в стакане становится меньше, чем снаружи.
Опыт с водой разной температуры
Для следующего опыта понадобятся четыре стеклянных стакана, краски. Этот эксперимент с водой для дошкольников показывает свойства воды разной температуры.
- В два стакана нужно налить холодную воду, в другие два – теплую.
- В холодную воду можно добавить желтый цвет, а в теплую – черный.
- Один из стаканов с желтой холодной водой поставить в тарелку. А стакан с теплой водой накрыть пластиковой карточкой и перевернуть вверх дном и в таком виде поставить его на стакан с прохладной водой, то есть стаканы с разной водой будут располагаться зеркально, между ними – пластиковая карта.
- Затем нужно очень аккуратно вытащить карточку, при этом нужно следить, чтобы стаканы не шевелились, придерживать их в первоначальном положении.
Здесь можно будет увидеть, что холодная и горячая вода не смешалась, это происходит потому, что тепло стремится вверх, а холод – вниз.
Осталось еще два стакана, можно попробовать провести этот эксперимент наоборот – вниз поставить горячую воду, а наверх – холодную. Вода в этом случае смешается.
Картотека опытов и экспериментов с водой
Анастасия Лескова
Картотека опытов и экспериментов с водой
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ
Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займёт всё возможное пространство. Вода течёт вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты её сила может превращаться в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.
С помощью опытов и экспериментов ты сможешь убедиться в необыкновенных свойствах воды: способности проникновения, силе давления воды и её способности двигаться при нагревании.
Эксперимент № 1
Цель:
показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче
воды.
Оборудование:
ванночка с водой, предметы, выполненные из различного
материала.
Ход эксперимента:
налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы, выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а какие идут ко дну.
Результат:
часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на
поверхности воды.
Объяснение:
нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие – тяжелее.
Эксперимент № 2
Цель:
показать детям, что вес предмета в воде уменьшается.
Оборудование:
безмен, яблоко, тонкую и крепкую верёвочку, глубокий тазик, вода, бумага и карандаш.
Ход эксперимента:
1. Обвяжите яблоко и взвесьте его на безмене, запишите результат.
2. Наполните тазик водой. Не снимая яблоко с безмена, опустите его в воду и снова замерьте его вес.
3. Запишите результат и сравните с предыдущем.
Результат:
когда яблоко погружено в воду, безмен показывает меньший вес.
Объяснение:
яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое её количество. Вытесненная вода стремиться занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Поэтому в воде вес яблока уменьшился.
Эксперимент № 3
Цель:
показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование:
газированная вода, стакан, виноград.
Ход эксперимента:
налить в стакан газированной воды и опустить в него виноградинки.
Результат:
виноградинки сначала опускаются на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и ягоды начинают тонуть. Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.
Объяснение:
воздух легче воды, он облепляет виноградину и выталкивает её из
воды.
Эксперимент №4.
Цель:
познакомить со свойствами солёной воды.
Оборудование:
большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.
Ход эксперимента:
1. Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в стакан яйцо.
Результат:
яйцо опустилось на дно стакана.
2. Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до полного растворения. Получится рассол.
3. Опять опустить в стакан яйцо.
Результат:
яйцо всплывёт наверх.
4. Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт тонуть.
Результат:
яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.
Объяснение:
яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода расположилась слоем над солёной (её плотность меньше). Поэтому яйцо остановилось посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше, чем у солёной.
Эксперимент №5.
Цель:
показать детям, как один и тот же предмет, но в разных положениях, может
плавать, или утонуть.
Оборудование:
пластилин, крышка от кастрюли, тазик, вода.
Ход эксперимента:
1. Наполните тазик водой.
2. Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.
3. Вытащите лодочку и сомните её в комок.
Результат:
лодочка спокойно плавает в воде, а комок пластилина сразу же
опустился на дно.
4. Возьмите крышку от кастрюли и опустите её на воду сначала в горизонтальном положении, а потом в вертикальном.
Результат:
в горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идёт ко дну.
Объяснение:
чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с
большей силой предмет выталкивается вверх.
Эксперимент №6.
Цель:
познакомить детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды.
Оборудование:
пинцет, иголка, стакан, вода.
Ход эксперимента:
наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и осторожно положите на поверхность воды в стакане.
Результат:
игла лежит на поверхности воды.
Объяснение:
молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение воды.
Эксперимент №7.
Цель:
продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.
Оборудование:
носовой платок, резинка, стакан, вода.
Ход эксперимента:
1. Намочите и выжмите носовой платок.
2. Наполните стакан водой и накройте его мокрым платком, закрепите платок резинкой.
3. Быстрым движением опрокиньте стакан (работайте над тазом).
Результат:
вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.
Объяснение:
когда смочили платок водой, она заполнила всё пространство между
волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.
Эксперимент №8.
Цель:
продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.
Оборудование:
тазик, треугольник из картона (лодочка, жидкое мыло, вода.
Ход эксперимента:
1. Наполните тазик водой. Положите лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру.
2. Намочите палец жидким мылом и опустите в воду за лодочкой.
Результат:
лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю
тазика.
Объяснение:
вначале лодочка стоит неподвижно, так как поверхностное натяжение
держит её со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшает натяжение за лодочкой, и она движется в сторону, где сила натяжения сильнее.
Эксперимент №9.
Цель:
показать детям, что горячая вода всегда поднимается вверх, а холодная опускается вниз.
Оборудование:
прозрачная ёмкость, маленькая стеклянная баночка с крышкой, цветные чернила, вода.
Ход эксперимента:
1. Наполните ёмкость водой. Капните несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой, и закройте её крышкой.
2. Опустите баночку на дно большой ёмкости и снимите крышку.
Результат:
окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через небольшое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.
Объяснение:
вода состоит из маленьких частиц, называемых молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Вода становится менее плотной и поэтому более лёгкой. Вот почему окрашенная горячая вода плавает над холодной. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой.
Эксперимент №10.
Цель:
знакомить детей с процессом испарения влаги.
Оборудование:
два стакана, вода, плёнка.
Ход эксперимента:
налить в два стакана воды и отметьте ее уровень, один из них накрыть плёнкой, затем убрать стаканы на сутки. Через сутки проверить уровень воды
Результат:
на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.
Объяснение:
в стакане, не накрытом плёнкой, воды стало меньше, т. к. она испарилась. В стакане, накрытом плёнкой, воды меньше не стало, т. к. плёнка препятствовала испарению.
Эксперимент №11.
Цель:
знакомить детей с таким природным явлением, как круговорот воды в природе.
Оборудование:
большой пластмассовый сосуд, вода, маленькая банка, плёнка.
Ход эксперимента:
в большой пластмассовый сосуд налить воду и поместить туда банку поменьше. Накрыть всё это плёнкой и поставить на солнце.
Результат:
солнечное тепло нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку. Именно так и происходит круговорот воды в природе.
Объяснение:
под лучами солнца вода испаряется. Частички пара поднимаются
вверх и оседают на плёнке. Там они охлаждаются и превращаются в капельки
воды, которые стекают обратно вниз.
Эксперимент №12.
Цель:
показать детям процесс образования облаков.
Оборудование:
трёхлитровая банка, горячая вода, поднос лёд.
Ход эксперимента:
налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на поднос несколько кубиков льда и поставить его на банку.
Результат:
наблюдаем, как воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начинает охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Объяснение:
эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Эксперимент №13.
Цель:
показать детям, что при замерзании вода расширяется.
Оборудование:
пластмассовая банка с крышкой, вода, морозильная камера.
Ход эксперимента:
налейте до краёв банку водой. Крышку положите сверху, но не
закручивайте. Поставьте банку в морозильную камеру и подождите, пока вода
замёрзнет.
Результат:
вода замёрзла и приподняла крышку.
Объяснение:
когда вода превращается в лёд, её объём увеличивается и,
следовательно, в банке ей не хватает места.
Эксперимент №14.
Цель:
показать, что в окружающем нас воздухе содержится водяной пар.
Оборудование:
стакан, морозильник.
Ход эксперимента:
1. Поставьте в морозильную камеру абсолютно сухой стакан.
2. Через полчаса достаньте стакан из морозильной камеры.
Результат:
стакан запотел. Через несколько минут на его стенках образуются мелкие капельки воды. Потрогайте стакан руками – пальцы станут мокрыми.
Объяснение:
в морозильной камере стенки стакана охладились. Достаточно вынуть
стакан из морозилки, как его стенки начнут охлаждать окружающий воздух. Водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в мельчайшие капельки воды и оседает на стенках стакана.
Эксперимент №15.
Цель:
показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Оборудование:
таз с водой, две, разные по размеру льдины.
Ход эксперимента:
поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Результат:
маленькая «льдина» растаяла быстрее, чем большая.
Объяснение:
чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Эксперимент №16.
Цель:
показать детям, что лёд не тонет в воде.
Оборудование:
воздушный шарик, вода, ёмкость с водой.
Ход эксперимента:
наполните водой шарик и положите его в морозилку. Когда вода замёрзнет, шарик разрезать, а ледяную глыбу опустить в ёмкость с водой. Дети видят, что небольшая часть льда находится над водой, а остальная – под
водой. Получился мини айсберг.
Результат:
лёд сначала опустился под воду, а потом большая его часть всплыла на поверхность.
Объяснение:
при замерзании вода расширяется и, значит, становится менее
плотной. Поэтому лёд не тонет.
Эксперимент №17.
Цель:
показать детям, что происходит с водой на морозе.
Оборудование:
соломинка, мыльный раствор или готовые детские пузыри.
Ход эксперимента:
нужно только в сильный мороз выйти на улицу и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Объяснение:
вода на морозе кристаллизуется в причудливые узоры.
Эксперимент №18.
Цель:
показать, как получаются мыльные пузыри.
Оборудование:
раствор для мыльных пузырей (желательно перед употреблением поставить на несколько часов в холодильник). Соломинка, гладкая рабочая поверхность (стекло).
Ход эксперимента:
1. Смочить рабочую поверхность водой.
2. Обмакните соломинку в мыльный раствор, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло – получится купол.
3. Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните первый купол и подуйте в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера.
4. Повторите процедуру в третий раз (действуйте осторожно, новый купол не должен соприкасаться с предыдущем).
Результат:
каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и
приводит к его увеличению.
Объяснение:
внутри мыльного пузыря находится воздух. Появление нового пузыря
увеличивает объём предыдущего благодаря упругости, которую придаёт ему мыло.
Эксперимент №19.
Цель:
показать, как действует вода на дерево.
Оборудование:
спички, вода.
Ход эксперимента:
надломить спички посередине, после чего капнуть на место сгиба несколько капель воды.
Результат:
спички постепенно выпрямляются.
Объяснение:
вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустоты пространства между волокнами дерева и заполняет их. Древесина набухает, сгибы распрямляются, и спичка выпрямляется.
Эксперимент №20.
Цель:
показать детям, как происходит кристаллизация сахара.
Оборудование:
стакан, сахар, ложка, вода, скрепка, карандаш (или соломинка) и
толстая х/б нить около 10 см.
Ход эксперимента:
1. Наберите в стакан очень горячую воду и добавляйте сахар, размешивая ложкой, пока он не перестанет растворяться. Нужно делать это быстро, чтобы вода не успела остыть и растворить большее количество сахара.
2. Закрепите нить с одного конца на середине карандаша, а с другого привяжите к скрепке. Поместите карандаш на стакан, нить при этом должна привяжите погрузиться в раствор и остаться натянутой.
3. Стакан поставьте в прохладное место на несколько дней.
Результат:
через несколько дней нитка обрастет сладкими на вкус кристаллами.
Объяснение:
раствор сладкой воды поднимается по нити вверх. Вода испаряется.
Остаётся только сахар, который образует кристаллы.
Эксперимент №21.
Цель:
показать детям, как кристаллизуется соль.
Оборудование:
соль мелкого помола, 2 стакана, х/б нить, блюдце, ложка, вода.
Ход эксперимента:
1. В оба стакана налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
2. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку.
3. Оставьте в таком положении на несколько дней.
Результат:
вы увидите, как на нитке и блюдце наросли кристаллы соли. Так можно
вырастить целые сталактиты и сталагмиты!
Объяснение:
раствор солёной воды поднимается по нити вверх. Вода испаряется.
Остаётся только соль, которая образует кристаллы.
Эксперимент №22.
Цель:
познакомить детей с таким свойством воды, как клейкость.
Оборудование:
два листа бумаги, вода.
Ход эксперимента:
взять два листа бумаги и подвигать их по столу. Бумага свободно скользит в любую сторону. Потом смочить листы водой, слегка прижать к столу, таким образом, мы удаляем лишнюю воду, после этого пробуем ещё раз сдвинуть листы.
Результат:
сухие листы бумаги свободно двигаются по столу в любом направлении. Мокрая бумага не двигается.
Эксперимент №23.
Цель:
показать, как меняются свойства бумаги при намокании.
Оборудование:
цветок из бумаги, миска с водой.
Ход эксперимента:
сделать из бумаги цветы. Лепестки закрутить в центр цветка, после чего опустить цветы в воду.
Результат:
цветок постепенно раскроется.
Объяснение:
вода в силу капиллярности проникает в самые меленькие пустоты пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Эксперимент №24.
Цель:
познакомит детей с силой давления воды.
Оборудование:
2 пластмассовые бутылки, вода, скотч, шило.
Ход эксперимента:
1. С помощью шила сделайте вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. После чего заклейте отверстия скотчем.
2. Наполните бутылки водой снимите скотч.
Результат:
струйки воды, выбрасываемые из бутылки с горизонтальными отверстиями, будут одной длины. В бутылке с вертикальными отверстиями дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего из верхнего отверстия.
Объяснение:
вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определённой силой. Это сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием.
Радужная вода
Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.
- В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
- Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
- Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
- Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
- Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
- Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
- И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.
В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Лариса Пенкова
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Опыт №1
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.
Опыт №2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие,говорит: «Какая вкусная вода!»
, хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт №3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет)
. Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их
водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
«Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт №6
«Вода – жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая»
, предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах,морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт №9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода)
. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком
(до тех пор, пока не растает)
. А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опытможно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт №10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой — нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт №11
«Растения «пьют»
воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют»
воду.
Опыт №12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге)
. Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода
«ушла»
из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №13
«Лед легче воды»
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №14
«Друзья – враги»
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт №15
«Спичка-пленница»
Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт №16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт №17
«Спичечные бега»
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся»
. Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт №18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду.А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода»
. Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажите их детям в теме
«Деревья»
.
Опыт №20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде.Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт №22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт №23
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите у детей, на что похоже слово «ра-дуга»
? Что такое
«дуга»
? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее
«ра-круг»
.
Опыт №24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт №25.
«Капельки»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт №26
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Красочная лампа
Подобные зрелищные опыты с детьми дошкольного возраста пользуются особой популярностью.
- Смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды, добавить краситель.
- Взять таблетку аспирина, бросить на дно емкости с полученной смесью.
Аспирин начинает шипеть, и перемешивать масло и воду, а капельки краски начинают растворяться. Очень красивое зрелище. Для подсветки, можно направить луч фонарика.
Доведение до кипения
Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.
Внимание! Вынимать следует только при помощи прихватки, стакан будет горячим.
Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.
Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае — стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.
Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.
Проводить подобные опыты для дошкольников следует проявляя особую осторожность.
Опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста
Оборудование:
Кусочек гранита, спиртовка, емкость с холодной водой.
Ход:
Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1-2 мин. Выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите ещё раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части.
Вывод:
При нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становиться непрочным.
Опыт 2.
Тема“Качество почвы”
Цель:
Показать зависимость роста тюльпана от качества почвы; развивать мышление, память, внимание; воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Две луковицы тюльпана, горшок с песком, горшок с чернозёмом.
Ход:
Рассмотреть луковицы тюльпана, убедиться, что они одинаковые. Посадить луковицы в разные горшки: с песком и с чернозёмом. Поставить на одном подоконнике, осуществлять одинаковый уход. Через две недели сравнить тюльпаны.
Вывод:
От качества почвы зависит рост растений; в чернозёме тюльпан вырос большим и красивым, а в песке – маленьким.
Опыт 3.
Тема«Свойства почвы»
Цель:
Показать, из чего состоит почва.
Оборудование:
Почва.
Ход:
На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.
Вывод:
В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
Опыт 4.
Тема«Почва и воздух»
Цель:
Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование:
Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Ход:
Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Вывод:
В почве есть воздух.
Опыт 5.
Тема«Загрязнение почвы»
Цель:
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование:
Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Ход:
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.
Образование льда
В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.
- Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
- После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.
Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.
Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.