Конспекты экспериментов с песком для младшего возраста


Конспекты экспериментов с песком для младшего возраста

Краткая аннотация.

Для детей с ослабленным зрением весьма важно развитие других, сохранных анализаторов. Одним из способов познания мира для детей с ограниченными возможностями здоровья является экспериментирование.

Данный материал может быть полезен и для педагогов общеобразовательных ДОУ и для родителей младших дошкольников.

Экспериментирование с песком (младший возраст).
Цель:
познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Материалы для экспериментирования:

емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка).
Эксперимент 1. «Песочный домик»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.
Эксперимент 2. «Следы на мокром песке»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами).

Эксперимент 3. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).
Эксперимент 4. «Ветер»
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган — дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

Эксперимент с песком

Экспериментальная деятельность

В младшей группе «Воробушки»

Опыты с песком

Дата проведения:

09.11.2017г.

Количество детей:

8 человек

Провела:

Воспитатель — Ларионова И.Н.

Экспериментальная деятельность в младшей группе на тему:

«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка».

Цель:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Задачи

: Познакомить детей со свойствами песка. Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать. Актуализировать интерес к работе с песком. Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Разучить с детьми новую игру «Песчинки». Развивать моторику рук детей. Обогащать словарный запас. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Воспитывать чувства сопереживания, сострадания. Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).

Материал

: сенсорный стол с песком, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.

Ход

: Показываю детям песок: — Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.) — Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры: — песок в рот не берём; — не трём глаза грязными руками; — песком не обсыпаемся. Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками. — Какого цвета песок? (Коричневого). Мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей).

1 Опыт: «Сухой песок сыпучий»
Цель
: знакомить детей со свойствами песка.

Дети рассматривают песок : какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Предложить детям пересыпать песок из одной ладошки в другую .

2 Опыт: «Мокрый песок» Цель

: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. Получились куличики (Ответы детей) Почему не получились? (Песок сухой). Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей). Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей) Давайте проверим. С помощью 1-2 детей поливаем песок из лейки. Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? (Мокрый). Правильно, этот песок сырой, мокрый. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой? (Показать детям). Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики.

Подвожу итог вместе с детьми (песок бывает сухой, мокрый, сыпучий, мягкий, а так же может сохранять форму). Песок меняет свои свойства в зависимости от его состояния.

Игры с песком и водой для первой младшей группы

Полуэктова Татьяна Александровна
Игры с песком и водой для первой младшей группы
Игра «Водичка — водичка».
Игровые задачи: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальные представления о воде, как явлении неживой природы (прозрачная, льется, журчит, нужна всем – и животным, и людям, и растениям).

Игру можно сопровождать потешкой «Водичка — водичка».

Игрушки: прозрачный кувшинчик с кипяченой водой; прозрачные стаканчики (по числу детей).

Иллюстративный ряд: репродукция к потешке «Водичка — водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок); кукла среднего размера (40-50 см, тазик.

Воспитатель показывает репродукцию, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2-3 минуты. Отвечают на вопросы:

— Кто изображен на картинке?

Затем воспитатель читает потешку «Водичка — водичка» и обращается к каждому ребенку с вопросом: какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Воспитатель медленно льет воду, делая струю зримой, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, вода течет». Кукле моют личико и ручки, затем вытирают полотенчиком. Все действия сопровождают разговором с куклой, шутками, смехом.

Воспитатель старается, чтобы дети сами обращались к кукле с вопросами, советовали ей мыть руки перед едой, после посещения туалета. Воспитатель говорит, что водой не только умываются – воду еще пьют, и предлагает детям «куколкину водичку» из кувшинчика (заранее приготовленную). Он разливает воду по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попробовать водичку и оценить ее: какая вкусная «куколкина водичка». Ребята пьют сами и поят куклу. Далее игра разворачивается по ситуации.

Игра «Шарики — купарики».

Игровые задачи: учить детей угадывать, какие шарики будут держаться на воде, а какие – потонут; закреплять знания о свойствах предметов из различных материалов.

Игрушки: набор шариков из различных материалов (деревянные, металлические, резиновые, ватные, бумажные, матерчатые, небольшой надувной бассейн или широкий таз, наполненный водой.

Воспитатель показывает ребятам полную корзину шариков и говорит: «Это шарики не простые, это шарики – купарики: они любят купаться. Но кто – то из них умеет плавать, а кто – то сразу ныряет на дно; кто – то вначале плавает в воде, потом намокает и начинает погружаться вниз. Шарики все разные: одни легкие, другие – тяжелые, а третьи вначале легкие, а потом становятся тяжелыми от воды и тонут».

Дети рассматривают шарики – купарики. При этом воспитатель обращает внимание ребят на материалы, из которых они сделаны. Затем ребятам предлагается поочередно брать по одному шарику и опускать в воду. Этот момент обыгрывается. Каждому шарику – купарику задается вопрос:

«Шарик – купарик, покрутись,

Шарик – купарик, покажись:

По воде поплывешь

Или на дно упадешь?»

Так, дети в игре, опытным путем, через экспериментирование, закрепляют свои представления о свойствах предметов из разных материалов: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плывут. Легкие шарики – купарики, намокая, делаются тяжелыми и медленно опускаются на дно.

Далее дети передвигают палочками щарики – купарики по дну бассейна, а не тонущие шарики свободно плывут, перемещаясь при легком дуновении.

Игра «Ловись рыбка».

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в младшей группе

Транскрипт

1 Муниципальное казенное образовательное учреждение Стеклянский детский сад Сказка Купинского района Новосибирской области Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в младшей группе Воспитатель младшей группы: Володина В.Н.

2 Октябрь Сыпем, лепим Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. 1. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) 2. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. 1. . 2. Формочки для песка. Про маленькую капельку Познакомить детей со свойствами воды. 1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 2. Развивать активный словарь. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке. 1. Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли) 2. 2 тазика с водой (холодная, тёплая) 3. Банка с грязной водой. 4. Домашний фонтанчик 5. Чистая кипячёная вода, чашки. 6. Прозрачные одноразовые стаканчики. 7. Цветные губки 8. Плавающие игрушки. Ноябрь Отпечатки наших рук Закрепить знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета. 1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. 2. Развивать фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. 2. Разноцветные камушки.

3 Тонет, не тонет, плавает Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый — тонет. 1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами камушками. 2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. 1. Центр- вода песок. 2. Маленькие резиновые мячики по количеству детей. 3. Разноцветные камушки 4. Резиновая утка. В гости к мышке Закрепить знания детей о свойствах воды и песка 1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. 1. . 2. Дорожка. 3. Подвижная мышка. 4. Маленькие мышки по количеству детей. 5. Цветные коробочки. 6. Бочата- вкладыши. 7. Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки. 8. Маленькие тарелочки. 9. Красный и синий таз. По ровненькой дорожке, шагают наши ножки. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 1. Учить детей действовать с природным материалом. 2. Развивать зрительно слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. 1. Камешки разного размера 2. Пёрышки 3. Таз с водой 4. Ведёрки

4 Декабрь Речка и ручеёк Закрепить знания детей о свойстве песка — удерживать воду. 1. Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». 2. Развивать фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. 2. Узкий и широкий совок. 3. Мерные стаканчики. 4. Ведро с водой. 5. Большой и маленький бумажные кораблики. Разноцветная водичка Формировать представление детей о свойстве воды — возможность окрашивания. 1. Приучать называть основные цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности. 1. Игрушка- капитошка. 2. Одноразовые стаканчики с водой. 3. Гуашевые краски. 4. Морковный сок. Январь Норки для ежат Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. 1. Формировать представление о количестве (один- много, размере (большоймаленький). 2. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. 3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. 4. Воспитывать заботливое отношение к животным. 1. Игрушка-ёж 2. Пластилиновые ежата по количеству детей. 3. Сосновые иголки в тарелочках. 4.

5 Снеговик в гостях у детей Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. 1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу-снеговику. 1. Снеговик -игрушка 2. Формочки для песка 3. Совочки 4. Подносы 5. Цветные льдинки 6. Чистый снег в тазу Февраль Горки для козлят Учить детей выкладывать форму из влажного песка. 1. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий. 2. Развивать общую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. 2. Набор деревянного театра «Волк и семеро козлят». 3. Ведёрки большие и маленькие. Какая разная вода Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. 1. Формировать умение называть основные цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение персонажу. 1. Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук. 2. Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке. 3. Стакан с прозрачной водой 4. Цветная вода в стаканчиках 5. Игрушка- зайчик Март Лисичка в гостях у ребят

6 Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка. 1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. 4. Игрушка-Лисичка. 5. Шнур. 6. Крупные бусины 15шт. 7. Песок в прозрачных стаканах. (по количеству детей) 8. Сита (по количеству детей). 9. Формочки, подносы. 10. Лейка с водой. Бусы для мишки Дать понятие о свойствах и качествах льда. 1. Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. 1. Игрушки (заяц, медведь, белочка). 2. Угощение для животных (капуста, морковь, шишки, конфеты). 3. Цветные бусы из льдинок. 4. Крупные деревянные бусинки. 5. Шнур для нанизывания бус. Апрель День рожденья куклы Маши Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. 1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. 2. Кукла большая. 3. Настольный театр «Колобок» 4. Формочки. 5. Подносы. 6. Совки. 7. Большой строительный материал. Постираем кукле платье

7 Формировать у детей умение называть температуру воды. 1.Упражнять в назывании предметов одежды, белья. 2. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз). 3. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. 1. Кукла 2. Тазик 3. По ведру с горячей, холодной водой. 4. Мыло 5. Мыльница Май Мы ходили в огород Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. 1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. 2. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. 2. Кукла- дед 3. Овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа). 4. Шапочки персонажей сказки «Репка». 5. Корзинка. 6. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей) 7. Лейка с водой. Купание куклы Кати Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». 1. Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. 2. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. 3. Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения. 1. Кукла 2. 2 ведёрка с водой (холодная, горячая) 3. Ванночка 4. Мыло 5. Мыльница 6. Полотенце

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]