Картотека опытов и экспериментов по экологии
Картотека опытов и экспериментов по экологии
(в старшей группе)
Картотека
опытов и экспериментов
для старших дошкольников.
Опыт № 1 «Волшебные приборы»
Цель: знакомство с приборами, помогающими экспериментированию.
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем;
дать возможность при помощи взрослого узнать назначение указанных приборов, объяснить, что они помогают определять состояние природных объектов, чтобы люди знали, какие меры надо принимать по их сбережению;
развивать у детей интерес к опытнической деятельности; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Материал:лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.
Ход.
На столе — микроскопы, лупы. Детям поясняется, что людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло… камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое. Детям предлагается посмотреть в лупу на листья. . После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Итог. Оптические приборы дают возможность исследовать невидимые глазом объекты.
Опыт № 2 «Что нужно для питания растения?»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Задачи: установить, как растение ищет свет, без света питание растений не образуется;
дать понять детям, что за растениями нужно ухаживать, помогать природе развиваться;
уточнить, что для питания растений необходим не только свет, но и влага в почве, воздух; воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.
Ход. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Итог. Без света питание растений не образуется.
Опыт № 3 «Что выделяет растение?»
Цель: установить, что растение выделяет кислород.
Задачи: дать возможность детям понять необходимость дыхания для растений;
развивать чувство сопричастности с природой в отношении к растительному миру;
воспитывать экологическую культуру.
Материал. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Итог. Растения выделяют кислород.
Опыт № 4 «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель: доказать, что корешки растения всасывают воду.
Задачи: уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что растения весте с водой всасывают и другие вещества, находящиеся в почве;
развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Итог. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
Опыт № 5 «Выращивание растений из морковных верхушек
»
Цель: закрепить, что необходимо для выращивания растений.
Задачи: дать возможность детям на примере моркови убедиться, что и в песке тоже может произрастать растительность;
убедить детей, что растение вырастет, если будет достаточно влаги и света;
воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Материал:
песок, мелкая емкость, верхушки моркови.
Ход. Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.
Итог. Для выращивания растений необходим свет, влага.
Опыт № 6 «На свету и в темноте»
Цель:
определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений;
дать возможность детям самостоятельно сделать умозаключение, что, раз лук на свету позеленел, значит, в нём образовалось питание и, значит, свет необходим для роста и развития растений;
закладывать в детях зачатки экологического мышления.
Материал. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итог. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
Опыт № 7 «Лабиринт»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Задачи: предоставить возможность детям самостоятельно установить, что, если много света – растению хорошо, оно зеленеет, мало света – растению плохо;
закрепить понятие «свет», знание его значения для всего живого;
воспитывать пытливость сознания, логическое мышление.
Материал. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
Ход. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).
Итог. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.
Опыт № 8 «Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: дать представление детям о том, что Солнце является источником тепла и света.
Задачи: познакомить детей с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами;
дать возможность детям с помощью взрослого на научной основе узнать, что Солнце – это раскалённое небесное тело, солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от неё нагревается воздух;
вспомнить, что тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх;
развивать у детей умение рассуждать, связывать природные явления с экологической точки зрения.
Материал:
настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
Ход. Детям предлагается представить, что электрическая лампочка — это Солнце. Подставьте ладошку. (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии.
Итог. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Опыт № 9
1. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле
»,
2. «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Цель: расширение знаний детей о Солнце.
Задачи: уточнить знания детей о том, что на солнечной стороне растительность пышная, яркая, зелёная, а в тени – растительности меньше;
подвести детей к пониманию того, что солнечные лучи согревают Землю, тёплая почва благоприятна для корней растений, грибов и другой растительности;
уточнить, как сами дети чувствуют себя при солнышке;
познакомить детей, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч;
воспитывать любовь к природе.
1.Материал: 2 камешка.
Ход. Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
2.Материал:
противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Ход. Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний — в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Итог. Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни. Солнечный луч состоит из цветов, напоминающих огоньки. Так он отражается на Земле.
Опыт № 10 «Росток»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о воде, воздухе, почве.
Задачи: закрепить знания детей о необходимости воды, воздуха и почвы для роста и развития растения;
дать возможность детям самостоятельно провести опыт с начала до конца, почувствовать своё участие в экспериментах с природными объектами; воспитывать уважение к профессии учёного.
Материал. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Ход. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
Итог.
Почва, вода, воздух необходимы для роста и развития растений.
Опыт №29 «Жизненный цикл мушек
»
Цель: познакомить детей с жизненным циклом мушек»
Задачи: дать возможность детям почувствовать себя настоящими экспериментаторами в процессе наблюдения за жизненным циклом мушек;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать о том, как появляются мушки дрозофилы, как избегать их появления;
воспитывать аккуратность в еде фруктов, тщательно их мыть, после еды не оставлять огрызков или кожуру, соблюдать экологическую чистоту фруктов.
Материал:
банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Ход. Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки.
Итог. Мушки быстро появляются, если фрукты оставлять открытыми и в тепле, поэтому фрукты надо держать в холодильнике.
Опыт №31 «Как устроены перья у птиц»
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого научиться рассуждать, для чего птицам нужны маховые и пуховые перья;
развивать любознательность;
воспитывать любовь к птицам.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.
Ход. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).
Итог. Крылья птицам нужны для того, чтобы летать.
Опыт №32 «Радуга в небе»
Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.
Задачи: расширять знания детей о природном явлении – радуге: отчего в небе бывает радуга, при какой погоде, какая она по форме…
дать возможность детям при помощи взрослого узнать об учёном Исааке Ньютоне, открывшем белый цвет;
дать возможность детям самостоятельно сделать мыльные пузыри и объяснить, как они это сделали и что они напоминают;
развивать сообразительность.
Материал:стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.
Ход. Показ картинки «Радуга». Воспитатель предлагает детям взять небольшие миски, налить воды чуть больше половины миски. Поставить зеркало в воду под наклоном. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не появятся все семь цветов. Дети выполняют опыт. Игра «Сделаем мыльные пузыри». Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.
Итог. Радуга – это свойство света превращать луч солнца в разноцветные огоньки – радугу.
Картотека опытов по экологии для старшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района
Новосибирской области– детский сад «Ромашка»
(ДОУ «Ромашка»)
Картотека опытов по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Гарифуллина С.Д., воспитатель
г. Куйбышев, 2022г
Опыты с почвой и ветром
Опыт №1 Цель опыта:
Показать, что в почве есть воздух.
Опыт №2 Цель опыта:
Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Опыт №3 Содержание опыта:
Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему
Опыт № 4 Содержание опыта:
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Опыт № 5 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию и значению свойств рассеянного песка.
Опыт № 6 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка
Опыт № 7 Содержание опыта:
Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины.
Опыт № 8 Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра — движения воздуха.
Опыт № 9 Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха.
Опыт № 10 Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра.
Опыт № 11 Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра.
Опыт № 12 Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра.
Опыты с водой
Опыт №1 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.
Опыт №2 Содержание опыта:
Показать детям, что вода не имеет формы.
Опыт №3 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.
Опыт № 4 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.
Опыт № 5 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха.
Опыт № 6 Содержание опыта
. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды.
Опыт № 7 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию испарения воды.
Опыт № 8 Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения.
Опыт № 9 Содержание опыта
Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).
Опыт № 10
Содержание опыта Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Опыт № 11 Содержание опыта
«Лед — это твердая вода».
Опыт № 12 Содержание опыта
«Лед легче воды».
Опыт № 13 Содержание опыта
«Пар — это тоже вода».
Опыт № 14 Содержание опыта
«Вода — жидкая, может течь».
Опыт № 15 Содержание опыта
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
Опыт № 16 Содержание опыта
«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Опыт № 17 Содержание опыта
«Вода не имеет формы».
Опыт № 18 Содержание опыта
Подвести детей к пониманию и значению воздуха
Опыт № 19 Содержание опыта
Подвести детей к пониманию и значению воздуха.
Опыт № 20 Содержание опыта
Подвести детей к пониманию характеристик воздуха.
Опыт № 21Содержание опыта: Подвести детей к
пониманию веса воздуха Воздух имеет вес.
Опыт № 22Содержание опыта: Подвести детей к
пониманию веса воздуха
Опыты с магнитом и солнечным светом.
Опыт №1 Содержание опыта
. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Опыт №2 Содержание опыта
Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Опыт №3 Содержание опыта
Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Опыт № 4 Содержание опыта
. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги
Опыт № 5 Содержание опыта
Подвести детей к пониманию как образуется радуга.
Опыт № 6
Содержание опыта
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Опыт № 7Содержание опыта
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Опыт № 8 Содержание опыта
Выявить свойства магнита.
Опыт № 9 Содержание опыта
Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Опыт № 10 Содержание опыта
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Опыт № 11 Содержание опыта
Определить способность металлических предметов намагничиваться
Опыт № 12 Содержание опыта Показать магнитное поле вокруг магнитов.
Опыт № 13Содержание опыта
Выявить действия магнитных сил Земли.
Опыт № 14 Содержание опыта
Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли
Эксперементальная деятельность
Опыты с почвой и ветром
Опыт №1
Цель опыта:
Показать, что в почве есть воздух.
Содержание опыта:
Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт №2
Цель опыта:
Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Содержание опыта
: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт №3
Содержание опыта:
Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
Опыт № 4
Содержание опыта:
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Опыт № 5
Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию и значению свойств рассеянного песка.
Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на … песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.
Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
Опыт № 6
Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом
Опыт № 7
Содержание опыта:
Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины. Подготовить две банки: одну- с песком, другую — с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
Опыт № 8
Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра — движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней — наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату — сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу — холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.
Опыт № 9
Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями — теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.
Опыт № 10
Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)
Опыт № 11
Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)
Опыт № 12
Содержание опыта:
Закрепить с детьми понятие ветра. А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором) Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веером.
Опыты с водой
Опыт №1
Содержание опыта:
1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.
2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.
Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.
Опыт №2
Содержание опыта:
1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт №3
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой — сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Опыт № 4
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.
Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Опыт № 5
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).
Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Опыт № 6
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.
Опыт № 7
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд
крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Опыт № 8
Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.
Опыт № 9
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.
Опыт № 10
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.
Опыт № 11
Содержание опыта
«Лед — это твердая вода».
Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.
Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Опыт № 12
Содержание опыта
«Лед легче воды».
Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.
Опыт № 13
Содержание опыта
«Пар — это тоже вода».
Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт № 14
Содержание опыта
«Вода — жидкая, может течь».
Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт № 15
Содержание опыта
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт № 16
Содержание опыта
«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.
Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой — и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.
В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть — например, некоторые водоросли.
Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт № 17
Содержание опыта
«Вода не имеет формы».
Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт № 18
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.
Опыт № 19
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт № 20
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию характеристик воздуха. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт № 21
Содержание опыта:
Подвести детей к
пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит
Опыт № 22
Содержание опыта:
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.
Опыты с магнитом и солнечным светом.
Опыт №1
Содержание опыта
1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)
В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.
Опыт №2
Содержание опыта
Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.
С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.
Опыт №3
Содержание опыта
1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.
Опыт № 4
Содержание опыта
1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.
Опыт № 5
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Опыт № 6
Содержание опыта
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Опыт № 7
Содержание опыта
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
Опыт № 8
Содержание опыта
Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой — магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.
Опыт № 9
Содержание опыта
Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
Опыт № 10
Содержание опыта
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
Опыт № 11
Содержание опыта
Определить способность металлических предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.
Опыт № 12
Содержание опыта
Показать магнитное поле вокруг магнитов.
Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.
Опыт № 13
Содержание опыта
Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
Опыт № 14
Содержание опыта
Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).