Краткосрочная образовательная практика «Хлеб-всему голова», (возраст детей 4-5 лет)


История хлеба для детей

Каким был первый хлеб?

У каждого продукта своя история возникновения. Такой универсальный продукт как хлеб существует практически во всех странах мира. Хлеб прошел длинный, сложный путь, прежде чем обрести форму красивых буханок у нас на столе.

15 тысяч лет назад

наши предки в поисках пищи наткнулись на
злаковые растения.
Древние люди просто собирали зерна и ели их сырыми. Позднее они научились растирать зерна между камнями, в получившуюся массу, напоминающую муку вливали воду и варили. Так что можно с уверенностью сказать, что первым хлебом была питательная кашицеобразная масса из муки и воды. Люди поняли, что каша из поджаренных зерен вкуснее и стали делать ее гуще, и запекать. Получались первые пресные хлебные лепешки – с них и начинается мировая история хлебопечения. В эти времена создаются первые печи, посуда, ступки для растирания зерен, и мельницы с жерновами.

Счастливая случайность

Пышный хлеб появился не сразу, это произошло около 5
тысяч лет назад
. По легенде, один из
рабов в древнем Египте
забыл о тесте, и оно немного забродило. Оставить без хлеба своих хозяев он не мог, поэтому все-таки поставил тесто в печь. Все были удивлены аппетитному виду и замечательному вкусу новой буханки. Она дольше сохраняла свежесть и лучше усваивалась организмом. Вместо наказания раба попросили рассказать, что он сделал, чтобы хлеб стал таким мягким и румяным. Разломив хлеб, древние люди увидели, что внутри он полон мелких отверстий, это был воздух, появившийся в процессе брожения.

На Руси в XI веке

выпекался кислый ржаной хлеб, на закваске из предыдущей выпечки. Рецепт закваски передавался из поколения в поколение.

Дрожжей в чистом виде не существовало, поэтому вместо них в тесто примешивали забродивший виноградный сок, пивную пену, закваску из муки и вина или же просто оставляли тесто на длительное время, чтобы оно поднялось само. В Риме и Греции хлеб из чуть забродившего теста

считался пищей для богатых людей, его подавали как отдельное блюдо. Рабам приходилось довольствоваться грубым хлебом, тесто для него не сбраживалось, а выпекалось сразу же. Появились разные вариации хлеба – с молоком, сахаром, маком, медом.

Первые пекари и автоматизация

Умение печь вкусный пышный хлеб очень ценилось в те времена, поэтому пекарей берегли. За убийство пекаря человека сразу же казнили,

ведь он мог спровоцировать голод. Но если сам пекарь делал плохой хлеб – его наказывали по всей строгости, потому, что муку люди получали с огромным трудом, и переводить ее на неудачную выпечку было нельзя. А рецепты хорошего хлеба держали в секрете. Пекари и их ученики со временем разработали определенные рецептуры, нормы и правила для выпечки хлеба.

К XIX веку

процесс выращивания пшеницы, сбора, помола и выпечки
автоматизировался.
И конечно сейчас мы не можем в полной мере осознать, насколько тяжело добывать хлеб приходилось нашим предкам. Теперь приготовление домашнего хлеба не составит большого труда.

Хлеб как основа жизни

У россиян хлеб – это нечто большее, чем просто продукт питания, он часть культурного наследия

. Существует множество традиций, где хлеб играет большую роль, вспомнить даже традицию встречи почетных гостей
с «хлебом да солью»,каравай для молодоженов.
К хлебу относятся с почитанием и учат этому детей.

Вряд ли люди когда-нибудь перестанут употреблять хлеб в пищу. Производство хлеба никогда не утратит своей актуальности.

В какой форме бы не представал пред нами хлеб – лепешка, буханка или багет, он остается связующим звеном всех стран мира. Хлеб это символ упорного труда и благополучия созданного своими руками.

Легкий хлеб — Русская сказка

Подробности Категория: Русская сказка
Страница 1 из 2

Легкий хлеб

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то.

Волк подошел к нему и спрашивает: — Ты что ешь, человече? — Хлеб, — отвечает косарь. — А он вкусный? — Да ещё какой вкусный! — Дай мне отведать. — Что ж, отведай. Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит: — Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече! — Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал волка поучать. — Прежде всего надо землю вспахать… — Тогда и хлеб будет? — Нет, брат, постой. Потом надо землю взбо­ронить… — И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом. — Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк. — Нет ещё. Дождись, пока рожь взойдёт, холодную зиму перезимует, весной вырастет, лотом зацветёт, потом начнёт колоситься, потом зреть…

— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!.. — Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано ещё. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток… — И буду хлеб есть? — Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть… — И всё? — Нет, не всё. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдёт. Тогда в горячую печь садить. — И спечётся хлеб? — Да, спечётся хлеб. Вот тогда ты и наешься его, -закончил косарь поучение. Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит: — Нет! Эта работа больно долгая да тяжёлая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать. — Ну, что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжёлый хлеб есть, поешь лёгкий. Ступай на выгон, там конь пасётся.Пришёл волк на выгон. Увидел коня. — Конь, конь! Я тебя съем. — Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них. — И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать.

www.planetaskazok.ru

«Девочка, которая наступила на хлеб»

Ребенку стоит прочесть сказку Г.Х. Андерсена о бедной, но горделивой девочке, которая любила мучить насекомых. Когда она стала служить в помещичьем доме, хозяева напомнили ей, что надо навестить родителей. Она пошла. Но когда увидела мать с вязанкой хвороста, ей стало стыдно, что она такая оборванная. И Инге ушла, так и не повидавшись с матерью.

Через полгода ей снова напомнили о матери. Она взяла белый хлеб, который ей дали, и пошла. Она была одета в красивое платье, на ней были новые башмаки. Когда ей встретилась грязная лужа, она бросила под ноги хлеб и потом ступила на него. И вдруг ее начало затягивать в землю. Так она попала к болотнице.

Там, где жила болотница, было очень грязное место. К ней в гости пришли черт и ядовитая старушка, которой очень понравилась Инге. Она хотела сделать из нее истукана. Девушка, попав в ад, увидела мучения грешников. А ее мучения только начинались. Она была голодна и хотела отломить хлеба, но не могла двигаться. Она окаменела, превратилась в истукана. Потом она почувствовала, что на нее капают горячие слезы. Это плакала ее мать. На земле все уже знали о ее грехе. Люди даже сочинили песню о спесивой девочке, которая ступала на хлеб.

Только плохое слышала о себе Инге. Но все-таки одна маленькая девочка, услышав историю о ней, пожалела ее. Малютке очень хотелось, чтобы Инге попросила прощения. Девочка называла ее бедной и очень жалела.

Все уже умерли: мать, хозяйка, у которой работала Инге. Стала старенькой и девочка, которая думала об Инге. И задумалась Инге о том, что чужой человек любил ее и плакал о ней. Заплакала она, и растаяла ее каменная оболочка. Девочка превратилась в птичку.

С тех пор она летает и собирает крошки. Сама съедает только одну, а потом зовет других птиц. Она раздала столько крошек, сколько было в хлебе, на который она наступила.

Вывод

Чтобы выращивать зерно на полях, днем и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями, тысячи людей работают более чем по 120 профессиям, так что хлеб для славян с древнейших времен был священным даром богов и был связан со всеми жизненными потребностями.

Многие русские поэты и художники пели русское поле, тяжелый крестьянский труд и плоды этого труда — хлеб.

Во время Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а порой и жизни, спасали хлеб, который дает жизнь тысячам других людей, а сейчас хлеб недоступен для 1/6 населения планеты.

Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то знакомому. 10% опрошенных используют хлеб как игру во время перерывов, что является показателем безнравственности моих сверстников.

Хлеб — это не только еда. Это тяжелый труд тысяч людей, которые вложили в него душу и любовь и желают, чтобы плоды их труда приносили радость и благополучие в каждый дом. В наши дни многие начали забывать об истинной цене на хлеб. Но есть люди, которые до сих пор помнят, как трудно было получить хлеб во время войны. И сколько людей умерло от голода! Ради их памяти мы должны лелеять хлеб и хранить то, что имеем.

Хлеб для всей головы

Каждый из нас должен был услышать о необходимости относиться к хлебу с уважением и заботой. Однако причину этого обычно описывают как единое целое: В хлебе, говорят, тяжелый человеческий труд. В то же время, тяжелый труд вкладывается в каждую хорошую вещь или еду. Так почему же хлеб «вся голова»? Дело в том, что сегодня лишь немногие помнят те глубокие мифологические корни, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Хлеб был святым даром богов славянам. После того, как мы освоили приготовление каши и блинов, наши древнейшие предки так или иначе вышли на хлеб. Мы все случайно увидели (и дотронулись руками) тесто для торта. Кажется, он полностью живой — тёплый, мягкий, дышащий. Есть много старых верований, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них.

Возвращаясь домой с похорон, наши предки сначала пытались заглянуть в кастрюлю с испытанием, чтобы святая сила жизни перешагнула через порог смерть.

Перед свадьбой невеста сидела на покрытой подушками закваске, чтобы новая семья могла жить счастливо, богато, дружно и с большим количеством детей.

Когда мы вынимали хлеб из печи, то замечали, в каком направлении гнулись верхушки ковров: когда в печи — чтобы прийти в дом, снаружи — чтобы испортить и неприятности. На свадьбах хлеб, выпеченный в доме невесты, смешивался с хлебом, выпеченным в доме жениха: отныне две семьи будут «хлебом из одной печи»…

Хлеб ассоциировался в России со всеми насущными повседневными потребностями.

В нашей речи есть такие устоявшиеся выражения:

  • Зарабатывать хлеб» означает зарабатывать то, что необходимо для того, чтобы прокормить себя, чтобы существовать.
  • «Хлебное место» — прибыльная работа.
  • Твой кусок хлеба» — это зарабатывать себе на жизнь.
  • «Давать хлеб» означает давать кому-то доход.
  • «Заберите хлеб» означает забрать место или рыбалку, источник дохода.

Чье-то могущественное хобби говорит: «Не кормите его хлебом…»

Что-то, что никого не беспокоит и что может оказаться полезным, говорят: «Она не просит хлеба.

В русских пословицах заключены многовековая национальная мудрость и национальный опыт.

Здесь один из многих о хлебе:

  • Хлеб по всей голове.
  • Хлеб по дороге — это не бремя.
  • Хлеб — это край, а под елью райского хлеба — не кусок, а в окопах — тоска.
  • Ни хлеба, ни друзей.
  • Ни кусочка хлеба, и в горле мне жаль.
  • Хлеб — это умеренность, деньги — счет.
  • Бог на стене, хлеб на столе.

Многие русские поэты, художники пели, русское поле, тяжелый крестьянский труд и плоды этого труда — хлеб.

В эти дни, к сожалению, многие начали забывать об истинной цене на хлеб. Но есть люди, которые до сих пор помнят, как трудно было получить хлеб во время войны. И сколько людей умерло от голода! Хотелось бы вспомнить достижения ученых из Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИР, основанного Н.И. Бабиловым.

Четырнадцать ослабленных голодом людей не покидали своих постов и защищали тысячи образцов зерна от мороза и влаги, огненных бомб и крыс. Дмитрий Сергеевич Иванов умер от голода. И тысячи мешков зерна остались в его офисе. Умерший от голода Александр Гаврилович Щукин подготовил еще один экземпляр коллекции в надежде перевезти ее самолетом на Великую Землю. Из 14 сотрудников выжили только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что после войны стране понадобятся коллекции, которые они спасли, пожертвовав собственной жизнью. Чтобы хлеб из собранного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы поняли, что ученые будут хранить хлеб будущего. Война закончилась, и на основе сохраненной коллекции были созданы лучшие сорта пшеницы послевоенного периода. Во имя их памяти мы должны беречь и хранить хлеб, который имеем.

Мы с тобой не знаем, что такое голод, хлебные карты, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, лебединых семечек. Но во время войны с фашистской Германией, когда немцы окружили кольцом город Санкт-Петербург (Ленинград) и не допускали ввоза продовольствия, рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а жители еще меньше — 125 граммов в день.

Читая воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь думать о хлебе. Надо говорить об отношении к нему, писать, чтобы дети не росли невежественными, чтобы для них рядом были слова Родины, дружбы, мира, отца, матери, слово хлеб. Необходимо прививать моральное отношение к хлебу с детства — осторожное отношение. И здесь мы часто видим картину, которая болезненно реагирует на сердце: брошенный хлеб, затоптанный в грязных отходах, булочки в мусорном баке. Это доказательство аморального поступка.

Мы относимся к хлебу как к чему-то знакомому. Ну, это неправильно. Нет ничего в мире, что стоило бы больше, чем хлебные крошки. В конце концов, хлеб — существительное! И не потому, что это слово относится к той части речи. Потому что для нас это самое главное, суть нашей жизни.

«Кусок хлеба»

Многое понять о значимости хлеба ребенку поможет рассказ А. Нуйкина «Кусок хлеба». В нем описан случай, как на тротуаре лежал кусок хлеба. Мимо шли люди: молодые, старые, дети. Один мальчишка взял и отфутболил кусок на середину дороги. Вдруг он услышал, что кто-то сказал про грех. Оглянулся и увидел старика. Тот посмотрел направо и налево и тихонько пошел к кусочку. Затем понес его к газону с надеждой накормить птичек.

Стоял старичок и думал о своем голодном детстве, когда даже к празднику мать подмешивала в муку траву или семена. Она работала одна, а голодных – восемь.

Этот старик знал голодное время, знает, как доставался хлеб. Подбирая кусочек хлеба, он мысленно поклонился нелегкому труду людей, которые выращивают его, и мозолистым рукам хлебороба. Для старика хлеб – святыня, к которой он всегда будет относиться бережно. И ему хочется, чтобы все, в том числе и юное поколение, так же ценили хлеб.

Введение

Хлеб — это продукт питания, который выпекается из муки. Предполагается, что слово «хлеб» имеет греческое происхождение. Древнегреческие пекари использовали для изготовления этого продукта специальные горшки — клибаносы. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то оно ассоциировалось с заимствованным именем Глеб или глаголом «хлеб».

Постоянное изобилие хлеба — заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Хлеб не дорогой, но не все знают, как трудно его достать и какова его истинная цена. Хлеб проходит долгий и трудный путь, прежде чем он достигнет нашего стола. Для выращивания зерна на полях днем и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями, тысячи людей работают по более 120 специальностям (селекционеры, агрономы, инженеры, механики, элеваторщики, зерновые мельницы, строители, автолюбители, пекари, продавцы, трактористы, комбайны и т.д.).

Русский народ всегда с благоговением относился к хлебу, как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение молодежи к хлебу вообще и к гимнасткам в частности

Цель моей работы — выяснить у гимнасток знания о хлебе и их отношение к этому продукту.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Отбор и изучение литературы по этой теме.
  • Делая выводы из рассмотренной литературы
  • Сравнение полученных практических и теоретических данных
  • подвести итоги.

В начале работы была сформулирована следующая гипотеза:

«Если человек знает, сколько работы нужно, чтобы положить хлеб на наш стол, он будет осторожнее».

В работе использовались как теоретические исследования, так и практическая работа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]