Организация и проведение пальчиковой гимнастики
В старшей группе особое внимание уделяется упражнениям на развитие координации движений за счёт перекатывания массажного мячика или отбивания ритмов пальчиками на твёрдой поверхности. Что касается содержательной стороны, то, как уже было сказано, сюжет задания должен совпадать с тематикой занятия, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одного приёма уходит около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.
На отработку и заучивание одного упражнения обычно уходит около 2 недель
Таблица: картотека упражнений пальчиковой гимнастики по темам
Тема | Название упражнения | Задание |
«Грибы» | «Шла ворона через поле…» | Шла ворона через поле (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу), Шесть грибов несла в подоле (показывают 6 пальцев): Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика), Под-оси-но-вик, Груздь, опёнок, Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке), Кто не видел – Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)! |
«Дети в лес грибной пошли» | Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу) И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами). | |
«Корзина с грибами» | Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, разводя руки в стороны). Подосиновик, маслёнок, Подберёзовик, опёнок, Боровик, лисичка, груздь — Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы нecy с собой (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки). Мухомор не понесу, Пусть останется в лесу (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)! | |
«Съедобные грибы» | Мы съедобные грибы Долго собирали, А потом своим друзьям Вот что рассказали (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке): В бору вырос боровик, А под дубом дубовик, На пеньке сидят опята – Очень дружные ребята. Вырос подосиновик Под молодой осиною, Крупный подберёзовик – Под белою берёзою. Если с нами в лес пойдёте («идут» пальчиками по столу), Много вы грибов найдёте (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами). | |
«Семья», «Мама» | «Мамы» | Много мам на белом свете, Всех их любят очень дети (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) — Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»), Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошки вверх)! |
«Мамины помощники» | Раз, два, три, четыре (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши), Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой): Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку (загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды). Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальчики), Пока маме помогали. | |
«Кто приехал?» | Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)? Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)! Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)! | |
«Дикие животные» | «Кто где живёт» | Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие. У лисы в лесу глухом Есть нора — надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. На последние две строчки поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга. |
«Белочка» | Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу), Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках). Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу). | |
«Голодная мышка» | Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка). Целый день она жевала, Но все мышке было мало (разводят руками)! | |
«Лиса» | Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится (потирают руки). Хвост пушистый, Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их). По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу), Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу). | |
Зима | «Снеговик» | Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим. Два — поймаем. Три — уроним. И… сломаем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. |
«Снежный ком» | Мы лепили снежный ком (сжимают ладошки), Шляпу сделали на нём (руки «крыша» над головой), Нос приделали, и вмиг (крутят кулачком у носа) Получился снеговик (описывают в воздухе круги)! | |
«Ёлка» | Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши) И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками). После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу), Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу). Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого). | |
«Лес» | «Деревья» | Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы): Вот упёрлась в небеса Вся смолистая сосна (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»). Распустила ветви-косы Белоствольная берёза («фонарики» с движением сверху вниз). Как во полюшке былинка, Тонкая растёт осинка (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак). Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы). Липа цветом зацвела (собирают пальцы в щепотку — «бутон»), Пчёлок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят). Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка). Шелестят листвой деревья (трут ладони друг о друга — «шуршат»), Словно разговор ведут (стряхивают ладони), Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц). |
«Листья» | Разбросала осень листья (делают волнообразные движения ладонями), Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз). Мы в осенний парк пойдём («шагают» пальцами обеих рук), В букеты листья соберём (скрещивают ладони с растопыренными пальцами). Лист кленовый, лист с осинки (поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа), Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз (звонко хлопают в ладони). | |
«Фрукты, ягоды» | «Ягоды» | Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого), В лес идём мы погулять (обе руки идут по столу), За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём (загибают пальчики, начиная с большого) И братишке отнесём. |
«Фрукты» | Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга. На базар ходили мы (соединяют мизинцы), Много груш там и хурмы (соединяют безымянные пальцы), Есть лимоны, апельсины (соединяют средние пальцы), Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные пальцы), Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы) — Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх). | |
«Откуда хлеб пришёл» | «Хлеб» | Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг), Баранку (большой и средний пальцы образуют круг), Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг) И буханку (большой и мизинец образуют круг) Пекарь из теста Испёк спозаранку (имитация лепки хлеба). |
«Цветы» | «Посадили зёрнышко» | Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»), На небе выглянуло солнышко. Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)! Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)! Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках), Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают). |
«Мебель» | «Шкаф» | Мне купили для одежды Шкаф вместительный, большой (показывают, какой большой шкаф). Он красивый и удобный И зовётся «платяной». Уберу в него одежду: Майки, шорты и трусы, Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках), Свитера и пиджаки, И носки с футболками Уберу на полки я. |
«Обратный счёт от 10 до 1» | «Покупал баран баранки» | Спозаранок (ставят ладонь на ребро) Накупил (показывают ладонь) Баран (кулак) Баранок (ребро) Для барашков (пальцы левой руки «играют»), Для овечек (пальцы правой руки «играют») Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев), Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепёшек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев). Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу). |
«Дружба» | «Детский сад» | В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу), Самый младший — это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика). |
«Здоровье» | «Пальчики спят» | Этот пальчик хочет спать (загибают большой палец), Этот пальчик лёг в кровать (загибают указательный), Этот пальчик чуть вздремнул (загибают средний), Этот пальчик уж уснул (загибают безымянный), Этот крепко-крепко спит (загибают мизинец). Тише, тише, не шумите… (грозят пальцем), Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать (разгибают кулак с большого пальца)! |
«Вода» | «Моем руки» | Ай, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)! Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)! Полотенчиком пушистым, Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем). |
«Части тела» | «Утром пальчики проснулись» | Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки), Потянулись (напрягают, разводят пальцы) И встряхнулись (встряхивают кисти), Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия), За работу принялись («закатывают рукава»), Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки), Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук), Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах) И весь день протанцевали (ручки «танцуют»). |
Видео: родителям в помощь, или 10 самых простых пальчиковых игр
Как мотивировать наглядностью
Одним из самых эффективных способов привлечь внимание ребят к тому или иному виду деятельности является воздействие на их зрительный канал восприятия. Для пальчиковой гимнастики можно использовать:
- картинки (на которых дети выполняют конкретное упражнение или изображен сюжет рифмовки);
- видеоряд (те же картинки, но объединённые в видео на 1–2 минуты);
- игрушки, выполняющие задания гимнастики (воспитатель на этапе знакомства с упражнением показывает все движения на игрушке);
- личный пример (педагог все задания выполняет вместе с детьми).
Рекомендации по выполнению упражнений
- Подготовить ребенка к данному виду тренировок. Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
- Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
- Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
- Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
- Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
- Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
- Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
- Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
- Ежедневные тренировки.
- Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
- Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
- Обязательно использовать цветные образы, музыкальное сопровождение.
Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.
Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно.
Уроки математики для детей 5-6 лет, примеры и задачи