Положение о смотре центров конструирования в ДОО
Утверждаю Заведующий МАДОУ № ____ ___________/______________
Педсовет № 1 от 24.08. 2022г.
Положение о смотре «Центры конструирования»
в МАДОУ №_____________ на 2017-2018 учебный год
Цель:
Создание условий в ДОУ для развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности и художественно-творческих способностей детей.
Задачи смотра:
- Пополнить и обновить обеспечение центров конструирования.
- Способствовать улучшению уровня оснащения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
- Содействовать развитию творческого потенциала педагогов ДОУ.
- Повышать профессиональное мастерство педагогов по вопросам развития у дошкольников навыков конструирования.
- Содействовать укреплению связи ДОУ с семьёй.
Участники смотра:
в смотре принимают участие педагоги и родители всех групп детского сада, квалифицированные специалисты, старший воспитатель.
Комиссия
смотра:
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
- _______________
Организация и порядок проведения смотра:
Смотр проводится 12-13.03.2018г.
Критерии оценки:
0 — критерий отсутствует; 0,5-присутствует частично; 1-присутствует в полном объеме. Максимальное количество баллов – 5.
Итоги смотра центров конструирования учитываются в картах активности педагогов при распределении стимулирующих выплат.
№п/п | Показатели смотра в группах (для воспитателей) | Учитывается | Максимальное количество баллов |
1 | Создание условий для организации конструктивной деятельности в группе | 1 | |
1.1 | Соответствие содержания возрасту | ||
1.2 | Открытость и доступность для детей | ||
1.3 | Хранение детских работ (лесенка, полочка, стеллаж) | ||
2 | Разнообразие материалов | 1 | |
2.1 | Наборы кубиков 4-12шт(младший возраст); напольный строительный материал; настольный строительный материал (пластмассовые конструкторы: младший возраст- с крупными деталями, старший возраст- с мелкими деталями); конструкторы с металлическими деталями — старший возраст; тематические наборы («Город», «Поезд» и т.д.) -средний возраст; мягкие конструкторы на ковролиновой основе-младший возраст. | ||
2.2 | Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д. | ||
2.3 | Ящик с аксессуарами для строительства (фигурки людей, животные, маленькие машинки, лодки, самолётики т .д.) | ||
2.4 | Материалы для конструирования из бумаги, природного материала, бросового материала. | ||
3 | Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов | 1 | |
3.1 | Безопасность оборудования и материалов | ||
3.2 | Соответствие гигиеническим требованиям | ||
3.3 | Соответствие эстетическим требованиям | ||
3.4 | Рациональное размещение | ||
4 | Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей | 1 | |
5 | Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей | 1 | |
5.1 | Участие родителей в пополнении оборудования и материалов для конструктивной деятельности детей | ||
5.2 | Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности | ||
Общее количество баллов | 5 |
№п/п | Показатели смотра для методического кабинета (старший воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО) | Учитывается | Максимальное количество баллов |
1 | Создание условий для организации конструктивной деятельности в ДОУ | 1 | |
Наличие методических пособий по теме, систематизация | |||
2 | Разнообразие материалов для конструктивной деятельности в методическом кабинете | 1 | |
2.1 | Наборы строительных материалов разных видов | ||
2.2 | Материалы для конструирования, легоконстрирования | ||
2.3 | Схемы, образцы построек на рисунках, чертежах и т.д.; фотографии, альбомы с иллюстрациями городов, мостов, транспорта, домов, мебели и т.д. | ||
3 | Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов | 1 | |
3.1 | Безопасность оборудования и материалов | ||
3.2 | Соответствие гигиеническим требованиям | ||
3.3 | Соответствие эстетическим требованиям | ||
3.4 | Рациональное размещение | ||
4 | Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей в ДОУ | 1 | |
5 | Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей | 1 | |
Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности | |||
Общее количество баллов | 5 |
№п/п | Показатели смотра для квалифицированных специалистов | Учитывается | Максимальное количество баллов |
1 | Создание условий для организации конструктивной деятельности на занятиях | 1 | |
Наличие методических материалов с элементами конструирования | |||
2 | Наличие материалов для конструирования в кабинетах | 1 | |
Наборы материалов для конструирования, схемы, образцы, альбомы с иллюстрациями | |||
3 | Соответствие требований ОТ и ТБ оборудования и материалов | 1 | |
3.1 | Безопасность оборудования и материалов | ||
3.2 | Соответствие гигиеническим требованиям | ||
3.3 | Соответствие эстетическим требованиям | ||
3.4 | Рациональное размещение | ||
4 | Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для конструктивной деятельности детей | 1 | |
5 | Содействие взаимосвязи ДОУ с семьей | 1 | |
Наличие наглядной информации для родителей по конструктивно-модельной деятельности | |||
Общее количество баллов | 5 |
Паспорт уголка конструирования в средней группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирский детский сад № 30 « Снегирёк»
Паспорт
уголка конструирования средней группы № 5 « Радуга»
Составили: Майданюк О.Н.
Г. Новосибирск 2022 г.
Место проведения
.
Средняя группа № 5 «Радуга».
Цели уголка
конструирования:
— Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
— Совершенствование конструкторских умений и навыков;
— Развитие творческого потенциала детей;
— Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.
Основные задачи:
— Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
— Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
— Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Пояснительная записка
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего — это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного материала жилые дома, школы, театры, дворцы и т.д. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
Типы и виды конструирования в детском саду:
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «сердитый волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Рассмотрим специфику работы
с детьми среднего возраста 4-5 лет.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).
Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала ( коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Особенности оформления уголка по конструктивной деятельности в нашей группе.
Чтобы занятия конструированием и моделированием в нашем уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, при его организации мы учли такие моменты:
1. Безопасность – каждый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, постоянно просматривается в процессе обработки и мытья, так как на деталях бывают заусеницы, сколы и тому подобное, образовавшиеся в процессе пользования. Некачественные детали строительного материала убираем .
Для самостоятельного творчества ребятам предлагаем материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога.
С детьми обязательно проводим беседы о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, ножницами, клеем и т.д. приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье.
2. Доступность и удобство для детей. Расположен уголок в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к нему, имеют возможность брать весь материал и пользоваться им. Соблюдаем правило: более тяжёлый и крупный строительный материла храним ниже, чем маленький и лёгкий.
3. Храним конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить.
4. Наполнен уголок материалами в соответствии с возрастом детей и с требованиями программы к этому виду деятельности .
Учитывая это, уголок конструирования нами наполнен следующими игровыми материалами:
Строительный набор
– это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.
Конструкторы типа «Лего»
— такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.
Магнитный конструктор
состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
Мягкие конструкторы
– материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Сюжетные наборы — «Зоопарк», «Город», «Дом», «Транспорт» и т. д.
. Такие конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков, мебели, животных.
Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма»,
«
Цветные счетные палочки Кюизенера», «Кубики Никитина».
Это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей. С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.
Конструкторы-мозаики —
предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.
Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками —
способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.
Плоскостные конструкторы — «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева —
представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение), представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Дидактические игры:
«Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; « Найди тень»; «Чей хвост»; « «Весёлая логика»; « Что к чему?»; «Игра — обучалка со счетными палочками» и т. д.. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.
Набор мелких игрушек,
включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
Материалы для конструирования из бумаги:
прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.
Природный материал:
Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.
Бросовый материал:
мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги
.
Вспомогательные материалы
.
Пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.
Наглядные пособия, литература
.
Схемы построек из конструкторов — «Лего», «Мягкие конструкторы», блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Конструкторы-мозаики», для строительного набора.
Альбом — «Образцы поделок из бумаги в технике оригами». Альбом со схемами к игре « Танграм», игре со счётными палочками.
Книги с образцами по лепке из пластилина, глине, по конструированию из природного материала, технике рисования.
Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).
Статья «Роль конструирования в жизни дошкольников».
Статья «Роль конструирования в жизни дошкольников».
Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует развитию образного мышления. При работе с конструктором у ребенка развивается мелкая моторика, глазомер. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для развития
фантазии и воображения детей.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
Конструирование в жизни детей дошкольного возраста способствует развитию и совершенствованию их речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как «широкий – узкий; высокий – низкий; толсты – тонкий; справа – слева; вверху – внизу».
Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.
Ранний возраст (2-3 лет).
На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно — отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…). Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет).
Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.Роль игрушки в этом возрасте по прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме. Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, настраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.
Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность — в новых знаниях об окружающем мире.