Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО
Осенняя прогулка в средней группе детского сада. Конспект
Осенняя пора очей очарованье. Организация наблюдений в природе осенью
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ г. Москва Гимназия № 1503 (дошкольное отделение) Предназначение: Материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Назначение:Материалом могут воспользоваться педагоги для проведения наблюдений в природе осенью. Может использоваться педагогами при проведении опытов с водой на прогулке с детьми. Родители могут воспользоваться ходом прогулки, как образцом для своей прогулки с ребёнком. Цель: Выявление определённых изменений в природе осенью. Задачи: Обратить внимание детей на изменения в природе осенью. Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Обогащать словарный запас детей. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя и запечатлеть в рисунках результаты наблюдений.
Ход прогулки
Воспитатель предлагает детям взглянуть на картину, изображающую осень, описать, что изображено на ней. (рассказы детей)
Воспитатель:-«Ребята, как вы догадались, что это осень?» (ответы детей) Предлагает детям посмотреть в окошко и сказать , какое время года за окном и, как ребята это узнали. (ответы детей) Предлагает детям отправиться на прогулку и поближе рассмотреть осеннюю природу. В раздевалке прошу детей определить, какой воздух? (тёплый или холодный)
(ответы детей) Выйдя на улицу, детям задаётся вопрос:-» Ребята, мы с вами определили, что в группе воздух тёплый. Скажите, а на улице воздух какой? (тёплый или холодный) (ответы детей)
Воспитатель:-«Правильно, ребята, с наступлением осени воздух стал холодным, а кто скажет, почему?» (ответы детей) -Молодцы, ребята, всё верно. Солнце осенью греет слабо, дует прохладный ветерок, а иногда и дождь идёт. Воспитатель предлагает детям поставить ладошку напротив рта и подышать на ладошку. Что мы почувствовали?
(ответы детей) -Молодцы, ребята. На холодном воздухе наша ладошка замёрзла, а мы её согрели своим тёплым дыханием, подышав на неё. Скажите, как люди должны одеваться осенью? (ответы детей) -Правильно, тёплые курточки, сапожки, шапки и перчатки. Для чего человеку нужно тепло одеваться осенью? (ответы детей) -Как мы одевались летом на прогулку? (ответы детей) Дети сравнивают одежду детей летом и осенью.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на небо и описать, какое оно. (описание детей) -Молодцы, ребята, правильно заметили, осенью небо чаще всего хмурое, тёмное, облачное. Какое природное явление бывает, когда небо пасмурное? (ответы детей) -Что мы делаем, чтобы спрятаться от дождя? (ответы детей) —Ребята, что мы наблюдаем после дождя на асфальте?
(ответы детей) -Правильно, лужи. Осенью в лужах вода холодная, а когда наступают первые заморозки, вода в лужах покрывается льдом. Воспитатель показывает детям картинки с изображением замёрзших луж.
-Кто скажет, как называется покрытие луж при заморозках? (ответы детей) -правильно, это лёд. Вода замерзает и превращается в лёд. Давайте хором повторим слово
«ЛЁД» и слово «ЗАМОРОЗКИ» Лёд -это состояние воды. Мы с вами знаем, что вода — это прозрачная, бесцветная жидкость без вкуса и запаха. Теперь ещё узнали, что вода бывает жидкая и твёрдая (ЛЁД). Давайте хором повторим слово «ТВЁРДАЯ» -Ребята, кто скажет, что происходит со льдом на лужах, если греет солнце? (ответы детей) -правильно, лёд будет таять. Если солнце греть не будет, мороз будет сильный, то и лёд на лужах не будет таять. За этим свойством воды мы с вами понаблюдаем зимой. Ребята, о чём мы ещё не вспомнили, рассматривая природу осенью? Воспитатель предлагает детям взглянуть на деревья и описать их.
(описания детей) -Молодцы, ребята, правильно заметили, что листьев на деревьях почти нет, они опали. Расскажите, каких цветов листья осенью? (ответы детей) Воспитатель предлагает детям найти и взять в группу по одному понравившемуся листочку.
Вернувшись в группу, детям предлагается нарисовать осеннее дерево. (Мы это делали акварелью: дерево -обведённая рука, раскрашенная в коричневый цвет, а листочки — желтые оранжевые, красные рисовались методом примакивания кисти). В результате все работы были выставлены на обозрение, воспитатель отметила старание детей, обратила внимание на разнообразие и красоту изображенных детьми листьев, а ребята рассказали, почему их листья таких цветов.
Рекомендуем посмотреть:
Организация и методика проведения прогулки в детском саду Экологическое воспитание дошкольников Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию Эксперименты с водой в средней группе ДО
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа
Картотека прогулок в средней группе за ноябрь
Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за погодой — продолжает формировать представления о сезонных изменениях; развивает наблюдательность, учит анализировать, делать выводы.
Трудовая деятельность: подвешивание кормушек для птиц
Подвижная игра «Пробеги тихо» − учить двигаться бесшумно.
Дидактическая игра «Что изменилось?» − развитие внимания, связной речи, умения описывать предметы.
Индивидуальная работа: ходьба на носках − закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.
Прогулка 2
Наблюдение за птицами — уточнить о наличии лап у птиц и их функциях.
Трудовая деятельность: уборка участка от сухих веточек и камешек
Подвижная игра «Перелет птиц»- упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками.
Дидактическая игра «Угадай кто позвал » — воспитание слухового внимания, чувства товарищества.
Индивидуальная работа:закреплять навыкивы прыжках через два предмета.
Прогулка 3
Наблюдение за рябиной — закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.
Трудовая деятельность: сбор камешков на участке.
Подвижная игра «Воробушки и кот» — учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении.
Дидактическая игра «Заинька» — совершенствовать умение детей согласовывать действие с словом; воспитание доброжелательности.
Индивидуальная работа:игровое упражнение «Попади в корзину» — развивать меткость, глазомер.
Прогулка 4
Наблюдение за трудом шофера — продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Трудовая деятельность: сбор камешков на участке.
Подвижная игра «Мы — шоферы» — продолжать развивать двигательную активность детей; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде
взрослых.
Дидактическая игра «Найди ошибку» — развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова.
Индивидуальная работа: Способствовать развитию двигательных навыков.
многосложные слова громко
Прогулка 5
Наблюдение за елью— закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья поодному-двум признакам; знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.
Трудовая деятельность: Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.
Подвижная игра «Найди свой домик» — упражнять в беге, умении быстро находить свой домик (обруч).
Дидактическая игра «Доскажи слово» -развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова.
Индивидуальная работа: игровое упражнение «Чье звено скорее соберется -упражнять в умении строиться в круг, ползать на четвереньках.
Прогулка 6
Наблюдение за трудом почтальона — формировать представления о труде почтальона;воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
Трудовая деятельность: сбор мусора на участке в определенное место.
Подвижная игра «Листопад» — учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Так бывает или нет?» — развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в сюжетах.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Прогулка 7
Наблюдение за трудом дворника — продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника;
Трудовая деятельность: сбор мусора с участка в определенное место.
Подвижная игра «Птички и дождик» — развивать умение взаимодействия с партнерами по игре.
Дидактическая игра «Где что можно делать?» — активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Индивидуальная работа:совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер.
Прогулка 8
Наблюдение за птицами — обогащать знания о жизни птиц поздней осенью.
Трудовая деятельность: Сбор мусора с участка в определенное место.
Подвижная игра «Птички и дождик» — учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» — учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать ранее усвоенные слова.
Индивидуальная работа: учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.
Прогулка 9
Наблюдение за сорокой — расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Трудовая деятельность: коллективный труд по сбору опавших листьев.
Подвижная игра «Пробеги тихо» − учить двигаться бесшумно.
Дидактическая игра «Закончи предложение» — учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Индивидуальная работа: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.
Прогулка 10
Наблюдение за рябиной — познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев.
Трудовая деятельность: сбор листьев на участке.
Подвижная игра «Совушка» — учить быстро действовать по сигналу воспитателя.
Дидактическая игра «У кого кто?» — закреплять знание животных и их детёнышей.
Индивидуальная работа:Ходьба приставным шагом.
Прогулка 11
Наблюдение за сорокой — обогащать представление о мире природы, привлекать к активным мыслительным операциям.
Трудовая деятельность: поручить одной подгруппе детей, расчистить дорожки от снега и листьев, а второй — собрать мусор на участке.
Подвижная игра «Голуби и воробьи» — упражнять в беге, ходьбе, наклонах головы вперед.
Дидактическая игра «Узнай, чей лист» — учить узнавать растения по листу (назвать растение по листу и найти его в природе) .
Индивидуальная работа: закреплять умение прыгать на двух ногах из одного круга в другой.
Прогулка 12
Наблюдение за осенним дождем — продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь).
Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке.
Подвижная игра «Прыгай выше» — учить быстро действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Кто, (что) летает?».Цель: Закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Индивидуальная работа: игровое упражнение «Смелые ребята» — упражнять в быстром беге, развивать ловкость.
Прогулка 13
Наблюдение за осенними листьями-показать многообразие красок золотой осени.
Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев.
Подвижная игра «Попади в цель» -учить бросать мяч в цель, развивать меткость.
Дидактическая игра: «Кто больше назовёт действий?».Цель: Подбирать глаголы, обозначающие действия.
Индивидуальная работа : игровое упражнение «Пойми меня» — учить движениями тела создавать образ.
Прогулка 14
Наблюдение за инеем, первыми заморозками — формирует представление об инее, как об одном состоянии воды.
Трудовая деятельность: Сооружение снежной клумбы
Подвижная игра «Краски» — учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательными.
Дидактическая игра«Можно — нельзя» — уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах.
Индивидуальная работа : развитие основных физических движений
Прогулка 15
Наблюдение за льдом — формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.
Трудовая деятельность:подметание дорожки ведущей к участку.
Подвижная игра «Пройди бесшумно» — учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направления движения
Дидактическая игра «Объясни зачем?» — упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно-следственные связи между умениями; закрепить умение строить сложноподчиненные предложения, развивать связную речь.
Индивидуальная работа: игровое упражнение «По узенькой дорожке» — учить перешагивать из круга в круг.
Прогулка 16
Наблюдение за явлениями первых заморозков — формировать предпосылки логических умозаключений — замерзание воды в лужах связать с холодной погодой.
Трудовая деятельность: сбор ягод рябины на участке.
Подвижная игра «Поймай цветок» — развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Дидактическая игра «Как можно?» — упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нудные слова; развивать связную речь.
Индивидуальная работа: упражнение с мячом.
Прогулка 17
Наблюдение за кустарниками на участке -дать представление об основных частях кустарника, воспитывать бережное отношение к растительному миру.«»
Трудовая деятельность:подметание дорожек, уборка мусора.
Подвижная игра «Удочка» — учить перепрыгивать через скакалку
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» — закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола; развивать связную речь, внимание.
Индивидуальная работа: упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками.
Прогулка 18
Наблюдение за трудом почтальона — формировать представление о труде почтальона, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Трудовая деятельность:сбор мусора на участке в определенное место.
Подвижная игра «Листопад » — учить бегать не натыкаясь друг на друга.
Дидактическая игра «Профессии» — учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых.
Индивидуальная работа:развитие основных физических движений.
Прогулка 19
Наблюдение за птицами во время кормления — прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
Трудовая деятельность: кормление птиц
Подвижная игра «С кочки на кочку» — развивать умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Дидактическая игра «Найди такой листок» — учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.
Индивидуальная работа: запрыгивание вкруг и выпрыгивание из круга, сделанного из листьев.
Прогулка 20
Наблюдение за проезжей частью дороги — познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представления о правилах дорожного движения.
Трудовая деятельность:уборка мусора на участке
Подвижная игра «Перебежки — догонялки» — учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Дидактическая игра: «Кто же я?» — учить называть растение, развивать память, внимание
Индивидуальная работа: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Прогулка 21
Наблюдение за кошкой — закреплять представление о характерных особенностях кошки.
Трудовая деятельность:сбор мусора на участке.
Подвижная игра: Кот и мышь» — учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться.
Дидактическая игра: «Придумай предложение» — закреплять умениесоставлять предложения с заданным словом.
Индивидуальная работа: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.