Картотека трудовых поручений для воспитанников средней группы


Картотека трудовых поручений для воспитанников средней группы

Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.

Карточка №1 «Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка №2 «Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка №3 «Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка №4 «Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №5 «Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №6 «Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №7 «Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка №8 «Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка №9 «Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка №10 «Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №11«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка12 «Учимся заправлять свои постели».

Цель: Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Карточка№13 «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Карточка№14 «Смена грязных полотенец».

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение.

Карточка№15 «Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать няни, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка№16 «Мытьё строительного материала».

Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Карточка№17 «Мытьё кукол».

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка№18 «Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка№19 «Наведение порядка в группе».

Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности

Карточка№20 «Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

Карточка№21 «Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Карточка№22 «Проверим карандаши»

Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятельности. Приучать выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду. Воспитатель дает поручение проверить коробки с карандашами. Все сломанные и исписанные и положить на поднос для затачивания. Хвалит.

Карточка№23 «Заточим карандаши»

Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятельности. Приучать выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду. Воспитатель просит помочь заточить карандаши. Показывает, как надо это делать с помощью точилки. Хвалит детей за помощь.

Карточка№24 «Почистим доски от пластилина»

Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для лепки. Воспитывать аккуратность, желание трудиться.

Воспитатель объясняет, как тряпочкой вытереть доску, прикладывая небольшое усилие

Карточка№25 «Нарезать салфетки»

Цель: Продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими. Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым.

Воспитатель просит помочь нарезать салфетки. Показывает, как это сделать: берем салфетку и аккуратно, со стороны сгиба отрезаем тонкую полоску также с той стороны, где два сгиба. В итоге получаем 4 маленьких квадратных салфетки, которые ставим в салфетницу.

Карточка№26 «Моем поддоны цветов»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка№27 «Полив комнатных растений».

Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Карточка№28 «Уход за крупнолистными растениями».

Цель: Учить детей протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№29 «Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№30 «3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: Учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Карточка№31 «Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Карточка№32 «Посадка лука».

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка№33 «Посев семян цветов и овощей».

Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№34 «Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№35 «Уход за листьями растений» (удаление пыли кисточкой и сухой тряпкой)

Цель: Учить детей удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Определять для каких растений подходит данный способ удаления пыли (опушенных листьев герани, фиалки и т. п.) Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Выбор диагностических процедур для развития трудоспособности у детей дошкольного возраста

В течение 2008-2009 учебного года наш детский сад занимался проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования области «трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «Детство» В.И. Логиновой.

Организация процесса создания условий для трудового воспитания детей дошкольного возраста регламентируется нормативными документами:

  • Устав дошкольного учреждения:
  • Профили работы медсестер и специалистов
  • Соглашение с родителями
  • Заказы на основную деятельность.

Трудовое воспитание в программе является обязательной частью развития базовых и творческих способностей ребенка, основным средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание является частью жизни ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематически. Цель — постепенно развить у детей (с учетом их возрастных и гендерных особенностей) интерес к взрослой работе, желание работать, элементарные профессиональные навыки и удовольствие от работы.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: Самообслуживание, труд в быту и труд в природе систематически проводятся с двухлетнего возраста (с первой группы ползания).

Через основные формы организации детского труда — поручения, обязательный и коллективный труд — решаются задачи воспитания трудолюбия у детей.

Эти задачи решаются путем ознакомления с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Особо подчеркивается роль знакомства с социальной направленностью труда и его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

Каждая группа определяет виды и содержание трудовой деятельности детей, а также задачи, которые выполняются в процессе работы детей. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Труд в уголке природы», а в старшей группе ручной труд вводится как самостоятельный вид труда.

Организуя трудовую деятельность, наши воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют необходимые навыки и умения, учат ответственности и самостоятельности. Наши учителя стараются организовать работу так, чтобы она активизировала их физические силы и умственную деятельность, доставляла им удовольствие и заставляла чувствовать себя значимыми и компетентными.

Воспитатели нашего детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

  • подчеркивают социальную значимость труда;
  • следить за тем, чтобы все виды работ и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
  • строго соблюдать нормы нагрузки для детей и оберегать их от перегрузок и перенапряжения;
  • постепенно расширять самостоятельность детей;
  • создать благоприятную психологическую атмосферу, сформировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, желание помогать друг другу;
  • Направлять внимание и усилия детей на выполнение качественной работы.

В процессе каждого вида работы наши воспитатели решают проблемы всестороннего воспитания и развития ребенка: духовного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети осваивают способы действий с различными инструментами, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. Они развивают мелкую моторику, формируют ловкость рук и улучшают координацию движений рук и глаз. Они развивают способность действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость для достижения результата.

Хорошо выполненная работа дает детям чувство удовлетворения от того, что они могут сделать что-то значимое.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются объяснение и демонстрация. Не менее важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, детских стишков.

Для достижения целей программы по педагогике труда используются различные формы методической работы: семинары, консультации, выставки, конкурсы, мастер-классы, открытые выставки, обобщение лучших методик преподавания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]