Занятие с элементами психогимнастики «Прогулка в осеннем лесу»план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай». Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Кор-сакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал на-качивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

Следующая >

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

«Драка»

Цель:Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глу­боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль­цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревож­ными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами бу­дем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра­жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увели­чиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже пред­ставила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы ша­рик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель:Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети
устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам,но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумновыдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель:Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Выцелый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подхо­дите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель:Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в клас­се, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель:

Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дастдетям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или ста­рые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными слова­ми, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

Конспект НОД с элементами психогимнастики в средней группе. Прогулка в осенний лес

Конспект НОД в средней группе «Прогулка в осенний лес»
Автор: Володина Елена Александровна воспитатель Место работы: МБДОУ ЦРР д/с №10Описание:
Данный конспект может быть полезен воспитателям,педагогам дополнительного образования и рассчитан на детей средней группы.
Цель: учить детей эмоционально окрашивать свои действия. Задачи: учить сосредотачивать внимание на внутренних ощущениях,мышечном напряжении и расслаблении; закрепить знания о признаках осени, учить детей узнавать и называть листья с разных деревьев; воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе,желание быть внимательными,вежливыми. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отправиться попутешествовать в осенний лес. Дети и воспитатель(вместе): Раз,два,три,четыре,пять- В лес сейчас пойдем гулять. Воспитатель надевает накидку и венок из осенних листьев. Входят в «лес»(декорации). Воспитатель: -Дети, я Осень, приглашаю вас погулять по осеннему лесу.(Изображает дуновение ветра). -Дети, ветер закружил нас в воздухе,поднял вместе с листьями(берут разные листья) высоко в небо и мы летим, медленно приземляясь на траву.(Воспитатель имитирует движения вместе с детьми»Вальс осенних листьев») Воспитатель: -Но мы ,не дети,а разноцветные осенние листочки с разных деревьев! (Спрашивает детей с какого дерева они листочки.Дети:- с клена,с липы,с березы,с дуба. Воспитатель: -А какого вы цвета листочки?Дети:-Желтые ,оранжевые,красные.) Воспитатель: -Какие вы красивые листочки !Давайте поиграем с вами. Игра «Найди свой домик» Раз, два, три, четыре, пять- Будем листья собирать. Листья березы,листья рябины, Листики тополя,листья осины, Листики дуба мы соберем, В лес мы осенний букет отнесем.(после этих слов дети должны найти дерево ,соответствующее выбранному листочку). Воспитатель: — Вдруг подул сильный ветер!(Предлагает детям подуть ,как ветер). Наш букет разлетелся ,листья закружились в воздухе. -Вы, листочки, закружитесь, Во все стороны разлетитесь! Воспитатель: — Посмотрите как красиво стало в лесу!Как называется явление ,когда падают листья? Дети: — Листопад. Воспитатель: — Шалун-ветер собрал из листьев целый ковер.Какой он? Дети: — Яркий,красочный,цветной,золотой. Игра «Подари листочек другу» (условие: дарить листочек надо тому,кому еще не подарили.Не забывать благодарить за подарок). Гимнастика. Воспитатель предлагает пройти детям на полянку.(На поляне сидят игрушечные зайцы). — Кого мы с вами видим на полянке?(Зайцев). Что они делают?(играют). Давайте с ними поиграем.(Дети становятся в круг изображают «забили в барабаны»,затем топают ногами и прыгают, как зайки). Воспитатель:— Что это? Ветки затрещали?Да это маленькие медвежата обхватили лапками колени,прижали их к животику и качаются,как на качелях.(дети выполняют соответствующие движения). Так расшалились,им весело.(Дети смеются). Накачались,устали!Повернулись на животики,голову положили на руки и поболтали ножками.(дети выполняют). Воспитатель: -Что-то холодно стало в лесу.(Имитируют). Как мы можем согреться? Дети: — Разожжем костер. Воспитатель: — Но в лесу нельзя разводить костер,чтобы не навредить его жителям?Я предлагаю разжечь костер доброты.(Берутся за руки,становятся в круг,»передают»друг другу тепло сердца через рукопожатие,со словами:»Я передаю тепло сердца и улыбку своему другу и у него зажигается улыбка»). Воспитатель:-Теперь поднимем руки вверх, подойдем друг к другу ближе,в тесный круг.Чувствуете,какое горячее пламя?(Да). Вы согрелись?(Да). Воспитатель: — Пришла пора возвращаться в детский сад.Но мы возьмем с собой частичку тепла, подаренного друг другу.Будем ее хранить и хоровод водить: Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит,лишнего не спросит! Вот ,что значит- настоящий верный друг!(Прощаются с Осенью). Дети и воспитатель вместе:-Раз,два-повернись, Три,четыре -закружись. В группу дружно возвратись!(Воспитатель снимает одежду Осени). Воспитатель: — Понравилась вам прогулка по осеннему лесу?Что больше всего понравилось?Что запомнилось?(Ответы детей).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе «Русская изба» План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина Рассказ про осень для дошкольников

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Занятие по развитию речи «Путешествие в лес». Средняя группа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]