Нравственное воспитание детей в семье — особенности и рекомендации родителям

Без исключения все родители должны нравственно воспитывать своих детей. Это важный критерий объединяет в себе комплекс всех положительных чувств и умений любого человека. Те дети, которых вырастили в атмосфере нравственности, легко идут на помощь другому человеку, комфортно чувствуют себя в коллективе, они настойчиво идут к своей мечте, превращая ее в цель, при этом оставаясь честными. Эти дети обладают уверенностью в себе, они смелы и мужественны, вежливы по отношению ко всем окружающим без ограничения, адекватно воспринимают критику.

Как воспитывать в детях нравственность?

Чтобы детишки росли нравственными, родители, школьные учителя и прочее взрослое окружение, должны придерживаться в их воспитании определенных правил. Главное место занимают родители, без из усилий нравственное воспитание детей затруднительно или невозможно.


Неплохо на деток воздействует личный пример взрослого члена семьи. Полезно совершать добрые поступки при ребенке. Например, поднести сумку старушке-соседке на этаж или уступить сидячее место в транспорте и попросить своего сына или дочку сделать то же самое.

С малого возраста необходимо ставить человека в такие условия, в которых он должен поступить правильно и хорошо. Например, если в песочнице маленький ребенок упал, нужно обратить внимание на это своего малыша и ненавязчиво подсказать, чтобы он помог упавшему малышу.

Не просто полезно, даже необходимо знакомить свое чадо с жизненными историями людей в семье, совершивших в жизни хороший поступок или даже подвиг. Обязательно нужно рассказывать дочке или сыну о «жизни замечательных людей» и литературных героях. В нормальной семье детям должно нравиться совершать нравственные дела.

Между детками часто случаются ссоры и даже драки по причине того, что они не могут поделить вещи. Это случается из-за взрослых, которые не разрешают своим детям делиться, этого делать нельзя, наоборот, нужно хвалить ребеночка за то, что он умеет делиться и дает свои вещи на время товарищам и объяснять, что, делясь, он поступает, как нравственный человек. Угощая чадо сладостями и прочей вкуснятиной, нужно пояснить ему, что будет очень хорошо, если малыш с кем-то поделится.

Отец и мать должны отметить для себя, что семья должна всегда быть для детей самым надежным местом, где они чувствуют безопасность.

Будет хорошо, если дети с маленьких лет знают, что нужно всегда и везде говорить правду, а обманывать – это не нравственный поступок. Дети должны знать, что сказать правду семье и получить наказание – лучше, чем скрыть ее.

Дети должны понимать, что оказывая помощь кому-то, не стоит ждать похвалы или вознаграждения. Знание того, что они совершили хорошее дело, и есть вознаграждение.

Каждое дитя должно быть приучено оказывать помощь старшим, так как нравственное воспитание включает приучение к работе. Выполняя домашнюю работу, ребенок осознает, что он значим в своей семье, хорошие поступки совершать становится приятно.

Воспитание в ребенке нравственных ценностей

Основные способы развития нравственности в раннем возрасте:

  • Маленькие дети очень охотно подражают взрослым буквально во всем. Следуя вашему примеру, они с легкостью усваивают как плохое, так и хорошее. Из этого следует, что бесполезно практиковать нравоучения. Проявите ответственность, твердость характера, нежность, любовь. И они ответят вам взаимностью.
  • Похвала ребенка за добрые поступки окажет на него позитивное влияние. Особенно, если это делать в присутствии всей семьи. Это повысит его самооценку и уверенность в себе.
  • Примеры и истории из книг являются авторитетными для малышей. Хорошо делиться своим опытом. Ребенок быстрее поймет о разнообразии моральных качеств.
  • На практике покажите, как можно помочь тому, что попал в трудную ситуацию. Вежливое общение с окружающими также является хорошим уроком для малыша. Умение не быть «выскочкой» или «хвастунишкой» также ценится в хорошем обществе.
  • Общаться с ребенком следует на простом и понятном языке. Используйте примеры из вашей совместной жизни. Так он быстрее поймет, что от него хотят взрослые.
  • Информационный поток нужно тщательно дозировать. СМИ приносят как положительный, так и отрицательный опыт. При правильном подходе, ребенку можно преподнести полезные знания о нравственных ценностях. Учитывайте возраст ребенка. Чем он меньше, тем реже привлекайте малыша в интернет-ресурсам. Более старшим детям можно демонстрировать фильмы или статьи духовного содержания.

Моральные ценности для ребенка

Развивая духовные качества с детства, ребенок усваивает их на всю жизнь. Они:

  • помогают формировать правильные стандарты социального поведения. И этому способствует, в первую очередь семья, в которой живет ребенок;
  • дают возможность приобрести положительные черты характера: уважение к старшим, доброта к младшим, сострадание к слабым и другие.
  • научат ребенка отличать хорошее от плохого. Поможет объективно судить о многообразии окружающего мира.
  • формируют у малыша взгляды и убеждения по разным аспектам жизни.
  • дают ребенку уверенность в себе и помогают в трудных ситуациях.
  • позволяют маленьким детям направить свою энергию в нужное русло.
  • служат неким ориентиром и во время вхождения в подростковый возраст, помогает избежать негатива, идущего отовсюду: сверстники, социальные сети.

Ошибки, мешающие воспитывать нравственность

  1. Пытаясь воспитывать нравственного приемника, не нужно вынуждать его что-то делать, говоря, что это нравственное дело. Детей необходимо подводить в семье к тому, чтобы они сами очень хотели всегда поступать честно и справедливо, именно это означает нравственное воспитание.
  2. Нельзя говорить своим чадам, что хорошие дела нужно совершать только для семьи, а с другими людьми можно поступать иначе.
  3. Ошибаются люди, которые не разрешают своим малышам давать поиграть свои вещи другим ребятишкам или угощать члена семьи или кого-то чужого.
  4. Ошибкой оборачивается плата деньгами или подарками за отличную учебу или добрые дела.

Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спросить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др., хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит задуматься? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть потому, что он родился, что живет.Отечественная концепция: воспитывая ребенка,мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т. д. — станешь счастливым человеком. А американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу. Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми — взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т. д. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитателипроникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания дошкольниковвключает следующие смысловые блоки:

воспитание гуманности как качества личности;

воспитание коллективизма;

— формирование начал гражданственности и патриотизма;

— формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Сущность нравственного воспитания

Механизм нравственного воспитания личности ребенка состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов:

  1. Формирование представления о сущности нравственности и морали, необходимости их овладением.
  2. Формирование мотивов, направленных на приобретение необходимых нравственных качеств.
  3. Становления положительного отношения к социальным и нравственным чувствам.
  4. Формирование и развитие привычек того или иного нравственного качества.
  5. Воспитание нравственного поведения и поступков.
  6. Формирование и развитие нравственных качеств личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Принципы нравственного воспитания 470 ₽ Реферат Принципы нравственного воспитания 260 ₽ Контрольная работа Принципы нравственного воспитания 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Методы нравственного воспитания:

  • метод формирования нравственного воспитания
  • метод стимулирования нравственного поведения
  • метод осознания значимости нравственного поведения

Средства нравственного воспитания:

  • художественные средства (рисование, лепка, аппликация и т.д.);
  • природные средства (экскурсии, наблюдения и т.п.);
  • собственная деятельность ребенка;
  • общение со сверстниками и взрослыми на нравственные и этические темы (беседы, рассказы и т.п.);
  • окружающая обстановка.

Содержание нравственного воспитания:

  • Гуманность
  • Коллективизм
  • Дружелюбие
  • Отзывчивость
  • Взаимопомощь
  • Нравственные нормы
  • Культура отношений и поведения
  • Патриотизм
  • Гражданственность

Специфика нравственного воспитания:

  1. Содержание общественной морали, необходимость внедрения норм общественного и индивидуального нравственного создания и поведения каждого ребенка.
  2. Своеобразие цели и задач нравственного воспитания, особенности проявления нравственной воспитанности или невоспитанности.
  3. Включенность в процесс нравственного воспитания иных форм воспитания: трудового, умственного, этического, физического и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]