Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС


Понятие

Понятие духовно-нравственного воспитания дошкольников складывается из нескольких терминов. Под духовностью традиционно подразумевают такую характеристику души, где духовные, нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальной заинтересованностью.

Под понятием нравственности подразумевает способность человека принимать на себя ответственность за свои поступки и действовать сообразно совести. Как известно, основы духовности и нравственности закладываются в детском возрасте.


Духовно-нравственное воспитание дошкольников в РФ проводится с соблюдением определенных стандартов

Дошкольный возраст – это период от 3 до 7 лет. Внутри этого периода есть более мелкое деление, которое предполагает наличие младших дошкольников, а также дошкольников среднего и старшего звена.

Если в раннем дошкольном возрасте духовно-нравственным воспитанием преимущественно занимаются родители, то старший и средний дошкольный возраст у детей предполагает включение в социокультурную среду и полноценное развитие в рамках федеральных образовательных программ на базе воспитательных учреждений.

Цели и задачи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС базируется на принципе активного приобщения детей к нормам социокультурного характера, традициям семьи, общества и государства.

Задачи стандартов:

  • объединение таких процессов, как обучение и воспитание, в один процесс;
  • формирование общей культуры личности детей;
  • поиск духовной одаренности каждого ребенка;
  • формирование у ребенка такого понятия, как патриотизм;
  • показательная демонстрация основ, связанных с историческим прошлым;
  • охранение и одновременное укрепление физического здоровья детей.

Федеральный стандарт ставит перед воспитателями несколько целей:

  • воспитание эмпатии;
  • формирование ценностей;
  • сообщение детям через понятные им образы и приемы информации об основах гражданской и культурной идентичности.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:

  • за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
  • ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
  • просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
  • проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
  • преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.

Цели и задачи нравственного воспитания

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Педагогические основы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС лежит на представителях дошкольных учреждений, которые должны работать в тесном сотрудничестве с родителями каждого ребенка.

В ходе воспитательных процессов для достижения целей и поставленных задач задействуют следующие культурно-педагогические ресурсы:

  • литературные методы;
  • приемы изобразительного, песенного, музыкального, мультимедийного, краеведческого характера;
  • личные приемы;
  • коллективную работу.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

?

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Методы и формы нравственного воспитания

Базовые национальные ценности

Психологический аспект

Воспитание детей неразрывно связано с психологическими понятиями. То, как формируются познавательные навыки и умения ребенка, это важная составляющая всего процесса обучения и воспитания.

С точки зрения психологии подход к дошкольникам должен базироваться на следующих принципах:

  • терпеливом отношении к индивидуальности каждого участника;
  • понимании свойств ребенка;
  • принятии особенностей ребенка.

Дошкольный период – важнейшая часть детства, которая тесно связана с нестабильностью эмоций у детей, неполном понимании своей роли и требований к поведению.

Совокупность приемов и методик, которые используют на базе дошкольных учреждений, помогает детям понять, какие формы общения устойчивы, а какие нежелательны в обществе или семье.

Нравственное воспитание через интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Воспитывая ребенка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самими собой.

Одним из важнейших средств нравственного воспитания старших дошкольников, является ознакомление детей с художественной литературой, что входит в очередную образовательную область — «Речевое развитие».

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Как еще ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети также постигают азы духовной культуры своего народа, знакомятся с его бытом, его домашней жизнью, нравственными понятиями. У детей происходит постепенное осознание нравственных ценностей.

Еще одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом, что входит в образовательную область«Физическое развитие»

. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует проведение праздников и досугов таких как «Весёлые старты», «Малые олимпийские игры», «Масленица», «Путешествие в страну спортландию», «День защитников Отечества». В таких мероприятиях совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

Также, неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других народов, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Методы работы с детьми

Внутри воспитательных учреждений традиционно используют различные приемы и методики.


Духовно-нравственное воспитание дошкольников: методы и формы

Общая характеристика подходов:

  • тесная связь с семьей: родителями, опекунами, представителями;
  • приучение к выполнению бытовых задач;
  • создание упражнений и повторов;
  • стимулирование правильного поведения;
  • торможение эмоциональных всплесков;
  • демонстрация приемов самовоспитание;
  • включение руководства;
  • объяснение и репродуктивная деятельность.
Основные приемыОписание и особенности
Метод приученияЭтот прием помогает вырабатывать регулярность выполнения одних и тех же действий
Метод упражнения и повторовПрием закрепляет навыки и умения детей
СтимулированиеПрием традиционного поощрения деятельности
ТорможениеОбязательный прием торможения или порицания. Он демонстрирует на примерах: что хорошо, а что плохо
СамовоспитаниеСпособ, который позволяет ребенку понять, что он важен внутри сообщества, его желания и поступки реальны и имеют последствия

Все методики, которые используют для осуществления поставленных задач, относятся к одной из категорий. Внутри этих категорий они могут разделяться по типу назначения или методу проведения.

Духовно-образовательная

Занятия, которые подпадают под эту категорию, предполагают совместное с воспитателем или родителем изучение сказок, стихотворений, рассказов. Во время чтения обязательно обсуждают поступки, характеры героев.

Художественные произведения для дошкольников всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, «Репка» учит тому, что совместный труд гораздо ценнее, чем индивидуальный. Сказка «Цветик-семицветик» рассказывает о том, как важно делать выбор между материальными и духовными ценностями.

Воспитательно-оздоровительная

В программу воспитания и обучения дошкольников обязательно включают динамические игры. Особенно важны подвижности на свежем воздухе. Значение имеют общие прогулки в детском саду или семейные выходы с детьми на природу.

Культурно-познавательные

Обязательная методика, основанная на изучении произведений, входящих в категорию мировых ценностей. С детьми изучают картины, скульптуры, музыкальные произведения. С этой целью организуют совместные выходы в музей, театр, на выставки.

Для детей младшего школьного возраста актуальны совместные групповые прогулки, совмещенные с простейшей проектной деятельностью.

Познавательная и трудовая

Эта методика связана с несколькими направлениями. Дети узнают о разных способах изготовления поделок и материалах, из которых они сделаны. Этому способствуют совместные занятия рисованием, лепкой, плетением.

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы

Юлия Адамова

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы

(5–6 лет)

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группыя разделила на четыре блока: «Я и моя семья», «Я и общество», «Красота отношений» и «Мир природы».

Сентябрь

1. «Кто я такой»

.

Цель: развивать самосознание; учить называть полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы)

.

2. «Зачем нужны правила»

.

Цель: воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, формировать умения и навыки поведения в обществе; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

3. «Как добро побеждает зло».

Цель: развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости; воспитывать чувство уверенности в своих силах; учить мечтать.

4. «Животные – наши друзья»

.

Цель: формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга; развивать чувство доброты, сопереживания.

Октябрь

1. «Наша дружная семья»

.

Цель: формировать представление детей о семье и семейных традициях, о доброжелательных отношениях родных людей.

2.«Будем тактичными и миролюбивыми»

.

Цель: развивать понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников; формировать умения и навыки общения со сверстниками.

3. «Учимся правильно разговаривать»

.

Цель: познакомить детей правилами ведения диалога с взрослыми и детьми; подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.

4. «Человек – существо разумное»

.

Цель: рассказать о значении человека в сохранении природы, помощи другому существу; формировать понятие о потребностях человека, отличающих его от животного (сходство и различие)

.

Ноябрь

1. «Я люблю свою семью»

.

Цель: формировать представление о принципах родословной; развивать у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.

2. «Как вести себя в общественных местах»

.

Цель: развить представления о необходимости знания правил поведения; формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей.

3. «Мы не будем ссориться»

.

Цель: воспитыватьумения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать; формировать представление о дружбе, друге.

4.«Природа добрая и злая»

.

Цель: учить детей видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе от-ношение.

Декабрь

1. «За что я умею отвечать»

.

Цель: развивать чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; формировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки.

2. «Правила безопасности»

.

Цель: формировать понятие о необходимости знать данные о себе; учить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте; воспитывать уверенность в своих силах.

3. «Здравствуйте!»

Цель: продолжать знакомить с разными вариантами приветствия; формировать навыки вежливости, учтивости.

4. «Мы охраняем природу»

.

Цель: рассказать детям, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле.

Январь

1. «Я выбираю сам»

.

Цель: воспитать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности; развивать понимание разумности выбора в ущерб другим.

2. «Что я думаю о себе и о дружбе»

.

Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

3. «Любимые и добрые герои сказок»

.

Цель: учить понимать чувства литературных героев, их настроение; подбирать слова, определяющие состояние и качества характера; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

4. «Красота в природе»

.

Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди»

,
«можешь — помоги»
.

Февраль

1. «Какой я без взрослых»

.

Цель: развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами; воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим.

2. «Труд человека кормит, а лень портит»

.

Цель: познакомить с понятием «коллективный труд»

; продолжать учить
детей уважительно относиться к труду взрослых; вызвать желание помогать взрослым.
3. «Нарочно и нечаянно»

.

Цель: развивать нравственные чувства: сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

4. «Огонь добрый и злой»

.

Цель: формировать у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения; продолжать знакомить детей с огнём и его свойствами.

Март

1. «Я среди людей»

.

Цель: развить представление о ходе развития человека; показать взаимозависимость отношений.

2. «Мальчики и девочки»

.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов; формировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

3. «Волшебные слова»

.

Цель: формировать у детей навык устанавливать доброжелательные отношения с людьми; учить видеть хорошие качества характера; воспитывать чуткое, добро-желательное отношение к окружающим.

4. «Мы помогаем растениям»

.

Цель: развивать понимание взаимосвязи человека и природы; продолжать учить относиться к растениям как к живым существам; вызвать желание беречь и защищать природу.

Апрель

1. «Если ты гуляешь один»

.

Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.

2. «Я в гостях»

.

Цель: закреплять определённые манеры поведения; совершенствовать навыки поведения за столом; формировать представления о сервировке стола.

4. «Кто такой хвастун?»

Цель: учить детей различать хвастовство и шутку-преувеличение; развивать отрицательное отношение к хвастовству, уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.

4. «Красная книга»

.

Цель: дать детям понятие о «Красной книге»

, связав его с природой своего края; показать роль человека в охране природы.

Май

1. «Кто такие мудрецы?»

Цель: раскрыть понятие «мудрец»

,
«мудрость»
; вызвать удивление перед тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое; учить
детей почтительности.
2. «Можно ли приносить свою игрушку в детский сад?»

Цель: развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребёнку; предупредить возникновение зависти, злорадства.

3. «Учусь прощать»

.

Цель: продолжать учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; развивать самоконтроль; учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

4. «Земля – наш общий дом»

.

Цель: воспитывать у детей экологическое сознание; формировать понятие о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.

Примеры занятий с дошкольниками

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС на практике представляет собой поочередно идущие друг за другом занятия, практики, приемы. Они применимы как в домашних условиях, так и в группах на базе дошкольного учреждения.

Занятие «Семья»

Воспитатель готовит раздаточный материал, составляет опросник и организует детей. После вступительного слова воспитатель задает вопросы детям о родителях, братьях или сестрах. Воспитатель рассказывает детям о значимости семьи, корректируя информацию с поправкой на возраст.

Дети водят хоровод, а потом рассаживаются по стульям. Воспитатель показывает детям карточки животных. Дети отгадывают, кто, чья мама. Завершение занятия: дети после вопроса воспитателя рассказывают, как их называют дома, какие ласковые имена они знают.

Весенний лес

Это занятие знакомит младших школьников с названиями деревьев, природными особенностями. В начале занятия педагог предлагает отправиться в весенний лес, но говорит, что для этого понадобится включить свое воображение.


Занятие «Путешествие в весенний лес»

Дети переходят в локацию, оформленную с помощью декораций и вспомогательного материала. Воспитатель поочередно указывает на макеты и просит детей называть увиденное. Удобно использовать на этом занятии куклу лесовичка, который будет рассказывать о лесе и давать задания.

Примеры заданий:

  • нарисовать одуванчик;
  • вспомнить стих о весне;
  • отгадать загадки;
  • принести лесовичку предметы, которые он описывает.

В конце занятия лесовичок благодарит детей за знания и помощь. Отдельно он читает лекцию о том, как важно беречь лес и ценить природу.

Познай себя

Занятие построено на ассоциативных техниках. Аналогиями могут быть разные конструкции, но удобнее всего использовать пример устройства автомобиля и человеческого тела.

Воспитатель демонстрирует детям машину, показывает ее в разрезе и просит сказать, без чего машина не может работать. Дети должны постепенно сделать вывод, что машине нужен бензин. Воспитатель проводит аналогию с человеком, рассказывает, как течет кровь, просит сказать, без чего не может жить человек.

Результатом занятия должно стать формирование простейшего аналитического мышления, когда дети учатся:

  • сравнивать предметы одушевленного и неодушевленного характера;
  • проводить аналогии;
  • воспринимать задачи не буквально, а учиться рассуждать и мыслить отвлеченно.

В зависимости от возраста детей можно задать рассуждения на разные темы, дополнив его более сложными примерами.

Рыбки

Интересное занятие, которое знакомит детей не только с особенностями рыб, но и учит бережному отношению к ним. Для занятия необходим аквариум. Воспитатель просит детей сформулировать свои вопросы к рыбам и задать их через стенку аквариума.

Дети должны сделать вывод, что рыбы не умеют разговаривать. Тогда воспитатель зачитывает письмо от имени рыбы, где она загадывает загадки и рассказывает о своих особенностях: строении тела, наличии хвоста, чешуи.

Интегрированное занятие «Вода»

Для занятия понадобится вспомогательный материал: куклы и небольшие тазики с водой.

Сначала воспитатель проводит языковую и артикуляционную гимнастику, где просит детей поочередно дотрагиваться до глаз, носа, ушей, лба. Затем рассказывает о том, как важно умываться утром и вечером. Демонстрационным материалом может служить мультфильм «Мойдодыр».

После этого дети по команде воспитателя приступают к умыванию своих кукол. В процессе они помогают друг другу. Завершающий этап – чтение стихов, сопровождаемых активными двигательными действиями.

Воспитатель рассказывает о том, как для человека важна вода, что нужно делать, чтобы научиться экономить ресурсы, как принято в обществе заботиться о природе, чтобы сохранить чистоту рек и озер.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (27). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4589/ (дата обращения: 18.01.2022).


В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [4].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [2].

В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на протяжении многих лет. Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:

– Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

– Этические беседы нравственного содержания;

– Сочинение историй, сказок;

– Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.

Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.

Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, мы стараемся придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:

– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

В группах нашего дошкольного учреждения оборудованы уголки духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается материал, дающий детям первоначальное представление о православии: это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, православные календари для детей, художественная литература («Детская Библия», сказки, былины, предания), литература для родителей и педагогов, аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения тематических мероприятий, картотеки с русскими народными подвижными играми, альбомы с иллюстрациями. В течение года регулярно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Оформлены уголки Белгородоведения, в которых размещаются материалы для знакомства детей с «малой родиной», природой родного края, животным и растительным миром; выдающимися людьми нашей области. В нашем ДОУ мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Организуются открытые показы организованной деятельности «Уроки доброты», что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие гармоничной личности.

Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения [3].

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, нравственное воспитание, детский сад, знакомство детей, игровое проектирование, нравственное воспитание дошкольников, основная форма взаимодействия, ситуация, социально-нравственное воспитание детей, усвоение норм.

Работа с родителями

Духовно-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС невозможно без тесного сотрудничества между семьей и детским садом или центром. Сотрудники дошкольных учреждений также заинтересованы в том, чтобы идти навстречу родителям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Существует несколько форм сотрудничества, которые активно практикуются.

Анкетирование

Проведение опросов на разные темы дает возможность изучить особенности семьи и составить социальный паспорт.

Этот прием носит и практический характер. Если выясняется, что семья относится к категории неблагополучной, то с ней в дальнейшем начинают работать по другой методике.

Проведение родительских собраний

Это обязательные мероприятия подотчетного типа. В последние годы получили распространение так называемые нетрадиционные родительские собрания, на которых родителям предлагают поиграть в игры, пройти квесты.

Выставки с демонстрацией трудов семейного творчества

Форма взаимодействия, когда воспитатель общается не только с ребенком, но и с его семьей.

Сначала воспитатель озвучивает тему выставки, затем собирает работы и оформляет их. Тех, кто активно участвует, отмечают различными грамотами и поощряют.

Проведение мастер-классов для детей с родителями

Это тематические мероприятия, на которые приглашают специалистов или устраивают мастер-классы своими силами. Целью таких мероприятий становится организация совместной детальности ребенка и родителя.

Проведение праздников

Это традиционный прием, когда к определенным датам дети разучивают стихи, танцы, родители закупают костюмы и организуют чаепития. Такая практика существует давно, но ее формы постоянно меняются в соответствии с современными требованиями.

К празднованию «Нового года» или «8 марта» начинают готовиться за 1,5 месяца. Помимо этого, традиционным для ДОУ считают проведение «Праздника осени», а также составление программы мероприятий, приуроченных к «9 мая».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей

Нам всем хорошо известно, что основой духовно — нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где
духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг и др. По определению академика Б. Т. Лихачева, духовность – это нравственно – эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиции, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность « задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей. Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания. К педагогу — психологу родителей приводят самые разнообразные проблемы: сложности адаптации ребенка в ДОУ или школе; трудности в обучении или в общении с взрослыми и сверстниками; нарушение поведения, деятельности, внимания, памяти; повышенная утомляемость ребенка, двигательная расторможенность, страхи и другие невротические состояния. Очень много обращений по поводу развода родителей, ухудшения психического состояния ребенка в последующие за разводом месяцы, внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями, возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются. Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, как показывает профессиональная практика, имеет духовно – нравственные корни. Утрачивается традиционное восприятие родительства и детства, треть детей рождается вне брака, в то время как 20 лет назад у нас в России рождался один ребенок из двадцати. В большинстве случаев эти дети получают меньше заботы, меньше материальных благ; часто — меньше любви. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. А сыну (дочери) нужна безусловная любовь, внимание. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. А без понимания и учета особенностей общения с детьми в каждой конкретной ситуации не возможен духовный прогресс ни для нас, ни для детей. Проблемы детей – это наши проблемы, и начинаются проблемы именно дома, в семье. А значит, и могут быть решены, там же. Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоническое развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира и сохранения эмоционального равновесия. Воспитывать – значит тратить свое время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать – значит соучаствовать в жизни своего ребенка день за днем, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать – значит своим примером формировать модель поведения. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. «Мать праведная – ограда каменная, отец сына не на худо учит». «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет». А что усваивает ребенок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: воспитателям, учителям, сверстникам, одноклассником? Или будет жить по закону джунглей – каждый сам за себя! Тем более что « откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нем эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная черствость, а с другой, избалованность и вседозволенность приводят к ужасающим ситуациям и дают свои ужасающие плоды. Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, поймут всё без труда. Слова порой запутаны, пример же никогда. Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ. И если всё мне показать, я выучу урок Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и мыслям и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет. Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.
Конечно, от нас специалистов зависит многое. Но от родителей – еще больше. Без вашего участия и без вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не боитесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. Да обращение к психологу с каждым днем становится все больше и больше. Стали чаще обращаться отцы. Развелись, и жена не разрешает встречаться с ребенком. Четыре месяца мать не появлялась дома. Я с 3-х летним ребенком остался один. Понимаю, что отсутствие матери рассматривается как отрицательный фактор, искажает развитие объективных отношений, потребность в привязанности, собственный образ. . . , нарушается формирование «ядра личности». Сейчас сын находится с бабушкой, ходит в садик Я — отец, стараюсь сохранить спокойствие в семье и привить сыну духовные ценности. А сколько детей сирот, лишенных попечения родителей нуждаются в психологической помощи. У них резко снижена возможность новых привязанностей к взрослым, резко ограничено развитие способности устанавливать близкие и диалогичные отношения. Таких детей сразу видно. Их характерная особенность опереться на другого человека; несформированность образа «Я», что проявляется в неумении представить свои качества, тем более оценить их. Еще одна важная характеристика – амбивалентное, двойственное отношение к себе: с одной стороны, низкая дифференцированность, низкая степень осознанности своего Я, с другой — полная идеализация. Неустойчивая самооценка сочетается со стремлением к власти, значимости, превосходству. Однако, при условии оптимальных, доверительных усилий общения на игротеке со сверстниками и взрослыми возможности развития становятся реальными. Ребенок о себе, хотя и большими усилиями говорит: «Я – супер солнышко, со мной всем хорошо». Оставить малыша на произвол судьбы – есть страшный грех, ума затмение. Помочь ему в беде хоть чем — нибудь – редчайший шанс, души спасенья. В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолога – педагогического просвещения родителей. На консультациях, «Игротеке для всех», Семейном клубе, мы развиваем активное нравственное сознание ребёнка и родителей, учим взрослых реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении сына (дочери), не раздражением и жестоким обращением, а наоборот, увеличением терпения и любви, мудрым наставлением, сердечным участием. Верим, что духовно – нравственное воспитание детей и родителей является самым насущным содержанием нашей работы. Так вот, благодарить тоже нужно уметь. Если вы просто так, в фоновом режиме скажите себя: «Я благодарна этой жизни за всё, что со мной происходит», но при этом в вашей голове будут проноситься ещё с десяток мыслей, то такая «благодарность» вряд ли вам поможет. Поэтому, в первую очередь мы будем учиться благодарить. Представьте леску, на которую вы нанизываете красивые жемчужины, и как они превращаются в прекрасное жемчужное ожерелье, которое вы вначале надеваете с утра и снимает на ночь. Но постепенно вы начинаете его забывать снять и носите по несколько дней, а через время вы становитесь с ним одним целым. И вот вы и красивое жемчужное ожерелье неотделимы друг от друга, и смотря на вас, люди видят только красоту, и уже не важно, придает ли вам эту красоту нежное сияние жемчуга, или это ваша изящная шея подчеркивает всю красоту и первозданность жемчуга. Так и с благодарностью. Мы будем надевать каждую благодарность вначале на леску, которую будем носить с собой. Иногда, пока никто не видит, мы будем примерять наше ещё пока незаконченное ожерелье на ночь, или днем перед зеркалом. Иногда вы будете забывать его надеть, вам будет лень и вы будете находить массу причин и отговорок, почему сегодня не хотите даже думать о вашем ожерелье из благодарностей. Но постепенно, нанизывая жемчужину за жемчужиной, оно начнет становиться всё красивее и привлекательнее для вас. И вот наступит какой-то момент, когда надев его, вы просто забудете его снять, или не захотите. И каждый день будете любоваться этим ожерельем утром в зеркале. А в течение дня, когда у вас начнет портиться настроение, или будет казаться, что всё идет совсем не так, как вы хотели, а то может и совсем всё плохо, вы будете словно невзначай прикасаться к ожерелью из благодарностей и ваши дела сразу начнут казаться вам не такими уж и плохими. И мир начнет переливаться и улыбаться вам сиянием красок. Леской в нашем варианте будет красивая тетрадь или дневник, а жемчужинами – каждый момент в жизни и за день, за который стоит поблагодарить эту Вселенную.
Итак, давайте начнем нанизывать первые жемчужины благодарности на ваше прекрасное ожерелье. Возьмите ручку и красивую тетрадь (а может, это будет просто чистый лист бумаги), и начните записывать все то, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект беседы в старшей группе о благотворительности и милосердии Открытое занятие на нравственную тему для детского сада Нравственное воспитание в ДОУ Конспект ОД для детей старшей группы по направлению: Нравственно патриотическое воспитание

Похожие статьи:

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников

Советы родителям

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС – это не только ответственность воспитателей. Многое в формировании навыков и умений зависит от родителей и атмосферы внутри семьи.

Ведущими педагогами и психологами были сформулированы советы и рекомендации родителям:

  • Безусловная любовь. О том, что каждый ребенок должен знать, что его любят, не устают повторять специалисты в психологии и психиатрии. Нельзя навязывать дошкольнику систему, где любовь родителей нужно заслужить.


Для ребенка в любом возрасте важна родительская любовь

  • Разъяснения и рассуждения. Ребенок дошкольного возраста задает много вопросов. Родитель должен быть для ребенка стабильно доступным. Если ребенок любит рассуждать, интересуется разными научными фактами, то нужно стимулировать этот интерес.
  • Отсутствие системы безнравственных наказаний. Телесные наказания за проступки – это огромный просчет. Собранные психологами и педагогами данные подтверждают, что получение телесных травм в детстве сказывается на будущем ребенка, тормозит его развитие, приводит к психологическим проблемам.
  • Наличие традиций и обычаев. Внутри каждой семьи должны быть обычаи и традиции: например, чаепитие с тортом в последний день лета, празднование дня защиты детей, особые традиции, установленные для празднования дней рождений.

Много сказано о влиянии собственного примера. Дети действительно восприимчивы к тому, что делают их родители. Если они видят, что мама и папа с удовольствием делают свою работу, хотя иногда это бывает связано с загруженностью или стрессом, то не будут пренебрежительны к выбору своей профессии в будущем.

В том случае, когда родители приходят домой, ругают начальство, проклинают свою профессиональную деятельность, нельзя ожидать, что ребенок будет вести себя в будущем по-другому. Помимо этого, для дошкольника хорошим примером становится отношение родных к природе, животным, даже правилам дорожного движения.

Если родитель с раннего детства акцентирует внимание на том, что нужно соблюдать правила дорожного движения, то в будущем ребенку даже не придет в голову, что можно перебежать дорогу на красный цвет.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это целый комплекс мероприятий, которые состоят не только из специально продуманного плана действий, но из ежедневных занятий, которые взрослым людям иногда кажутся не важными.

В рамках ФГОС реализуется специальная образовательная программа, направленная на создание особой среды для развития детей. Родители при этом должны понимать, как важен их вклад в воспитание, насколько велика и уникальна их роль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]