Многие специалисты отмечают, что те дети, которые не ходили в садик и проходили домашнюю подготовку к школе, не всегда гармонично вписываются в коллектив первоклассников. Проблема заключается в том, что родители не всегда обладают всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы помочь любимому чаду научиться общаться не только с ними, но и с окружающим миром. Поэтому важно уделять развитию ребенка всестороннее внимание. Помимо физического развития, нельзя забывать и об остальных аспектах.
В современном мире педагогика и методика дошкольного образования тесно связаны между собой. Поэтому родители должны быть не только верными друзьями своего малыша, но и его первыми учителями.
Дошкольный возраст
Эту тему многие ошибочно обходят стороной, из-за чего занятия с малышами начинаются несвоевременно. Поэтому прежде чем переходить к теории и методике дошкольного образования, стоит учесть несколько важных этапов формирования личности чада. Первые годы жизни малыш живет в своем собственном мире. Он только начинает узнавать новое окружение, которое вызывает у него неподдельное изумление и страх. Постепенно ребенок учится взаимодействовать с предметами и окружающими людьми. Он делает первый шаг и произносит заветные «мама» и «папа».
Сам дошкольный возраст специалисты обычно разделяют на три этапа:
- Младший. В этом случае речь идет о методике дошкольного образования, которая должна основываться на том, что в этот период чадо начинает идентифицировать себя, зарождается его «я». Малыш учится оценивать отношение окружающих и без проблем определяет, если родители довольны им или, наоборот, злятся. При этом важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие мелкой моторики. Младший дошкольный возраст длится от 3 до 4 лет.
- Средний. Данный период длится от 4 до 5 лет. У ребенка начинают формироваться его собственные понятия и особенности мышления. Постепенно малыш приобретает особенности характера и более активно проявляет себя, как личность. В этот период методика дошкольного образования должна быть направлена не только на развитие логики, мышления, но и на разработку более сложных двигательных функций.
- Старший. В этом случае речь идет о детях в возрасте от 5 до 7 лет. Этот период характеризуется усиленным мышлением. Ребенок начинает понимать, что он должен выполнять некоторые обязанности по дому (например, убирать игрушки, помогать маме и т. д.). При этом он должен уметь контролировать свое эмоциональное состояние. К этому возрасту малыш уже довольно ловок, но он должен продолжать развиваться физически.
Методика Глена Домана
Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.
Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.
Как воспитывать
Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.
Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.
С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.
Плюсы и минусы методики
В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
- не занимает много времени;
- родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
- занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.
Минусы:
- необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
- с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
- ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
- все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.
Программы и методики дошкольного образования
Общеобразовательный процесс в первую очередь означает определенные воспитательные действия, которые совмещаются с обучением и подготовкой к школе. Таким образом, это целый комплекс мероприятий. Некоторые родители отдают детей на занятия в учреждения дошкольного образования, где педагоги готовят их к последующему обучению.
Таким образом, воспитательная методика дошкольного образования является основополагающей. Она состоит из четырех этапов. В первую очередь важно уделить внимание формированию личности ребенка. Он должен научиться строить свои суждения и оценивать ситуацию. Вторым этапом является организация действий чада. Это означает, что ребенок должен уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Еще до первого похода в школу у ребенка уже должен быть определенный опыт общения.
Кроме этого, важно сформировать у чада правильную самооценку и мотивацию. Для этого используются разные методики дошкольного образования и воспитания. Их можно успешно применять и в домашних условиях.
Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогикеметодическая разработка на тему
Управление образования Администрации г. Новочеркасска
Методический кабинет
Школа совершенствования педагогического мастерства
Тема занятия: «Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике»
Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования:
— знаний, навыков, умений
— воспитания отношений, навыков и привычек поведения.
Строится данный процесс на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.
К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей, играя, учение — это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
— наглядность;
— активность и самостоятельность;
— систематичность и последовательность;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— прочность.
В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.
Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно—действенный и наглядно—образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.
Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.
Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном «автомате». Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.
Основное отличие навыков от умений — в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.
В каком-то смысле знания — это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении — это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание — это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.
Знания, умения и навыки — это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка — это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные.
Знания — это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.
Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.
Навык как свойство личности — его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка.
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Привычка — это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.
Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта — например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству.
В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.
Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически
целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками,
способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности,
отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки,
формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.
В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны: с одной стороны – психические познавательные процессы, лежащие в основе способов действия, с другой – система способов действия и ребенка.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием — это элемент метода.
Существуют следующие воспитательные методы и приемы:
Методы | Приемы |
Методы формирования сознания личности | Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др. |
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников | Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др. |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, и др. |
Методы контроля | Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др. |
Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» — знания о растениях, развитие речи и т.д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Литература.
Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). —
М.: Просвещение, 1988
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977
Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967
Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981
Поощрение
Подобная методика обучения, дошкольного образования и воспитания позволяет скорректировать манеру поведения чада. Малыш, который готовится пойти в школу, должен учиться отличать плохие поступки от хороших и правильно расставлять акценты. Он не должен вести себя неподобающе в обществе. Важно выработать у него уважение к родителям.
Благодаря поощрению укрепляется позитивное мышление чада. Если он испытывает положительные чувства, делая что-то хорошее, то это поможет ему стать хорошим человеком. Стоит учитывать, что до шестилетнего возраста дети очень нуждаются в похвале, поэтому этот метод является очень действенным. Однако важно не развить в чаде слишком потребительского отношения.
Поэтому использовать эту методику дошкольного образования нужно очень осторожно. Например, нельзя говорить: «Если ты почистишь сегодня зубы, я дам тебе новую игрушку». Лучше дождаться того момента, когда малыш выполнит требуемое действие и дать ему небольшой презент, как будто просто так. Его мозг автоматически сопоставить приятные эмоции с тем, что он почистил зубы.
Наказание
Современные методики воспитания в области дошкольного образования, как правило, исключают такие способы взаимодействия с детьми. Однако в некоторой ситуации по-другому просто не поступить. Например, если ребенок гиперактивный и не поддается контролю родителей. Тем не менее физическое наказание нужно исключить полностью.
Также важно учесть некоторые особенности подобного подхода. Прежде всего, нельзя ругать чадо за те поступки, которые он совершил очень давно. Также ни к чему хорошему не приведет профилактическое наказание. Иногда с целью предупредить плохое поведения малыша, родители начинают наказывать его за то, чего он еще вообще не совершал.
Специалисты не рекомендуют применять такие методы, так как родители часто переходят на унижения. Если они не наказывают, а оскорбляют ребенка, то это негативно скажется на его психике.
Убеждение
С развитием методики дошкольного образования специалисты все больше применяют именно такие методы взаимодействия с детьми. В этом случае речь идет о том, что родители разговаривают с малышом, как со взрослым человеком, объясняя ему правильные поступки и недопустимые.
При этом важно учитывать индивидуальные особенности поведения чада. Разговор должен вестись таким образом, чтобы беседа была максимально логичной для ребенка. Не нужно ударяться в сложную демагогию и перескакивать с одной темы на другую. Чадо должно сфокусироваться и понять, что от него требуется.
Это один из так называемых блоков методики обучения дошкольного образования. В первую очередь из ребенка нужно сформировать личность, которая будет готова к образовательной деятельности. Немалое значение должно также уделяться и умственной подготовке и развития моторики. Стоит рассмотреть эти особенности подробнее.
Умственное воспитание
Если родители не уделяют достаточного внимания этому аспекту, то ребенку будет намного сложнее влиться в учебный процесс в школе. Поэтому крайне важно, чтобы малыш с самого раннего возраста был любознательным и умел размышлять. При этом уделяется внимание развитию памяти, речи и внимания.
Согласно методике обучения в области дошкольного образования, к шести годам ребенок должен уметь рисовать. Это означает, что нужно научить чадо хотя бы повторять те или иные узоры. Если у него есть склонности к творчеству, то не стоит его ограничивать. Дети, которые рисуют, а не срисовывают обладают большим потенциалом, который рекомендуется развивать больше.
Также до похода в школу ребенок должен научиться разукрашивать картинки и уметь хотя бы частично повторять контуры. Это важно, так как в первые годы в школе он будет заниматься именно правописанием.
Кроме этого, родителям рекомендуется научить чадо учить небольшие стишки. Хорошо, если он будет знать, что такое пересказ. Поэтому можно читать ребенку короткие рассказы и потом просить описать, что он запомнил.
К шести годам дети уже часто считают хотя бы до 10. Они знают, где они живут, могут назвать фамилию и имя мамы и папы, разбираются во временах года. Стоит научить малыша месяцам. Некоторые родители еще до похода в школу объясняют, как правильно определять время на часах.
Нетрудно заметить, что от мамы и папы требуется многое. Родители должны научить ребенка азам, чтобы в первом классе не вся информация была для него открытием нового мира. Чтобы добиться наилучших результатов рекомендуется изучить основы методики дошкольного образования.
Как правило, умственное развитие подразумевает использование различных игр развивающего характера. Стоит как можно больше читать чаду книги, а не позволять ему все свободное время проводить перед компьютером или с мобильным телефоном в руках.
Вальдорфская школа
Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.
Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.
Как воспитывать ребенка
Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.
Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.
Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:
- ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
- начальное образование – социализация и художественное развитие;
- среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.
Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.
При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.
Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:
- комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
- всестороннее развитие личности;
- творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
- атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.
Есть и недостатки:
- система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
- особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
- дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
- ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
- методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.
Физическое воспитание
Не стоит забывать, что в школе ребенок будет заниматься не только умственной деятельностью. Нужно понимать, что первые 6-7 лет жизни чадо отличается повышенной активностью и подвижностью. В этот период очень важно направить его в правильное русло. Как правило, эта ответственность ложится именно на родителей. Либо можно отдать чадо в спортивную секцию для самых маленьких, где эту миссию возьмет на себя специалист.
Если говорить о самостоятельной работе с ребенком, то в этом случае стоит обратить внимание на несколько важных этапов. В первую очередь чадо должно понимать, что собой представляет оздоровление. Специалисты рекомендуют практиковать процедуры закаливания, профилактику плоскостопия и т. д.
К 6 годам стоит научить чадо плавать, бегать, прыгать и простейшим играм на спортивной площадке. Это поможет сформировать у него выносливость, ловкость и быстроту реакции. Так как дети в этом возрасте и сами по себе довольно активны, привлечь их к такой деятельности не составит труда. Например, родители могут начать заниматься вместе с чадом спортом или оздоровительными процедурами на свежем воздухе. Это также поможет укрепить внутрисемейную связь.
Нелишним будет купить спортивное снаряжение. Если в комнате у ребенка будет турник, скакалка и мяч, то он сможет заниматься и самостоятельно, без участия взрослых. Однако площадь детской комнаты не всегда позволяет разместить там все необходимое. В этом случае можно записать чадо в спортивную секцию.
Физическое воспитание помогает дисциплинировать ребенка. Он привыкает к распорядку дня, начинает понимать, что такое здоровый образ жизни. При этом вырабатываются волевые качества. Чадо начинает понимать, что далеко не все достается так легко. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо приложить немалые усилия. Все это положительно складывается также и на формировании личности будущего школьника.
Также стоит учитывать, что сегодня могут встретиться устаревшие методики дошкольного образования. Переподготовка специалистов стала очень актуальной, так как то, что работало 50 лет назад, не так действенно в век компьютерных технологий. Поэтому стоит рассмотреть несколько методик, которые успешно применяются сегодня.
Система Марии Монтессори
Данная программа разработана для дошкольников от 3 лет, однако современные специалисты говорят о том, что она допустима и в более раннем возрасте. Главный принцип системы базируется на том, что чаду предоставляется полная свобода. Ребенок волен сам выбирать то, что ему интересно и проводить свободное время так, как сам того желает.
Но это не означает вседозволенность. Речь идет о том, что ребенок только думает, что его не заставляют, а он сам занимается чем-то. Это означает, что от родителей требуется незаметно подтолкнуть его к той или иной деятельности. В этом случае у него не будет создаваться впечатления, что ему что-то навязывается.
Реджио-педагогика
Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.
По каким принципам работает?
- Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
- Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
- Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
- Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
- Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.
Каким должен быть педагог?
Педагог должен соблюдать шесть правил:
- Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
- Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
- Не «неправильно», а «по-другому».
- Предлагать выбор и не торопить.
- Учиться в любой ситуации.
- Фантазировать важнее, чем читать.
Кубики Зайцева
Эта методика направлена на обучение чтению и письму. Благодаря этому малыши показывают первые успешные результаты уже в возрасте 2-3 лет. Система предельно простая. Родители приобретают 52 кубика, на каждом из которых написаны буквы, цифры и т. д. Благодаря этому малыш очень быстро и незаметно для себя начинает складывать слова. Если дополнительно повесить на стену склады, то ребенок будет повторять увиденное. Кроме того, это положительно складывается на развитие моторики рук. Если регулярно заниматься с кубиками, то результат не заставит себя долго ждать.
Таким образом, родители самостоятельно могут подготовить ребенка к школе. Если мама и папа будут уделять достаточно времени воспитанию малыша, то за школьную парту он сядет уже подготовленным. Если же оба родителя работают, то рекомендуется рассмотреть возможность занятий со специалистами. В дошкольных учреждениях дети получают все необходимые начальные знания. При этом чадо будет общаться со сверстниками и учиться налаживать дружеские связи.
Методика Николая Зайцева
Известный педагог Николай Зайцев разработал свою методику, с помощью которой ребенок уже в раннем возрасте с легкостью учится читать. Дети весело проводят время на занятиях, активно используя специальные кубики. Они отличаются друг от друга напечатанными слогами, размером и наполнением (издают звонкие или глухие звуки).
Как воспитывать по данному методу
В дополнение к кубикам идут специальные таблицы, с помощью которых малыш составляет кубики в нужном порядке.
Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю и занимают от 30 минут до часа. Стоит ориентироваться, какую продолжительность четырехлетний ребенок сможет выдержать без усталости. Именно с такого возраста рекомендуется начинать обучение.
Как и в других методиках, здесь есть свои принципы:
- обучение без принуждения, которое носит игровой характер;
- чтение по складам, а не по слогам (Склад – это специальная единица речи, где одна согласная буква сочетается с гласной или с твердым, или мягким знаками);
- чтение основано на своеобразном письме, потому что малыш «пишет» слово, составляя его из кубиков;
- важную роль играет работа органов чувств, с их помощью дети различают кубики по различным параметрам.
Преимущества и недостатки
Кроме того, что методика Зайцева дает прекрасные результаты, она имеет еще ряд преимуществ:
- малыш заранее готовится к письму, а, значит, будет делать это с меньшим количеством ошибок, чем сверстники;
- развивается память и логическое мышление;
- занятия не требуют сидения за партой, что хорошо влияет на зрение и осанку детей;
- методика может быть адаптирована к счету, математике и обучению английскому языку.
Но есть и недостатки:
- могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов;
- в школе придется переучиваться на другие цветовые обозначения букв;
- пособие довольно дорогое, а самостоятельные заготовки отнимут много времени;
- детям, которые хорошо научатся читать по кубикам Зайцева, может стать скучно в школе.