Доклад на тему «Дополнительное образование в ДОУ как ступень для развития талантов детей в системе дошкольного образования»


Физическое развитие: аквааэробика

Плавание в бассейне — это хорошо. А аквааэробика — еще лучше. Дети не только научатся держаться на воде, но и смогут укрепить мускулатуру, выработать правильную осанку. В воде суставы и позвоночник отдыхают, при этом ребенок может выплеснуть свою энергию. Аквааэробика учит ребят взаимодействовать друг с другом, помогает развить гибкость.

Капоэйра — боевое бразильское искусство, которое сочетает элементы танца, игры, ударной техники, акробатики. Малыши учатся динамичности, выносливости и сноровке. Заниматься этим боевым искусством могут и девочки, и мальчики.

Цирковое искусство — очень необычное и захватывающее занятие. Детей научат жонглировать, танцевать. Кроме того, ребят обучат навыкам акробатики. Такие занятия обязательно придутся по душе активным и веселым детям.

Психологический кружок «Я стану сильным»


Кружки являются одной из форм дополнительного образования в ДОУ и направлены на расширение общих и специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей детей, развитие творческих способностей.
Педагог-психолог Чабин А.А.организовал психологический кружок « Я стану сильным» с детьми подготовительной группы.

Целью кружковой работы: создание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие детей, создание благоприятного психологического климата для развития детей с учётом индивидуальных особенностей и задатков каждого ребёнка, через организацию психопрофилактической работы.

При проведении кружковой работы педагог – психолог использует разнообразные методы и приемы:

Результатом кружковой работы стало создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, формирование чувства общности, сплоченности, развитие у детей навыков совместной деятельности.

Интеллектуальное развитие: шахматы, робототехника

Малыши уже с 4 лет могут начинать играть в шахматы. Поскольку шахматы — это игра, ребенок быстро обучается этому интересному занятию. В процессе обучения происходит развитие памяти, логики, внимания, мышления. Кроме того, игра в шахматы помогает развить усидчивость, воспитать в ребенке волю к победе, целеустремленность.

Робототехника интересна детям с ранних лет. Ведь ребенок может сам создать робота, пусть и самую примитивную модель. Такие занятия помогают развивать логическое мышление, внимание, усидчивость. Ребята учатся работать руками, а также общаются между собой и учатся работать в команде.

Ментальная арифметика помогает развить умственные способности ребенка настолько, что он сможет решить любой пример или задачу в уме. Такие занятия благоприятно влияют на умственные способности в целом. Ментальная арифметика позволяет развивать мышление, логику, память. И заниматься надо как раз в раннем возрасте.

Дополнительное образование: кружковая работа в ДОУ

Светлана Ишмуратова

Дополнительное образование: кружковая работа в ДОУ

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога)

.

Обращаем внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружкив детском саду выполняют несколько функций:

образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить)

свои познавательные потребности, получить
дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»

, научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;

— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образованияв ДОУ могут открываться с различными целями:

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии)

.

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми)

.

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружкарегулируется нормативно-правовыми документами:

— Уставом ДОУ,

Образовательной программой ДОУ,

— Положением о кружке,

— планом работы кружка на год,

— списком детей (на каждую группу отдельно,

— расписанием занятий.

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка:

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ДОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Разработка (подбор)

программы
кружка.
4. Разработка плана кружка на учебный год.

5. Утверждение программы, плана работы кружка на педсовете (Совете педагогов)

.

6. Реализация плана работы кружка (студии, секции)

на практике.

7. Анализ результативности работы кружка (студии, секции)

.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками.

Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май)

. Занятия проводятся 4 раза в месяц по 20-25 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Он должен безошибочно «чувствовать»

уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения)

включение детей в деятельность,поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства, т. е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т. д. ;

– возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т. е. педагог предлагает или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружковорганизовывают свою деятельность посредством следующих форм:

— Фронтальные занятия (групповые)

— Экскурсии

— Тематические прогулки

— Индивидуальные занятия

— Развлечения, досуги

— Участие в различных уровнях конкурсах

— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения

— Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, информация на сайте Учреждения для родителей /их законных представителей.

При организации деятельности кружковдетские сады должны учитывать:

— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

— нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данные программы усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Творческое развитие: рисование песком, студия авторской куклы

Кружок рисования песком — предлагает не только интересные, но и полезные занятия. Песок помогает ребенку моделировать ситуации, создавать декорации для проживания какой-либо ситуации. Малыш может преобразовывать свои проблемы и разрешать трудности, которые у него возникли. Песочная терапия способна снизить тревожность, развить мелкую моторику, речь, мышление, воображение. Такие занятия помогают повысить самооценку и привить любовь к окружающему миру.

В студии авторской куклы ребят учат делать забавные текстильные игрушки, кукол из полимерной глины, каркасные игрушки. Занятия построены таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно. Обязательно учитывается возраст малыша. Самым маленьким предлагают создать простую куклу, а старшие ребята могут сделать и довольно сложную игрушку. Такая работа развивает мелкую моторику, терпение, усидчивость, воображение. Ребенок получает навыки кройки и шитья.

Рисование шерстью понравится даже тем, кто совсем не умеет рисовать. Опытные педагоги помогут каждому ребенку создать уникальную картину с помощью выкладывания шерсти на основу под стекло. Такие занятия пробуждают фантазию, благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние, учат усидчивости.

Выбирая кружок для ребенка, стоит ориентироваться на способности и желания. Это самое важное. А если малыш не знает, куда лучше записаться, можно попробовать разные направления.

Кружок по духовно- нравственному развитию детей «Дорогою добра»


Педагоги МБДОУ «Детский сад «Тополек» разработали планы кружковой работы и в течение учебного 2019-2020 года реализуют работу с детьми по физическому, социально-личному, интеллектуальному развитию. Воспитатель Благодарная Л. В. с детьми старшей группы проводит работу в кружке «Дорогою добра».
Цель: Формировать у детей представление о России, столице нашей Родины и её достопримечательностях. Прививать уважение и любовь к родной станице.

Педагог Благодарная Л.В. реализовала с детьми и родителями проект «Храм – как всеобщая ценность». Дети узнали о православных праздниках, об иконах, символах – Крест и Вифлеемская звезда, а также посетили Свято-Никольский храм, побеседовали с отцом Александром. Воспитатель провела с родителями родительское собрание в форме круглого стола «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста». Итогом проектной деятельности была выставка рисунков родителей с детьми «Вифлеемская звезда».

Математический кружок «Секреты ленты Мебиуса»

Кружки являются одной из форм дополнительного образования в ДОУ и направлены на расширение общих и специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей детей, развитие творческих способностей.

Молодой педагог Тащилина Д.В. проводит работу с детьми в математическом кружке «Секреты ленты Мебиуса». Основной целью работы кружка стало формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей, трудовых умений и навыков детей. Воспитатель провела с детьми занимательные развивающие игры – опыты: «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом». Результаты опытов дети изобразили в своих рисунках, в дневнике экспериментов при помощи схем. Таким образом, кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Кружок по нетрадиционной технике рисования «Акварелька»

Педагоги МБДОУ «Детский сад «Тополёк» большое внимание уделяют художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Воспитатель Конопацкая С.В. в течение 2,5 лет проводит кружковую работу по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» с детьми разновозрастной группы «Непоседы».

Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционной техники рисования.

В связи с особенностями возраста детей на каждом занятии педагог использует приёмы: художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Педагог включила в план кружковой работы взаимодействие с семьёй: привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке, наглядной информации; организацию выставок детских работ для родителей.Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Они сталиактивнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас,возрос интерес кхудожественному творчеству.

Дети являются активными участниками конкурсов и выставок работ. В октябре в районном конкурсе «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» были представлены работы 2-х воспитанников: Колосова Кристина «Святая Богородицы», Щепелев Степан «На зелёном лугу».

В ноябре проведена выставка работ «Нетрадиционные техники рисования», выполненных в разной технике: набрызг с использованием трафаретов, рисование тычком жесткой кистью, поролоном, оттиском.

Кружок по физкультурно-оздоровительному направлению «Здоровячок»

Кружки являются одной из форм дополнительного образования в ДОУ и направлены на расширение общих и специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей детей, развитие творческих способностей.

Инструктор по физической культуре Басакина О.Г. проводит работу в оздоровительном кружке с детьми разновозрастной группы «Непоседа».

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, повышение физической подготовленности.

Педагог в своей работе использовала здоровьесберегающие технологии: пальчиковые гимнастики; «Дружба», «Капель»; корректирующие упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки: «Стойкий оловянный солдатик», «Морская звезда»; релаксации: «Птица, расправляющая крылья», «Сотвори в себе солнце» ; дыхательные гимнастики: «Большой и маленький», « В лесу». Педагог в кружковой деятельности использует мотивационные моменты и игры: « Водяной» «Кот и мыши» «Карлики великаны». Итогом кружковой работы стали спортивные соревнования: «Мы сильные, мы дружные», спортивное развлечение «Путешествие в страну безопасности».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]