Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Ольга Малахова
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Малая Родина. У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни оп-ределяет
очень многое, если не сказать — всё.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я»
, ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонентапроходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…
Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.
Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально — региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования,использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;
Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре,природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям — в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители.В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства;мастер-классы на тему: «Я и моя семья»
,
«Генеалогическое древо семьи»
и т. д.
Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно — тематическое планирование воспитательно — образовательной работы. В нем есть такие темы,как: «День города»
,
«Народная культура и традиции»
, где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме
«День театра»
драматизируются детьми и педагогами народные сказки.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например,планируя работу по образовательным областям:
«Физическая культура»
— инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры
«Лапта»
,
«Жмурки»
,
«Шапка»
,
«Журавушка-журавель»
. Знакомим детей с достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное развитие»
— знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий
«Достопримечательности города»
. Используем так же игровые технологии В.Воскобовича:
«Игровизор»
,
«Крестики»
,
«Соты»
,
«Конструктор букв»
,
«Веселые цифры»
,
«Блоки Дьенеша»
,
«Палочки Кьюизинера»
т др.
Речевое развитие – проводим беседы («Я в многонациональной семье»
,
«Знаменитые имена в мире, стране»
, знакомим с особенностями шорского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
«Чтение детям художественной литературы»
— большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России. Создана картотека писателей и
композиторов края, книжки — малышки «Наряды разных народов»
,
«Национальные праздники»
.
«Художественно – эстетическое развитие»
— музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки»
. Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно — театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц —
«Шапка небылиц»
,
«Приключения пчеловода»
,
«Гуси-лебеди»
,
«Хитрый воробей»
,
«Репка»
и др. Проводим фольклорные концерты и народные праздники.
На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и шорской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и шорские народные сказки»
.
«Социально – коммуникативное развитие»
— знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой России и города — герб, гимн, флаг.
Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне, традиционной национальной одежде.
Разработали краеведческие игры:-Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина»
,
«Люби и знай свой край»
.
«Старинное-нестаринное»
,
«Особенности быта народов»
,
«Достопримечательности родного города»
; -игры-беседы
«Нам нужны различия»
, -игры – путешествия
«Россия-страна моя родная»
,
«Отгадай, где живут»
; игры-экскурсии
«Лавка сувениров»
.
В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества»
,
«Шорский национальный костюм»
,
«Сказка о толерантности»
). В ходе
компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.
Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Прокопьевска — педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.
Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка»
— было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с.
«Гуси – лебеди»
с целью пропаганды знания родного языка, русского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки,читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае:
«О родном языке»
Г. Пурга,
«Родной язык»
М. Паранук).
Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости»
— сборник, включающий русские и шорские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.
В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День национального костюма»
,
«День славянской письменности и культуры»
,
«День шорского языка и письменности»
.
Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно — историческим ценностям России.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы,как:
— родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей»
,
«Родные сказки»
);
-консультации для родителей («Русские и шорские традиции в воспитании детей»
,
«Как смастерить народную игрушку со своим малышом»
,
«Моя родословная»
);
-практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.
Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея, оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.
В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья»
,
«Национальный костюм»
,
«Генеалогическое древо моей семьи»
).
После апробации программ, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты,можно сделать следующие выводы: что работа по программам «Я и мой мир»
,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно — прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство
воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.
Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то,что созданная единая система:
— дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
— позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;
— дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Опыт работы по реализации регионального компонента В ДОУ
автор: Корсак Ирина Викторовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 44 «Тополек» п. Сеятель Северный Сальского района Ростовской области
Опыт работы по реализации регионального компонента В ДОУ
Опыт работы воспитателя Корсак И. В. по теме «Поселок Сеятель Северный – моя любимая малая родина».
« Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ты ее в детстве увидал»
К. Симонов.
Дошкольный возраст
— благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно — патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент
– это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент,
а именно родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры , в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем. Это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение целостности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину – значит знать ее.
Для того, чтобы ребенок проявлял интерес к стране, ее истории, нужно чтобы малая Родина – ближайшее окружение, стало для него объектом познания.
В своей группе на основании анализа результатов диагностики детей и анкетирования родителей, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном поселке, о Родине в целом. Родители не уделяют должного внимания проблеме нравственно – патриотического детей. Поэтому я поставила перед собой следующую цель:
Формирование гражданских чувств, воспитание чувства любви к Родине, родному краю, малой родине – поселку Сеятель.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- Дать детям знания о родном поселке: история, достопримечательности, мир природы.
- Познакомить с именами тех, кто прославил поселок.
- Расширить знания детей о флоре и фауне поселка Сеятель.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
- Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, поселку.
Реализацию задач своей работы я решила начать с общего ознакомления с нашим степным краем. Я познакомила детей с географическим положением Ростовской области, Сальского района. Большой интерес вызвали у детей различные географические карты: мира, России, Ростовской области, Сальского района. Дети с удовольствием выполняли задания по картам, играли в подвижную игру «Раз, два, три – к карте беги». Им очень понравилось выполнение творческого задания «На что похожи очертания Ростовской области и Сальского района». В итоге обмена мнениями оказалось, что для большинства детей очертания Ростовской области напоминают шляпу, кленовый лист или перевернутый гриб. А силуэт Сальского района похож на динозавра или лошадь. Большой интерес был проявлен детьми к просмотру видеороликов «Край степной», «Степь весной». После просмотров состоялись обсуждения увиденного, закрепление в игре «Кто больше запомнил».
Дети 6-7 лет имеют осознанную потребность в художественном слове. Используя эту возрастную особенность, я обратилась к художественной литературе. Мною были подобраны произведения на тему «Родная природа». Например, такие как «Рассказы о родной природе» М. Пришвина, «Синичкин календарь» В. Бианки, стихотворения С. Есенина, Е. Серовой, И. Токмаковой, В. Берестова, В. Жуковского, пословицы и поговорки о любви к родной земле.
В процессе словесных игр «Доскажи словечко», «Слова – родственники» обогащался словарный запас детей, языковое чутье.
В процессе ознакомления с природой родного края я уделила большое внимание расширению представлений о растительном мире нашего поселка. Мною был подготовлен богатый наглядный материал для изучения растений и животных. Иллюстрации я оформила так, чтобы они были эстетичными и прочными. Для ознакомления я выбрала тех представителей флоры и фауны, которые встречаются в ближайшем окружении детей: на участке детского сада, около дома, в парке поселка. Мы использовали их в дидактических играх: «Зоомагазин», «Угадай по первому звуку», «Что где растет», «Кого не стало». Использовали наглядный материал для развития логического мышления в игре «Кто лишний». В процессе игры нужны были знания особенностей способа питания и образа жизни животных. Например, в ряду «воробей, соловей, ворона, сорока» лишним оказался соловей, потому что является перелетной птицей. А в ряду «кузнечик, хорек, богомол, заяц» лишним является заяц, потому что он травоядное животное, а остальные животные – хищники, включая кузнечика.
Летом и осенью мы собирали растения для создания гербария. Процесс закладки растений между листами бумаги, дальнейшее размещение их под пресс и выдержка две-три недели до полного высушивания образцов, вызвали у детей большой интерес к гербарию. С удивление дети обнаружили, что растения видоизменились: поменяли оттенок цвета на более бледный (как листья клена) или наоборот, более насыщенный (фиолетовая петуния), стали очень хрупкими и ломкими. Очень полюбились детям игры с засушенными растениями: «Чего не стало», «Узнай по описанию», «Найди такой же».
Немаловажную роль в закреплении полученных знаний играли наблюдения. Сколько радости было, когда дети видели изученных животных в природе. С восторгом они рассказывали, что видели трясогузку, грача, ворону, дятла, жука — семиточечника (божью коровку), паука – сенокосца. Знания и впечатления о родной природе дети отображали в изобразительной деятельности. В рисовании «Степной край» были переданы впечатления от рассматривания картины «Степь». С помощью изобразительных средств передали особенности внешнего вида такой яркой птицы, как иволга. Так же отразили отличия между серой вороной и грачом. Это являлось актуальным, потому что зачастую даже взрослые считают черную птицу, разгуливающую по поселку и полям, вороной или вороном, и неправильно информируют детей. В процессе рисования «Моя любимая птица» отразились самые яркие впечатления от изученных птиц. Работая над проектом «Садовые цветы родного края», я так же активно использовала изодеятельность. Петунию и астру новобельгийскую дети изображали акварелью, рудбекию и бархатцы – карандашами, розу мы изобразили в технике объемной аппликации, а циннию изготовили из природных материалов. Использовала я и технику оригами. Мы выполнили работы: бабочки белянка и перламутровка, жук – семиточечник, жаба.
Работу над темой «Сеятель – потомок коммунаров» я начала с изучения книги Мамонова М. И. «Глубокие корни». Выделив основные моменты, я адаптировала историю создания поселка для детей. Учитывая доминирование наглядно – образного мышления в дошкольном возрасте, я подобрала иллюстрации к историческим сведениям, которые сразу же привлекли внимание детей. В процессе бесед дети интересовались особенностями жизни и быта коммунаров, процессом строительства родного поселка. Экскурсия в музей школы № 84 расширила представления ребят о прошлом поселка, ведь они воочию увидели предметы труда и быта коммунаров. В нашем поселке установлен памятник трактору. Он является рекордсменом, проработал без капитального ремонта 18 лет. Экскурсия к нему стала ярким событием процесса ознакомления с историей поселка.
Ознакомившись с прошлым поселка, мы приступили к его настоящему. Экскурсии по поселку обогатили опыт детей, расширили и уточнили знания о его улицах и достопримечательностях. Некоторые объекты были увидены детьми впервые во время экскурсий: например, памятник трактору и приход Серафима Соровского. Экскурсия на почту была целенаправленной: мы отправляли письмо Незнайке в Цветочный город. Это событие закрепило знания детей о том, что местожительство имеет свой адрес, познакомило с некоторыми сторонами работы почтового отделения и его сотрудников. Знание своего домашнего адреса я закрепляла с детьми в играх: «Кому пришло письмо», «Лотерея». Мною была сделана карта – схема поселка Сеятель Северный. На нее я нанесла все улицы, достопримечательности и местонахождения домов своих воспитанников. С удовольствием дети находили и показывали свой маршрут из дома в детский сад, улицу, на которой они живут и свой дом на ней.
Основным богатством наших родных мест являются обширные земли для возделывания сельскохозяйственных культур. Я обогатила представления детей через просмотр видеоролика «Труд хлебороба», дидактические игры «Из чего приготовлено блюдо», рассматривали иллюстраций по теме «Хлеб – всему голова», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде и хлебе. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность: посев семян пшеницы и ячменя. В процессе посева ребята имели возможность и рассмотреть и попробовать на ощупь семена, взрыхлить землю, сделать бороздки, посеять и полить семена. Наблюдение за ростом посевов стало ежедневной процедурой, полной удивления и радости: всходы появились очень быстро и подрастали буквально на глазах. Оказалось, что семена ячменя прорастают быстрее пшеницы и ростки имеют более яркий и насыщенный зеленый цвет. А корни растений не уступают в росте и развитии верхней надземной части и уже через несколько дней оплели собой все дно емкости с почвой. Достигнув определенного размера, всходы ячменя и пшеницы стали терять свою силу, и я объяснила, что растениям не хватает питательных веществ в почве, их надо пересадить в открытый грунт. Пересадка посевов вызвала живой отклик у детей. Мы выкопали ямки, полили их и высадили всходы на импровизированное поле, установив рядом карточки с изображением культур. Надеемся до конца мая получить колоски и сравнить их между собой. Экскурсия на территорию ООО «Сеятель» ознакомила с некоторыми видами техники, выполняющей уже знакомые виды работ в поле: вспашка, рыхление, посев семян в почву.
Опыт работы по реализации регионального компонента В ДОУ