Масленица: история, обычаи и традиции праздника 2 класс 2 часть


Проект на тему: «Масленица: история, обычаи и традиции праздника» для 2 класса

Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать детям и младшим школьникам про Масленицу, объяснить значение этого праздника русского народа, описать его основные традиции. Найти информацию о происхождении праздника, узнать, почему Масленицу так называют. Подготовить доклад и презентацию в форме фоторассказа для учеников начальной школы.
План проекта:

  1. Вступление.
  2. История масленицы.
  3. Традиции праздника.
  4. Блинная неделя.
  5. Кукла Масленица – славянский оберег.
  6. Вывод.
  7. Пример готовой презентации

Информация по проекту

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и реализации проекта «Широкая Масленица» в условиях школы.

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме учащимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?

Изучая и осваивая различные методические новинки, наше внимание привлекла технология «Педагогические мастерские». Являясь составной частью технологии «Диалоговое взаимодействие», педагогические мастерские, на наш взгляд, способны реализовать последовательный переход от навыко-знаниевой к практико-ориентированной развивающей модели обучения, с учётом индивидуальных особенностей, что является одним из условий для выполнения ФГОС.

Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.

Поэтому использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.

Цель проекта – Реализация познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Широкая Масленица»

Роль проекта – Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы.

Форма организации деятельности детей Игра по станциям.

Задачи:

  • (Общие) Погрузить детей в атмосферу празднования, дать представление о культуре и русских народных традициях через тематические занятия и проведение мастер классов.
  • (Образовательные) Познакомить учащихся начальной школы с традициями проведения русского народного праздника «Масленица» через демонстрацию исторического материала с использованием ИКТ.
  • (Развивающие) Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • (Воспитательные) Воспитание интереса учеников к русской народной культуре через технологии мастер-классов.

Направление реализации: Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий и применением ИКТ.

Структуры школы, принимающие участие в организации и реализации проекта:

  • Администрация школы
  • Педагоги школы
  • Служба инженерного сопровождения
  • Служба медицинского сопровождения

Характеристика проекта

По характеру результата продукционный
По форме Игра по станциям
По характеру доминирующей в проекте деятельности информационно-творческий ролево-игровой
По профилю знаний внепредметный
По характеру координации с явной координацией
По уровню контактов городской
По количеству участников групповой
По продолжительности среднесрочный
По типу объекта проектирования экзистенциональный

Результаты проекта по целевым показателям

№ п/п Показатели Ед. измерения Показатель (кол-во)
1 Общее количество обучающихся, задействованных в реализации мероприятия человек 85
2 Количество проектов и инициатив, предложенных в проекте число 8

Описание проекта

Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.

Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.

1. Польза учащимся

  • Учащиеся в интересной и наглядно-практической форме знакомятся с русскими народными традициями.
  • Получают навык общения и взаимодействия с социальными партнёрами проекта.
  • Учащиеся получают опыт применения полученных знаний в процессе предметно-практической деятельности на мастер-классах с элементами арттехнологии.
  • Получают опыт участия в проектной деятельности.
  • Переживают эмоциональную вовлеченность в проектную работу, ощущение полной добровольности, а не принуждения, обеспечение баланса самоорганизации и спонтанности, рациональных и интуитивных компонентов их интеллектуальной активности.

2. Польза администрации школы

  • Пополнение библиотеки школы медиарессурсами по истории русской культуры (презентации «История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития»)
  • В рамках проекта разработаны и изготовлены методические пособия обучающего и развивающего характера для ознакомления с русскими народными традициями (презентации «Традиции русского чаепития», «История празднования Масленицы», «История русского костюма»), дидактическое пособие «Чайничек», три куклы на плоскости (женский русский народный костюм северных районов, мужской русский народный костюм, женский русский народный костюм южных районов).
  • Разработка рекомендаций по ознакомлению детей с русскими народными традициями для родителей и педагогов школы.

Основные мероприятия в рамках проекта

  • I этап. Разработка и создание презентаций направленных на ознакомление учащихся с русской культурой в рамках тематических недель.
  • II этап. Цикл тематических недель проведенных в рамках внеурочной деятельности по ознакомлению учащихся с русскими народными традициями («История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития», «Русские народные игры»)
  • III этап. Организация и проведение тематической недели «Здравствуй, Масленица!»
  • IV этап. Проведение мастер–классов в рамках праздничного мероприятия «Широкая Масленица».
  • V этап. Подведение итогов.

Доклад к проекту

Одним из самых весёлых и народных праздников в нашей стране является Масленица. Иначе её называют Проводами зимы. Ведь она всегда отмечается на стыке между зимой и весной. Празднование длится целую неделю и завершается торжественным мероприятием на центральной площади, во время которого устраиваются потешные бои, игры, сжигание чучела.

История

В настоящее время Мясопустная неделя, как иначе называют этот праздник, привязана к началу строгого Великого поста в православии. Но изначально она не имела никакого отношения к христианству, являясь языческим праздником.

Древние славяне точно также радовались приходу весны. Для них весеннее равноденствие было символом начала нового года. Они с играми и песнями встречали приход весны, и символически убивали зиму, сжигая её чучело.

Когда на Руси приняли христианство, праздник изменился. Его подстроили под новые реалии, он стал вполне себе православным, предвещая начало Великого поста.

Традиции

С праздником Масленицы связано немало традиций. Некоторые давно ушли в прошлое, другие благополучно ассимилировались в христианстве и пользуются популярностью до сих пор.

К основным традициям праздника относятся выпечка блинов, народные гуляния с песнями и прыжками через костёр, сжигание чучела, символизирующего зиму, лазанье на столб за подарками, взятие снежного городка.

В прошлом часто устраивались забавы с медведем, но сейчас эта традиция канула в лету.

Масленица по дням: когда печь блины и к кому ходить в гости

Первые три дня праздника были посвящены хозяйственным заботам. В это время готовились к основным торжествам.

Так, в понедельник, который назывался «Встречи», начинали печь блины, делали чучело Зимы и возили его по улицам, показывая народу. В этот день свёкор и свекровь должны были навестить сватов и угоститься блинами.

Вторник имел название «Заигрыши». Это был день гуляний молодёжи, а на блины звали родных и знакомых.

Среда именовалась «Лакомка». Её основной традицией был поход зятя в гости к тёще, которая должна была от души его накормить.

В четверг начинались непосредственно празднования. Этот день носил название «Разгул». Прекращались хозяйственные работы, начинались игры, катания, кулачные бои и взятия снежных городков.

Пятница называлась «Тёщины вечёрки», и в этот день уже зять зазывал мать супруги к себе в гости и обильно потчевал блинами.

Суббота именуется «Золовкины посиделки». В этот день невестка приглашала в дом всех родственников мужа и готовила угощение.

И наконец, воскресенье. День, завершающий праздники. Он назывался «Проводы Масленицы», а у христиан – Прощёное воскресенье. В этот день весь народ устремлялся на центральную площадь, где и сейчас проводятся весёлые игры, конкурсы, гуляния, а кульминацией торжеств становится сжигания чучела.

Кукла Масленица

Главным атрибутом праздника была и остаётся кукла, которая символизирует зиму. Делали эту куклу из двух перекрещенных жердей, которые обивались соломой. Каракас наряжается в старые, но яркие одежды, на голову повязывается платок, в руки кукле даётся блин или сковородка.

Кукла делается в рост человека, а для большего сходства у неё рисуется лицо углем, с широкой улыбкой.

Но помимо основной, большой куклы, в каждом доме обязательно должна была быть своя, маленькая. Эта кукла считалась оберегом от злых сил и хранилась целый год. Делали её аналогично большой, а на следующий год сжигали.

Вывод

Во все времена люди радовались приходу весны и окончанию жестоких зимних морозов. Весна и для нас является символом возрождения природы, нового рассвета жизни, и поэтому сейчас мы встречаем её так же радостно, как и многие века назад. И главным праздником прихода весны остаётся Масленица.

Педагогический проект «Широкая масленица»

Песенки и заклички на Масленицу Приезжай к нам в гости, масленица, На широкий двор — На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцам потешаться! Масленица Просковея, Приходи к нам поскорее. Везет везет Весна, Везет везет Красна, Ясные денечки, Частые дождички, Зеленые травы, Красные цветы, Теплые деньки! Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся, На горках катаемся, Блинами объедаемся. Эй, Масленица-куросейка, Покатай нас хорошенько! -Масленка, Масленка, Не видала ли Горасенка? -А Гораска в красной шапке На вороненькой лошадке, Плеточкою машет, Под ним лошадка пляшет. Как на Масленой недели Из печи блины летели, И сыр, и творог — Все летело за порог. Весело было нам! Достанется и вам! Уж ты, моя Масленица, Красная коса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Трех матушек дочка, Приезжай ко мне во тесовый дом Умом повеселиться, Речью насладиться. Приезжай, честная Масленица, Широкая боярыня, На семидесяти семи санях, На широкой лодочке В город пировать! Масленица, лезь на горку, Позови к нам ясну зорьку. А под зорьку — соловейку, На денечек, на недельку. Ты не в среду-то пришла И не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделюшку веселье. Ты пришла с добром, С сыром, маслом и яйцом, Со блинами, пирогами Да с оладьями. Блины масляные, Шаньги мазаные. Мы катаемся с горы От зари и до зари. А сегодня в воскресенье Наше кончится веселье. Ты прощай, прощай, Наша масленица. Ой да Масленица на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее состречаем, А мы, красные, ее состречаем! Ой да Масленица, погостюй недельку, Широкая, погостюй другую! Масленица: «Я поста боюся!» Широкая: «Я поста боюся!» «Ой да Масленица, пост еще далече, Широкая, пост еще далече!» А мы масленицу дожидаем, Дожидаем, душе, дожидаем. Сыр и масло в глаза увидаем, Увидаем, душе, увидаем. Как на горке дубок зелененек, Зелененек, душе, зелененек. А Ванюша, дружок, молоденек, Молоденек, душе, молоденек. Наша Масленица, будь счастливой, Будь счастливой, душе, будь счастливой. Наша горушка будь катливой, Будь катливой, душе, будь катливой Ой, Масленица, протянися! Ты за дуб, за колоду зацепися! Ой, сказали — нашей Масленице Семь годков, А всего у Масленицы Семь деньков. Ой, Масленица-обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала! Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду — Разбирайте по блину! Благословите боги На холм взойти, Весну кликать, Лето отмыкать, Зиму закрывать, Лето теплое, Зиму студеную. Лето на сенях, Зима в санях. Студеную Зиму в коморочку, Лето теплое на улочку. А мы масленицу дожидали, Сыром, маслом гору укладали, Ой ты, масленица растянися Да за белую березу зацепися, А мы масленицу провожали. А мы масленицу дожидали, Дожидали, душе, дожидали. Сыром, маслом гору укладали, Укладали, душе, укладали. А мы масленицу увстречали Увстречали, душе, увстречали. Ой ты, масленица растянися Растянися, душе, растянися. А мы масленицу провожали. Провожали, душе, провожали. А мы думали масленки семь недель А осталось от масленки один день.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]