Статья «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».
Автор: Котенкова Наталья Леонидовна
Аннотация.
В данной статье рассматривается актуальность экономического воспитания старших дошкольников. Экономическое воспитание происходит через игровую деятельность: сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.
Ключевые слова:
экономическое воспитание, экономика, игра.
В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. [1] Поэтому в условиях сохранения экономической независимости России, ее научного потенциала и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения.
Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Так современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности. [2]
Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе купли- продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и бедности. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. [10]
Экономическое воспитание — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. [9]
Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. [11]
На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в поступках и поведении.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. [12]
Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь по данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни- миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир сменяется другим. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И естественно, упускать из виду этот период взрослым никак нельзя. Так происходит у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу. [5]
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский. [7]
Анализ психолого- педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания старших дошкольников весьма сложна и неоднозначна, педагоги выделяют различные аспекты: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (JI.H. Галкина); осознание детьми экономических понятий (ДА. Голуб).
Т.е. процесс экономического воспитания происходит стихийно, фрагментарно, недостаточно разработана целостная теория экономического воспитания детей дошкольного возраста, а проблема экономического воспитания старших дошкольников посредством игры не достаточно изучена, в связи с этим разработали программу «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».
Цель программы является экономическое воспитание старших дошкольников (это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость) через игровую деятельность.
Задачи:
1.Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
2. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
3. Развитие игровой деятельности.
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.).
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Программа рассчитана на два года (1год обучения – дети 5-6 лет, 2 год обучения – 6-7 лет ) и поделена а блоки. В возрасте 5-6 лет – происходит изучение 4-х экономически.х категорий: потребности; труд; товар; деньги.
В возрасте 6-7 лет – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий: экономика; выгода и убыток; потребности; деньги ; труд (профессии); реклама; бартер; бизнес и капитал .
Свою работу я начала с подготовки методического обеспечения. В качестве основных пособий для реализации экономического воспитания стали методические издания Киреевой Л.Г., Смоленцевой А.А., Курака Е.А., Шатовой А.Д.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения. [13]
В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города , а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике: «Монополия», «деньги», «супермаркет», «что из чего сделано», «конфеты и монетки», «профессии», «экономика» и др. К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги., к игре «Банк»- квитанции, макет компьютера, деньги, Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала. Также разработана картотека дид. игр.
Не малую роль сыграло сотрудничество с родителями, поэтому я выступила на родительском собрании с информацией по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни».
Родителям очень нравится, что дети изучают экономику, и они всячески помогают нам воспитывать детей «экономически». Ведь в семье приобретается «первый экономический опыт». Поэтому дети в своей семье опробовали приобретенный на занятиях экономический опыт: распределяли семейные потребности по важности (на что в первую очередь потратить деньги, на что в последнюю), составляли семейный бюджет, покупали продукты, экономили домашние ресурсы (электричество, воду), бережно относились ко всему в доме.
В своей работе я использую сюжетно-дидактические игры, которые одновременно относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил. Сюжетно-дидактическая игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др. [3]
С помощью сюжетно-дидактических игр я помогаю ребятам войти в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.
По теме «труд – продукт – товар» мною организуются такие игры как: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Магазин» «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры». Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по изготовлению различного товара.
Цель дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии» и новыми (например, рекламный агент, рекламодатель, банкир, ), значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, как кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
По теме «деньги и цена» включаю в деятельность детей игру, в которой используются операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен денег. Это такие игры как «Маленькие покупки», «Рынок», «Аптека», «Банк». В ходе таких игр дети узнают, что каждая вещь стоит денег, учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают.
Играя в «Магазин » и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. Чтобы проследить историю русских денег была создана папка «История бумажных денег России». На занятия дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.
С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородние телефонные переговоры и др.
Сюжетно-дидактические игры по теме «реклама» дают детям возможность практически осуществлять процесс создания рекламы. Знакомство детей с работой рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя.
Формирование «полезных навыков и привычек в быту» происходит в различных сюжетно-дидактических играх: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры», «Банк», «Аукцион», «Фабрика», «Турагентство» и т.д. Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Провела игровые занятия «Путешествие Капы и Капельки», «Как Гном Эконом экономит электроэнергию», в ходе которых объяснила детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.
В работе я опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
В качестве средства формирования основ экономической культуры я использовали также дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. [4]
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д. [13]
Использование игр в экономическом воспитании играет положительную роль. Дети успешнее усваивают экономические знания и применяют их в играх. Так же можно отметить, что дети гораздо бережнее стали относиться к вещам своим личным и детского сада, в продуктивный деятельности стараются экономить материал. Научились логически мыслить, рассуждать на экономические темы, формулировать выводы.
Положительные отзывы получены и со стороны родителей. Особую благодарность педагоги получили за работу по теме семейный бюджет и рациональное его использование. Дети с пониманием стали реагировать на отказы родителей в покупке не совсем нужных вещей.
В конце года была проведена диагностика по экономическим знаниям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний. Так высокий уровень был у 3 стал у 10 детей, средний был у 13- стал 9, низкий был у 4- стал 1.
Экономическое воспитание приближает дошкольника к реальной жизни, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между детским садом и школой.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2011. – 48 с.: ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 169 с.
4. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 2011 г. – 118.: ил
5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2011. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
9. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
10. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
11. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
12. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
13. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 80 с.
comments powered by HyperComments
Экономическое воспитание дошкольников. Задачи и содержание работы в детском саду
Экономическое воспитание — целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Цель экономического воспитания дошкольников
— познакомить на доступном ребенку уровне с окружающим социально-предметным миром, миром духовных и материальных ценностей.
Задачи экономического воспитания дошкольников:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Для этого мы, используя бытовые представления, собственный опыт ведения домашнего хозяйства, знакомим детей с трудом взрослых (предметы труда, результаты труда, индивидуальный — коллективный труд), понятиями «банкир», «рекламодатель», «бизнесмен», «экономист», «партнер» и др. Мы знакомим детей с потреблением и распределением материальных и духовных благ на примере семьи, понятиями из области финансовых категорий: цена, стоимость, товар, деньги, валюта — и они начинают оперировать понятиями: покупать — продавать, выгодно — невыгодно, дороже — дешевле, больше — меньше, выиграл — проиграл, Сбербанк, пластиковая карта и др.
При этом воспитатели не забывают формировать такие нравственные качества, как бережливость, экономность, справедливость, учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера, делиться с партнером, поздравлять партнера с успехом.
Ознакомление дошкольников с экономическими знаниями проводится прежде всего в играх, так как это самый понятный ребенку язык. В игровой форме проходят занятия по элементарной экономике, вечера развлечений.
Также для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения:
· метод проблемных ситуаций;
· исследовательский;
· методы ТРИЗ — РТВ;
· решение математических задач;
· логические игры и упражнения.
Эффективное средство обучения детей экономике — русский народный фольклор: сказки, пословицы, поговорки. В них часто идет речь о таких полезных в экономическом плане качествах личности, как трудолюбие, практичность, бережливость, расчетливость и др.
Экономическое образование дошкольника
Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Традиционное экономическое воспитание и образование как, единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Старший дошкольный возраст является периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное. Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания дошкольников. В процессе её осуществления дети осваивают понятия об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как части общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей). Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, потому что данная проблема как отрасль экономического воспитания дошкольников формирует мировоззрение, ценностное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности. Доминирующими формами работы педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми является игра. Созданные благоприятные условия помогают каждому дошкольнику найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Первые упоминания об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я. А. Коменского в «Материнской школе», Макаренко А. С. «Семейное хозяйство» и «Педагогическая поэма», в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Крупской Н. К., В. А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори. На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые раскрывают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека). Таким образом, старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а также учебно-методические пособия. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно. Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании семейного бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора. По мнению психологов и педагогов, экономическое воспитание детей лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, которая вводит дошкольника в заблуждение. Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона — нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами. В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка. Классически при реализации задач экономического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выделяют четыре направления работы: ознакомление детей с экономическими терминами, подача знаний о труде и обо всем, что с ними связано, согласно с основными программами развития, воспитания и обучения в ДОУ. Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах дошкольного учреждения, потому что труд — основа, ведущая категория экономической науки; ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка и др.; с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер и др. Закрепление знаний из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальная, коллективная работа); ознакомление с понятиями: дороже — дешевле, выгодно — невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формирование знаний об аккуратном и экономном человеке, хорошем хозяине; обучение правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера; формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы; педагогически взаимодействовать с родителями, проводить просветительскую работу по вопросам экономического образования дошкольников и активно их привлекать к процессу формирования экономических знаний детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. На основе современных исследований существуют специальные разработанные программы, благодаря которым дети знакомятся с экономическими понятиями. Вопрос об экономическом образовании детей дошкольного возраста становится актуальным в современных условиях развития общества.
Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Традиционное экономическое воспитание и образование как, единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Старший дошкольный возраст является периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное. Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания дошкольников. В процессе её осуществления дети осваивают понятия об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как части общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей). Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, потому что данная проблема как отрасль экономического воспитания дошкольников формирует мировоззрение, ценностное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности. Доминирующими формами работы педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми является игра. Созданные благоприятные условия помогают каждому дошкольнику найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Первые упоминания об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я. А. Коменского в «Материнской школе», Макаренко А. С. «Семейное хозяйство» и «Педагогическая поэма», в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Крупской Н. К., В. А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори. На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые раскрывают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека). Таким образом, старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а также учебно-методические пособия. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно. Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании семейного бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора. По мнению психологов и педагогов, экономическое воспитание детей лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, которая вводит дошкольника в заблуждение. Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона — нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами. В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка. Классически при реализации задач экономического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выделяют четыре направления работы: ознакомление детей с экономическими терминами, подача знаний о труде и обо всем, что с ними связано, согласно с основными программами развития, воспитания и обучения в ДОУ. Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах дошкольного учреждения, потому что труд — основа, ведущая категория экономической науки; ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка и др.; с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер и др. Закрепление знаний из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальная, коллективная работа); ознакомление с понятиями: дороже — дешевле, выгодно — невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формирование знаний об аккуратном и экономном человеке, хорошем хозяине; обучение правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера; формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы; педагогически взаимодействовать с родителями, проводить просветительскую работу по вопросам экономического образования дошкольников и активно их привлекать к процессу формирования экономических знаний детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. На основе современных исследований существуют специальные разработанные программы, благодаря которым дети знакомятся с экономическими понятиями. Вопрос об экономическом образовании детей дошкольного возраста становится актуальным в современных условиях развития общества.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
ВИОЛЕТТА МАРДАНОВА
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КРАСНОХОЛМСКИЙДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
Доклад на тему:
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Марданова Виолетта Юрьевна
Калмиябаш
2018
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.
Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок — дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме
Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда,первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи.Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.
Задача педагогов и родителей — помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
В начале учебного года мы взялись за внедрение в практику работы детского сада проектной деятельности по теме «Развитие элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста».Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
— формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата)
;
— знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
— учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
— раскрыть сущность понятия «доход»
(заработная плата, пенсия)
.
— познакомить детей с ведением хозяйства;
-познакомить детей с историей возникновения денег;
— дать представление о денежных знаках (монета, купюра)
России и других стран;
— формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги»
и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Это и стало темой моего самообразования на 2017-2018 учебный год.
Проект долгосрочный,проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Целевая группа – дети с 2 до 7 лет, так как группа разновозрастная. Итоговыми мероприятия —«Ярмарка»
и
«Аукцион детских работ»
.
Начала я с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. Разрабатывала конспекты занятий. В работе опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Большое внимание было уделено трем блокам программы – «Труд- продукт – стоимость»
,
«Полезные привычки и навыки в быту»
и
«Деньги»
.
Занятия проводились в форме игр и бесед: историческое -происхождение денег в обществе людей, теоретические -куда можно потратить деньги, практические -откуда появляются деньги и как их тратят в семье.
Вначале познакомились с историей возникновения денег. Была организована экскурсия в сельский музей, где знакомились с культурой и бытом народов России, со значением денег в жизни людей. Необходимо было объяснить детям, что результат труда людей оплачивается деньгам, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Подчеркивалось, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. На заня-тиях мы с детьми сравнивали одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка -авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги -в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями, учили определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак)
. Чтобы
воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта, самой высокой цены выбирались изделия с элементами авторской работы и ручного труда.
Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности детского сада и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.
К ним относятся: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы)
; создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; чтение художественной литературы, прогулки- наблюдения.
Для того, чтобы заинтересовать родителей в экономическом воспитании детей, была организована поисковая деятельность. Родители с детьми готовили коллекцию сохранившихся старинных денег и коллекцию денег других стран. Результатом стала выставка монет и купюр советского и постсоветского времени, а также иностранные деньги.
С монетами разного достоинства дети знакомятся на занятиях по ФЭМП, учатся правильно называть их, сравнивать, знакомятся с их разменом.
Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Они помогают сделать экономику понятной.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Для закрепления этих знаний проводились сюжетно-ролевые игры такие, как «Магазин»
,
«Кафе»
,
«Парикмахерская»
, где дети закрепляют навыки счета денег и их размена.
Для более подробного изучения экономики проводились НОД на тему «Бюджет семьи, доход, расход»
,
«Экономика: рынок, товар, деньги»
.
В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.
В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный»
цикл труда, его постоянную необходимость.
В дошкольном возрастетруд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.
В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.
Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.
В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар)
от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.
Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, напр. составление рекламы).
Практическим закреплением полученных детьми знаний о производстве товара, его качестве, сортности и цене является изготовление посуды из глины и пластилина в форме итогового мероприятия «Аукцион детских работ»
. Дети должны осознать, что товары являются продуктом труда человека, научиться ценить свой и чужой труд, беречь его результаты.
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения.
В старшем дошкольном возрастеформируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель, продавец, врач. Тематический план по ознакомлению детей с «экономическими»
профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать
воспитательную ценность труда — его преобразующую роль. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются»экономике. Так дошкольники знакомились с профессиями — традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер, значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познава-тельного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная, авторская)
«обучает»
и
«воспитывает»
, т. е. несет в себе большой образовательный и
воспитательный потенциал.
Народные аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего для воспитания таких «экономических»
качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми
экономическими категориями («труд»
,
«производство»
,
«распределение»
,
«обмен»
и др.).
Возможности применения сказок экономическогосодержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Для этого мы совершили экскурсию в сельскую библиотеку, знакомились с детской литературой и обновили наш книжный уголок новыми книгами.
Для более прочного и глубокого усвоения экономическихзнаний мы использовали народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Каша из топора»
,
«Иван-царевич и серый волк»
,
«Как коза избушку построила»
.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
, К. И. Чуковский
«Телефон»
.
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок»
,
«Хаврошечка»
,
«Морозко»
,
«Мужик и медведь»
и др.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
, К. Д. Ушинский
«Петушок и бобовое зернышко»
, К. И. Чуковский
«Федорино горе»
.
3. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
,
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел»
.
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля»
, Ш. Перро
«Кот в сапогах»
, С. Михалков
«Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик»
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Практические занятия по формированию экономического мышления показывают, что экономическое воспитание дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формируют деловые качества личности, что обеспечит преемственность между детским садом и школой.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.
Список литературы
1. Детский экономический словарь [Текст]: учеб. пособие / Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова. — М.: Просвещение, 1997.- 80 с.
2. Джугенхаймер Д. У., Гордон
И. Основы рекламного дела [Текст]: учеб. пособие / М.: Просвещение, 1996.- 125 с.
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социаль-ной действительностью [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение, 1996.- 130 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение,- 1999. 300 с.
5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»
: Для
детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение,- 1992. 255 с.
6. Раизбе рг Б. А., Прутченко А. С. [Текст]: Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов/. М.: Просвещение,- 1992. 280 с.
7. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение, 1996.- 125 с.
8. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:. [Текст]: Учебно- методическое пособие. /. С. П. б.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»
, — 2002.,. 150 с.
9. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение, 1996.- 200 с.