Проект в детском саду. Волонтерство
Проект «Маленькие волонтеры»
ТИП ПРОЕКТА: просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Сентябрь 2022 – июнь 2022. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги доу, родители. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Актуальность. Работая с детьми раннего возраста, мы ежегодно сталкиваемся с проблемой их адаптации к условиям детского сада. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Ведь поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни, устанавливать социальные связи. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние , эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Ежегодно мы задавались вопросом, как облегчит адаптацию маленьких детей, что применить для организации успешной адаптации. Наблюдая за малышами на совместных со старшими дошкольниками прогулках, мы заметили, что малыши с интересом смотрят на старших ребят, а порой и по собственной инициативе подходят к ним, начинают общаться, и старшие дети не отталкивают малышей, проявляют элементы заботы и внимания. Мы решили для организации успешной адаптации малышей использовать технологию волонтерства старших дошкольников, основываясь на том, что дети раннего возраста не воспринимают старших детей как «чужих взрослых», как «угрозу себе». Объединившись с педагогами детей старшего дошкольного возраста, мы приняли решение разработать и реализовать проект «Вместе весело играть». НОВИЗНА ОПЫТА заключается в том, что создание волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с целью организации успешной адаптации детей раннего возраста. ИДЕЯ ПРОЕКТА: Создание волонтерского движения детей приведет к более активному формированию у дошкольников социально — значимых личностных качеств, таких как, милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде. ГИПОТЕЗА: Привлечение старших дошкольников к организации жизни детей раннего возраста в детском саду существенно облегчит процесс их адаптации к условиям детского сада и будет способствовать формированию культурно – гигиенических и социально-коммуникативных навыков. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция «содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества», которые разработаны Союзом благотворительных организаций России. Волонтер (фр. volontaire — доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико — методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.) Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально — значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание. Учебно – методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий участие старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по вопросу организации волонтерского движения в ДОУ. 2. Определить возможные способы участия старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. 3. Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим. РЕСУРСЫ: Материальные: Компьютер (работа с документами), музыкальный центр. Информационные: — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); — Конвенция о правах ребенка (1989 г.); — Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); — Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); — Федеральный закон «Об образовании» — Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); — Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ; — Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; — Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; — Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». — Программа развития МБДОУ № 105. — Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой Социальные: дети, родители, педагоги. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2022 – июнь 2020 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для детей старшего дошкольного возраста: — участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность; — они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; — Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Для детей раннего возраста: Научить малышей терпимости, умению уступать; облегчить адаптацию и социализацию детей раннего возраста в коллективе. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Усвоение младшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта. Для педагого Расширить представление о волонтерском движении у детей, педагогов детского сада, родителей воспитанников; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственного воспитания детей. Для родителей: Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Не бояться воспитывать детей добрыми и милосердными. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА I. этап – подготовительный Сроки: 01 сентябрь – 15 сентября 2022. Цели: Социально-психологическая подготовка волонтеров. Мероприятия: .Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры». Проведение анкетирования родителей, выступление на родительском собрании логопедической группы с беседой «Растим волонтера». Определение состава волонтерской группы .Совместно с детьми разработка правил волонтерского движения и атрибутов. Подбор и чтение художественной литературы. II. этап – основной Сроки: 15 сентября – июнь. Цели: Внедрить комплекс педагогических мероприятий с детьми по организации волонтерского движения. III. этап – итоговый Сроки: июнь РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: • Подведение итогов • Выставка совместных поделок. • Оформление результатов проекта.
Скачать Проект в детском саду. Волонтерство
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры»
, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец»
. Поэтому
волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату»
в качестве внутреннего удовлетворения
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры»
следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального)
в естественной среде от старших к младшим
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
В детском саду используется технология «Дети-волонтеры»
, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе
педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости»
, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)
могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа»
, когда старшие
дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров»
,то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»
,
«Научим разрешать конфликты»
,
«Научим одеваться»
,
«Знаем, как помочь в проведении занятий»
.
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
Сентябрь.
— Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
— Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки»
.
«Правила поведения в детском саду»
Октябрь.
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы
Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы
Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Ноябрь.
— Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.
— Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.
— Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Декабрь- Январь.
— Укладывание спать детей ясельной группы
— Помощь в умывании детям ясельной группы
— Помощь в украшении ёлочки малышам группы
— Подарки для малышей (снежинки)
.
— Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
— Театрализация «Теремок»
.
Чтение стихов к празднику
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Можно сделать вывод:
— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;
— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
— Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Проект «Волонтер — это больше чем профессия!»
Проект направлен на ознакомление дошкольников с благотворительностью и профессией – волонтер. Актуальность: Волонтер – это больше чем профессия, это призвание! Волонтер (с анг. volunteer – доброволец) — человек, работающий на добровольных началах и не получающий за свой труд оплаты.
Волонтер – это современная профессия, изучение которой не входит в обязательное образование детей дошкольного возраста. Однако в соответствии с ФГОС требованиями у детей необходимо формировать такие качества как: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Именно поэтому в нашем детском саду был организован проект «Волонтер – это больше чем профессия!». Волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Как побудить детей к развитию таких качеств? Данный проект позволит познакомить не только детей, но и родителей, педагогов ДОО с данной профессией, поможет узнать о благотворительных организациях нашего города, применять свои знания и умения на благо слабым и нуждающимся.
Цель: Сформировать у детей дошкольного возраста представление о профессии «Волонтер» через активное сотрудничество участников образовательного процесса и сетевое взаимодействие с организациями города Ачинска.
Задачи:
- Разработать план мероприятий с учетом итогов результата анкетирования и мониторинга;
- Организовать работу по установлению общественных связей по тематике проекта посредством личных встреч, телефонных звонков.
- Организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, через организацию совместной деятельности.
- Воспитывать доброжелательность, милосердие, отзывчивость, желание помогать.
Срок реализации: с 01.10.16 – 31.05.17
Участники: Педагоги МБДОУ «Детский сад №26», родители, дети.
Материально-техническое обеспечение: Территория МБДОУ «Детский сад №26», музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, методический кабинет. спортивное и игровое оборудование, театральные костюмы, проектор, телевизор, музыкальный центр, методическая литература, картотеки, интернет ресурсы.
Продолжительность: долгосрочный
Тип проекта: социально – ориентированный
Продукт проекта: презентация «Мы волонтеры», участие в ярмарке помощи бездомным животным города Ачинска, организация сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел» на базе ДОО, совместная прогулка с детьми с ОВЗ в ; презентация проекта «Волонтер – это больше чем профессия!»
Этапы:
Подготовительный:
- определение темы, цели проекта;
- разработка анкет для родителей;
- разработка мониторинга;
- составление плана работы проекта » Волонтер – это больше чем профессия!»;
- включение в родительские собрания вопроса нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности; проведение бесед с родителями.
- организация сотрудничества с социальными организациями города.
Практический:
№ | Мероприятие | Содержание | Сроки | Участники |
Разработка проекта «Волонтер – это больше чем профессия!» | Собрание рабочей группы «Инклюзивное образование», разработка целей, задач и плана мероприятия. | Октябрь 2016г | Дудак Д.Ю. | |
Разработка анкеты для родителей. | Составление оптимального содержания анкеты. Сбор и анализ полученных данных. | Ноябрь 2016г | Группы «МБДОУ Д/с №26» | |
Установление связей с волонтерской организацией «Доброе сердце» | Поиск контактов в сети интернет, установление связей посредством телефонного звонка и личной встречи. Выявление общих интересов при беседе. | Декабрь 2016г | Дудак Д.Ю. | |
Корректировка плана мероприятий на основе полученных данных. | Собрание рабочей группы «Инклюзивное образование». | Декабрь 2016г | Дудак Д.Ю. | |
Акция «Помоги друзьям» Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и чебурашка» | Сбор необходимых принадлежностей для волонтерской организации «Доброе сердце» Просмотр мультфильма в музыкальном зале. | Январь 2022г | Группы «МБДОУ Д/с №26» Средние, старшие и подготовительные группы детского сада. | |
Просмотр презентации «Мы волонтеры» Участие в ярмарке помощи бездомным животным города Ачинска | Мероприятие с участием волонтеров города Ачинска. Мероприятие по взаимодействию детей родителей, педагогов ДОО с волонтерской организацией «Доброе сердце» Помощь в организации городского мероприятия. | Февраль 2022г | Подготовительные группы детского сада Педагоги, дети и родители детского сада. | |
Совместное с детьми и родителями изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел» Организация сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел» Выставка рисунков «Волонтер глазами детей» | Проведение родительских клубов, мастер-классов, досугов с родителями и детьми ДОО. Проведение открытых сюжетно-ролевых игр с детьми. Закрепление понятия «волонтер». | Март 2022г | Подготовительные группы. | |
Мероприятие «Семейная прогулка» | Участие семей в совместных прогулках с детьми с ОВЗ в | Апрель 2022г | Подготовительные, старшие, средние группы. | |
Социальная акция «Посылка ветерану» Фотовыставка «Добро без границ» Анкетирование для родителей Анализ проектной деятельности. | Семейное поздравление ветеранов в честь Дня победы. Итоговые мероприятия отражающие актуальность проекта. | Май 2022г | Подготовительные, старшие, средние группы. Подготовительные, старшие, средние группы. |
Заключительный этап:
- Оформление и проведение фотовыставки «Добро без границ»;
- Беседы с детьми и родителями;
- Анкетирование родителей;
- Мониторинг на конец реализации проекта;
- Анализ анкет для родителей;
- Анализ и презентация на итоговом педсовете.