Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников


Проект в детском саду. Волонтерство

Проект «Маленькие волонтеры»
ТИП ПРОЕКТА: просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Сентябрь 2022 – июнь 2022. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги доу, родители. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Актуальность. Работая с детьми раннего возраста, мы ежегодно сталкиваемся с проблемой их адаптации к условиям детского сада. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Ведь поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни, устанавливать социальные связи. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние , эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Ежегодно мы задавались вопросом, как облегчит адаптацию маленьких детей, что применить для организации успешной адаптации. Наблюдая за малышами на совместных со старшими дошкольниками прогулках, мы заметили, что малыши с интересом смотрят на старших ребят, а порой и по собственной инициативе подходят к ним, начинают общаться, и старшие дети не отталкивают малышей, проявляют элементы заботы и внимания. Мы решили для организации успешной адаптации малышей использовать технологию волонтерства старших дошкольников, основываясь на том, что дети раннего возраста не воспринимают старших детей как «чужих взрослых», как «угрозу себе». Объединившись с педагогами детей старшего дошкольного возраста, мы приняли решение разработать и реализовать проект «Вместе весело играть». НОВИЗНА ОПЫТА заключается в том, что создание волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с целью организации успешной адаптации детей раннего возраста. ИДЕЯ ПРОЕКТА: Создание волонтерского движения детей приведет к более активному формированию у дошкольников социально — значимых личностных качеств, таких как, милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде. ГИПОТЕЗА: Привлечение старших дошкольников к организации жизни детей раннего возраста в детском саду существенно облегчит процесс их адаптации к условиям детского сада и будет способствовать формированию культурно – гигиенических и социально-коммуникативных навыков. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция «содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества», которые разработаны Союзом благотворительных организаций России. Волонтер (фр. volontaire — доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико — методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.) Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально — значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание. Учебно – методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий участие старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по вопросу организации волонтерского движения в ДОУ. 2. Определить возможные способы участия старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. 3. Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим. РЕСУРСЫ: Материальные: Компьютер (работа с документами), музыкальный центр. Информационные: — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); — Конвенция о правах ребенка (1989 г.); — Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); — Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); — Федеральный закон «Об образовании» — Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); — Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ; — Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; — Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; — Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». — Программа развития МБДОУ № 105. — Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой Социальные: дети, родители, педагоги. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2022 – июнь 2020 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для детей старшего дошкольного возраста: — участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность; — они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; — Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Для детей раннего возраста: Научить малышей терпимости, умению уступать; облегчить адаптацию и социализацию детей раннего возраста в коллективе. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Усвоение младшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта. Для педагого Расширить представление о волонтерском движении у детей, педагогов детского сада, родителей воспитанников; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственного воспитания детей. Для родителей: Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Не бояться воспитывать детей добрыми и милосердными. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА I. этап – подготовительный Сроки: 01 сентябрь – 15 сентября 2022. Цели: Социально-психологическая подготовка волонтеров. Мероприятия: .Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры». Проведение анкетирования родителей, выступление на родительском собрании логопедической группы с беседой «Растим волонтера». Определение состава волонтерской группы .Совместно с детьми разработка правил волонтерского движения и атрибутов. Подбор и чтение художественной литературы. II. этап – основной Сроки: 15 сентября – июнь. Цели: Внедрить комплекс педагогических мероприятий с детьми по организации волонтерского движения. III. этап – итоговый Сроки: июнь РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: • Подведение итогов • Выставка совместных поделок. • Оформление результатов проекта.
Скачать Проект в детском саду. Волонтерство

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Алёна Богачёва

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры»

, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец»

. Поэтому
волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату»

в качестве внутреннего удовлетворения

Цель технологии «Дети волонтёры»

это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии

«Дети ­ волонтёры»

следующие:

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального)

в естественной среде от старших к младшим

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В детском саду используется технология «Дети-волонтеры»

, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе
педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости»
, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)

могут включать в сюжетно­-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа»

, когда старшие
дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.

Организовать «Школу волонтёров»

,то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»

,

«Научим разрешать конфликты»

,

«Научим одеваться»

,

«Знаем, как помочь в проведении занятий»

.

И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов

Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.

Сентябрь.

— Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.

— Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.

Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки»

.
«Правила поведения в детском саду»
Октябрь.

Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы

Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы

Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы

Оказание помощи в расчистке снега на участке группе

— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.

Ноябрь.

— Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.

— Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.

— Оказание помощи в расчистке снега на участке группе

Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

— Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.

Декабрь- Январь.

— Укладывание спать детей ясельной группы

— Помощь в умывании детям ясельной группы

— Помощь в украшении ёлочки малышам группы

— Подарки для малышей (снежинки)

.

Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.

— Театрализация «Теремок»

.

Чтение стихов к празднику

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

Можно сделать вывод:

— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;

— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

— Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Проект «Волонтер — это больше чем профессия!»

Проект направлен на ознакомление дошкольников с благотворительностью и профессией – волонтер. Актуальность: Волонтер – это больше чем профессия, это призвание! Волонтер (с анг. volunteer – доброволец) — человек, работающий на добровольных началах и не получающий за свой труд оплаты.

Волонтер – это современная профессия, изучение которой не входит в обязательное образование детей дошкольного возраста. Однако в соответствии с ФГОС требованиями у детей необходимо формировать такие качества как: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Именно поэтому в нашем детском саду был организован проект «Волонтер – это больше чем профессия!». Волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Как побудить детей к развитию таких качеств? Данный проект позволит познакомить не только детей, но и родителей, педагогов ДОО с данной профессией, поможет узнать о благотворительных организациях нашего города, применять свои знания и умения на благо слабым и нуждающимся.

Цель: Сформировать у детей дошкольного возраста представление о профессии «Волонтер» через активное сотрудничество участников образовательного процесса и сетевое взаимодействие с организациями города Ачинска.

Задачи:

  • Разработать план мероприятий с учетом итогов результата анкетирования и мониторинга;
  • Организовать работу по установлению общественных связей по тематике проекта посредством личных встреч, телефонных звонков.
  • Организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, через организацию совместной деятельности.
  • Воспитывать доброжелательность, милосердие, отзывчивость, желание помогать.

Срок реализации: с 01.10.16 – 31.05.17

Участники: Педагоги МБДОУ «Детский сад №26», родители, дети.

Материально-техническое обеспечение: Территория МБДОУ «Детский сад №26», музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, методический кабинет. спортивное и игровое оборудование, театральные костюмы, проектор, телевизор, музыкальный центр, методическая литература, картотеки, интернет ресурсы.

Продолжительность: долгосрочный

Тип проекта: социально – ориентированный

Продукт проекта: презентация «Мы волонтеры», участие в ярмарке помощи бездомным животным города Ачинска, организация сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел» на базе ДОО, совместная прогулка с детьми с ОВЗ в ; презентация проекта «Волонтер – это больше чем профессия!»

Этапы:

Подготовительный:

  • определение темы, цели проекта;
  • разработка анкет для родителей;
  • разработка мониторинга;
  • составление плана работы проекта » Волонтер – это больше чем профессия!»;
  • включение в родительские собрания вопроса нравственного воспитания детей, волонтерской деятельности; проведение бесед с родителями.
  • организация сотрудничества с социальными организациями города.

Практический:

Мероприятие Содержание Сроки Участники
Разработка проекта «Волонтер – это больше чем профессия!» Собрание рабочей группы «Инклюзивное образование», разработка целей, задач и плана мероприятия. Октябрь 2016г Дудак Д.Ю.
Разработка анкеты для родителей. Составление оптимального содержания анкеты. Сбор и анализ полученных данных. Ноябрь 2016г Группы «МБДОУ Д/с №26»
Установление связей с волонтерской организацией «Доброе сердце» Поиск контактов в сети интернет, установление связей посредством телефонного звонка и личной встречи. Выявление общих интересов при беседе. Декабрь 2016г Дудак Д.Ю.
Корректировка плана мероприятий на основе полученных данных. Собрание рабочей группы «Инклюзивное образование». Декабрь 2016г Дудак Д.Ю.
Акция «Помоги друзьям»

Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и чебурашка»

Сбор необходимых принадлежностей для волонтерской организации «Доброе сердце»

Просмотр мультфильма в музыкальном зале.

Январь 2022г Группы «МБДОУ Д/с №26»

Средние, старшие и подготовительные группы детского сада.

Просмотр презентации «Мы волонтеры»

Участие в ярмарке помощи бездомным животным города Ачинска

Мероприятие с участием волонтеров города Ачинска.

Мероприятие по взаимодействию детей родителей, педагогов ДОО с волонтерской организацией «Доброе сердце»

Помощь в организации

городского мероприятия.

Февраль 2022г Подготовительные группы детского сада

Педагоги, дети и родители детского сада.

Совместное с детьми и родителями изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел»

Организация сюжетно-ролевой игры «В мире добрых дел»

Выставка рисунков «Волонтер глазами детей»

Проведение родительских клубов, мастер-классов, досугов с родителями и детьми ДОО.

Проведение открытых сюжетно-ролевых игр с детьми.

Закрепление понятия «волонтер».

Март 2022г Подготовительные группы.
Мероприятие «Семейная прогулка» Участие семей в совместных прогулках с детьми с ОВЗ в Апрель 2022г Подготовительные, старшие, средние группы.
Социальная акция «Посылка ветерану»

Фотовыставка «Добро без границ»

Анкетирование для родителей

Анализ проектной деятельности.

Семейное поздравление ветеранов в честь Дня победы.

Итоговые мероприятия отражающие актуальность проекта.

Май 2022г Подготовительные, старшие, средние группы.

Подготовительные, старшие, средние группы.

Заключительный этап:

  • Оформление и проведение фотовыставки «Добро без границ»;
  • Беседы с детьми и родителями;
  • Анкетирование родителей;
  • Мониторинг на конец реализации проекта;
  • Анализ анкет для родителей;
  • Анализ и презентация на итоговом педсовете.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]