Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников


Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Библиографическое описание:

Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (16). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 18.01.2022).


Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:

‒ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование состоит из следующих этапов:

‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

‒ перевод его на знаково-символический язык;

‒ работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

‒ знакомство с графическим способом представления информации;

‒ развитие умения дешифровки модели;

‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

‒ интонационно выделять звук в слове

‒ называть слова с заданным звуком

‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

В работе с детьми успешно используется пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова. Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка.

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др.

В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.

Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:

‒ пересказа;

‒ составление рассказов по картине и серии картин;

‒ описательный рассказ;

‒ творческий рассказ;

Схемы для составления описательных рассказов на темы:

«Дикие животные» «Игрушки»

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

‒ усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

‒ овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

‒ формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

‒ обучению составлять рассказы-описания.

Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:

‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Литература:

  1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
  3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
  4. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
  6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
  7. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
  8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
  9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: наглядное моделирование, ребенок, слово, детский сад, коррекционная работа, общее недоразвитие речи, заданный звук, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Наглядное моделирование как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
  • Харченко Анна Владимировна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75;
  • Шатохина Марина Геннадьевна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75

Современный мир очень быстро меняется. Вместе с ним меняется всё, в том числе и мышление. Задача нынешних воспитанников заключается не в простом овладении знаниями, а в умении добывать их самостоятельно и оперировать ими. Поэтому современная педагогика ищет возможности использовать скрытые резервы умственной деятельности детей, пути наиболее эффективного обучения. Процесс обучения, несомненно, должен быть как можно более наглядным и максимально динамичным. Следует отметить, что один из таких путей, развивающий детский интерес к познанию, — это моделирование.

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Модель это обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дошкольной педагогике выделяют три вида моделей:

  • Предметная модель. Это может быть физическая конструк-ция, предмет либо предметы, закономерно связанные друг с другом. Модель является аналогом предмета и воспроизводит его основные связи и особенности.
  • Предметно-схематическая модель. В данном случае сущест-венные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Такая модель показывает связи в обобщенном виде.
  • Графическая модель. Обобщенно передает разные виды от-ношений, представляет собой график, схему, карту и т. д.

К приемам наглядного моделирования относятся: заместители, пикто-граммы, мнемотаблицы.

При замещении одни объекты заменяются другими. В качестве заместителей используют, как правило, бумажные квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии.

Пиктограмма – это символическое изображение, которое заменяет слово. Данный прием моделирования относится к невербальным средствам общения, и может использоваться в следующих случаях:

  • когда ребенок пока не говорит, но вскоре овладеет речью;
  • для постоянного общения с ребенком, неспособным говорить вообще;
  • для облегчения развития речи;
  • как подготовка к освоению письма и чтения;
  • в качестве средства, помогающего изложить мысли в устной форме.

Мнемотаблицы представляют собой схемы, в которых заложена какая-либо информация. Суть мнемосхемы такова: на каждое слово или маленькое словосочетание нужно придумать какую-либо картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок гораздо быстрее запомнит информацию, глядя на эти схемы-рисунки. Поэтому можно сказать, что мнемосхемы – это своеобразное средство для запоминания.

Многие исследователи считают, что использовать метод моделирования можно в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).

Действительно, моделирование можно использовать везде – в математическом и речевом развитии, при ознакомлении с художественной литературой, в изобразительной деятельности и при знакомстве с окружающим миром. Педагог всегда ищет новые способы, приёмы, которые помогают облегчить усвоение детьми нового материала. Наглядное модели-рование – прекрасный помощник воспитателя. Оно развивает познавательный интерес, учит детей выделять главную мысль, систематизировать свои знания, а также способствует предотвращению утомляемости.

Использование метода наглядного моделирования в дошкольном образовании очень эффективно. Ведь различные схематические изображения дети понимают легко и быстро и успешно пользуются ими в дальнейшем. Старшим дошкольникам достаточно всего лишь одного объяснения, чтобы понять, что такое план помещения, и они свободно найдут спрятанный в комнате предмет, ориентируясь на отметки в плане. Дети легко узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. д.

Известно, что многие виды знаний ребенку легче усвоить в виде действий с моделями, нежели на основе словесного объяснения взрослого. Например, при формировании математических представлений чрезвычайно трудно происходит ознакомление детей с отношениями части и целого. Словесные методы в данном случае не столь эффективны, как схематические изображения: при использовании наглядного моделирования дети легко понимают, что целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

Какие цели должен преследовать педагог, используя в своей работе на-глядное моделирование? В первую очередь, развивать познавательный интерес, научить детей самостоятельно добывать информацию. Метод наглядного моделирования позволяет дошкольникам проводить исследование, делать сравнения, умозаключения.

Практика показывает, что использование моделирования помогает детям без затруднения ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствует устную речь, способствует развитию логического и образного мышления, памяти, внимания. Также формирует представления об окружающем мире, труде и т.д.

Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно. Педагоги не должны бояться применять эту методику, так как она даёт ощутимые результаты.

Следующая >

Необходимо признать, не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро и легко формируются навыки чтения и письма. Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется в условиях целенаправленного обучения. Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное.

Грамотное письмо, чётко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но, получив за сочинение по русскому языку «неудовлетворительно», вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Чем раньше начать формирование правильной письменной речи, тем успешнее будет проходить социальная адаптация ребенка.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушение письма, как правило, сопровождается нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Почему это происходит? Причин может быть много, но одна из важнейших – это недостаточное развитие фонематического восприятия. Учащихся с такими проблемами встречается много. Для успешной работы важно педагогам и родителям действовать последовательно, целеустремлённо, совместно ещё до школы.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин).

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Термином «фонематический слух» в логопедии принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается ещё в раннем дошкольном возрасте с привлечения внимания ребёнка к звукам окружающего мира: машина проехала, собака лает, дождь капает и т.д. Ребёнок учится по голосу определять, кто его позвал. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже дифференцирует речевые звуки: сначала гласные звуки, далее – более сложные согласные звуки: сначала резко отличные друг от друга звуки (например [П] и [Д]). Затем, постепенно усложняя работу, переходят к более близким по звучанию звукам ( [С] и [С`], [З] и [Ж]). Таким образом, ребёнок учится воспринимать звуки, постигает строение слова: определяет местоположение звука в слове, считает звуки в слове. Дети должны осознать, что слова не только называют предметы, действия, качества, но и состоят из элементов – звуков речи.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при подготовке к обучению грамоте (у старших дошкольников), при обучении грамоте (в подготовительной группе) необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Одним из эффективных способов формирования фонематического восприятия, а также подготовки к успешному овладению письменной речью является использованием моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.

Ещё до школы, в детском саду, в частности, в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ведётся работа по подготовке детей к усвоению грамоты. Дети знакомятся с элементами языка, со структурой звучащего слова. Схемы и модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками бумаги, схемы слогов (обозначаются закруглёнными скобочками), моделей звуков, в виде квадратиков разного цвета (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, глухие и звонкие согласные звуки обозначаются колокольчиками – чистым и зачёркнутым), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращённую к ним речь, но и видеть её элементы. На более ранних этапах изучения состава слова, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [А] обозначается большим кружочком красного цвета, потому что при произнесении этого звука рот открывается широко; звук [У] обозначается маленьким красным кружочком, потому что в момент произнесения этого звука губы вытягиваются в трубочку; звуку [О] необходим красный значок овальной формы. Важно, что необходимую звуковую модель дети выбирают самостоятельно (из предложенного набора фигур красного цвета), подробно проанализировав предварительно заданный звук по акустическому и артикуляционному признакам.

Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове.

Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Работа по развитию фонематического восприятия тесно связана с ознакомлением с символами, которыми обозначаются звуки на письме – буквами. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим и говорим, а буквы – видим и пишем. Детям бывает трудно запомнить облик той или иной буквы. Чтобы усвоить новую букву, полезно её лепить из пластилина, строить из спичек, счётных палочек, бус, цепочек, писать буквы на доске мокрым пальцем. Дети с удовольствием моделируют буквы с помощью крупы, бобовых.

Создание проблемных ситуаций также способствует усвоению детьми облика букв: например, детям предлагается выбрать, какой материал подойдёт для написания буквы О – спички или шнурок. Выбирая подходящий материал, дети обосновывают свой выбор, тем самым, усваивая очертания заданной буквы. Большой интерес вызывает у детей проблемная ситуация по моделированию буквы с помощью сразу двух материалов (например, с помощью шнурка и карандаша нужно «написать» буквы Б или Ы). На занятиях дети воспроизводят недописанные буквы, узнают «зашумлённые» буквы и т.д. Эти приёмы помогают избежать в школе проблем при овладении письменной речью, делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Использование знаково-символической деятельности на занятиях с детьми помогает им овладеть звуко — буквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей будущего школьника в овладении письменной речью.

Список литературы:

1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов.// Журнал «Логопедия». – 2003. — № 1-2. – С.28-30.

2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.// Журнал «Логопед в детском саду». – 2007. — № 4 (19). – С.51-54.

3. Стужук Ю.О., Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.// Научно-методический журнал «Логопед». – 2008. — № 1. – С.79-84.

4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Сборник материалов «Логопед» для ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2005.-80с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- С.7-12.

Портал педагога

Автор:
Пушина Екатерина Андреевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №1 «Чебурашка»
Населённый пункт:
г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала:
Статья
Тема:
«Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»
Дата публикации:
16.03.2016
Раздел:
дошкольное образование

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

Актуальность:

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
— это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. 2- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!» З-Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным.Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Данная технология обладает варьеативностью ,гибкостью, многофункциональностью, т.к.условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы. Мнемотаблицы, значки- символы, стелизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
 предметные — в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.  Предметно-схематические модели — в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения. Явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
 исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий,совершенствовать речевые функции.  Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:  развивающий и воспитывающий характер обучения;  системность и последовательность;  сознательность и самостоятельность;  творческая активность;  наглядность и доступность;  сочетание коллективной и индивидуальной работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:  усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково-символический язык;  работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие
задачи:

1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2.Формирование навыка дешифровки модели. З.Формирование навыка самостоятельного моделирования. В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.Это необходимый компонент обучения, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение нами наглядного моделирования в своей группе в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов. Перессказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах своей работы по внедрению наглядного моделирования мы использовали следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации. На последующем этапе использовали более сложные операции — обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования в нашей группе включают в себя:
 обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;  использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;  умение считывать и создавать графические изображения признаков. Объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)  умение ориентироваться в пространстве по схеме;  умение составлять план реального пространства (комната.,группа, участок.)  умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап-научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы. Составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности. 2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях. а.сообщение темы; б.рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.) в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.  Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.  Что обозначает этот знак?  Что мы можем рассказать об этом объекте?  Как мы это изобразим в нашей модели?  Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему. З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. 4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. Спомощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)
Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект:
1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией.Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

«Моделирование – эффективный метод развития речевого творчества дошкольников»

МБДОУ ЦРР детский сад №48

Мастер — класс

«Моделирование – эффективный метод развития речевого творчества дошкольников»

Учитель: Дорогинина Е.Д.

Перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей старшего дошкольного возраста, по мнению многих педагогов и составителей программ, является использование наглядного моделирования.

Моделирование — представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе НОД в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).

В развитии речевого творчества дошкольников наглядные модели помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика — это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы.

Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что, дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?». Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?

Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования— обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.

Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

— самостоятельного анализа ситуации или объекта;

— развития децентрации (умения менять точку отсчета);

— развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

— пересказ;

— составление рассказов по картине и серии картин;

— описательный рассказ;

— творческий рассказ.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

— геометрические фигуры;

— символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

— планы и условные обозначения, используемые в них;

— контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например,зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

— предметные картинки;

— силуэтные изображения;

— геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка”, «Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Например, педагог рассказывает детям сказку «Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике «рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

2. определение взаимосвязи между ними;

3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

— выделение значимых объектов картины;

— рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

— объединение мини-рассказов в единый сюжет.

«Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

— принадлежность к родовидовому понятию;

— величина;

— цвет;

— форма;

— составляющие детали;

— качество поверхности;

— материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

— как он используется (какую пользу приносит)?

— за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

— угадывание эпизода по демонстрации действия;

— рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

— ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;

— педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

— конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

— ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, «Весенняя сказка”;

— и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель. Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа.

В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

— пересказ – слушание текста — составление модели — пересказ текста по модели;

— творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения, поэтому хочу порекомендовать использовать в своей практике «речевые кубы», так как это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу учить детей, играя.

Это технология педагогов МДОУ «Центр развития ребёнка» г. Усть-Лабинска Краснодарского края.

При формировании лексико-грамматического строя речи

можно использовать кубы «Предлоги», «Сосчитай-ка», «Новое словечко», «Приставки»

Куб «Предлоги

» помогает освоить применение определённого предлога к предмету и научиться правильно применять их в своей речи. Задание: Ребёнок должен положить игрушку по отношению к предмету так, как показывает схема на каждой грани куба (на, над, под, за, к, в). Другой вариант: Ребёнку предлагается сюжетная картинка, он должен подобрать схему, которая соответствует данному предмету или объекту (ёжик бежит по тропинке, лиса спряталась за деревом, медведь сидит в кустах, волк сидит около ручья).

Куб «Приставки»

способствует умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью схемы на каждой грани куба. Задание: Ребенок, переворачивая куб, должен с помощью игрушки или сам выполнить действие по схеме (Собака подбежала, перебежала, забежала, отбежала, выбежала, убежала).

Куб «Сосчитай-ка»

помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Для этого на гранях куба изображены предметы (от 1 до 6). Задание: Дети, по очереди переворачивая куб, называют сколько предметов им выпало. Например: «У меня два шарика». Другой ребёнок: «А у меня пять машин».

Куб «Новое словечко

» многозначный. Его можно использовать для игр «Один — много» (образование множественного числа существительного), «Назови ласково» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов), «Назови какой, какая, какие» (согласование существительных в роде, числе, падеже), «Чей, чья» (образование относительных прилагательных)

При обучении связной речи

применяется куб
«Сочиняй-ка
«. На каждой грани куба располагается схема описания предмета или предметные картинки или серия сюжетных картинок. Вращая куб в разные стороны, с опорой на наглядность, ребёнок учится передаче события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формировать умение создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; обучению составлять рассказы-описания, описательные рассказы, творческие рассказы, небольшие пересказы.

Использование «Речевых кубов» позволяет достичь успехов в развитии импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети учатся высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительно обогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы, пересказывать текст.

Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы работы с ними. Можно провести круглый стол на тему «Играя, развиваем»; оформить различные стендовые консультации; подготовить практические и открытые занятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе.

  1. Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования» – Москва,1984.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 1988.
  3. Ветрова Н.М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования» Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 1972.
  4. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника» Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.
  5. «Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.- 2-е изд.- Москва, 1994.
  6. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.
  7. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989 г.
  8. Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи» С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.
  9. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.
  10. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» логопедическая тетрадь. — С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.

12

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]