Важным условием развития дошкольников является связная речь. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в речи дошкольников часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький словарный запас, ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть дефицит речевого общения детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.
Если взрослые владеют выразительной речью, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.
Что такое мнемотаблица
Мнемотаблицы ‒ эффективная технология формирования связной речи.
Вместе с классическими методиками развития речи в дошкольной практике активно используется мнемотехника.
Мнемотехника — это методы и приёмы, воздействующие на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Такая система основывается на создании определённых ассоциаций-образов, способствующих развитию памяти и связной речи, проявляющихся в высказываниях дошколят в виде описания, повествования и рассуждения.
Для детей это сложная речевая деятельность, поэтому приёмы работы должны быть доступны и понятны, вызывать у них интерес. Для этого взрослые сами должны хорошо владеть мнемотехникой, чтобы использовать её в развитии связной речи дошкольников.
Учитывая психологические особенности малышей: наглядно-образное мышление, непроизвольность процессов памяти и внимания, творческое воображение, педагоги применяют для правильного построения речи у дошколят мнемотехнические приёмы. Важное место среди них занимают мнемотаблицы, или схемы с кодовой информацией. Так как в дошкольном возрасте ведущим пока остаётся наглядно-образное мышление, поэтому восприятие и переработка информации будет лучше всего строиться при опоре на зрительные образы.
Использование мнемотаблиц доступно не только педагогам, но и родителям. Все знают, что дошколята очень любят рисовать, и отображают в своих рисунках все предметы окружающего мира, явления природы, людей, которые рядом с ними, сюжеты любимых сказок и т. д. На этом детском стремлении к творчеству надо проводить работу по обучению детей мнемотаблицам, не забывая, что эта деятельность предполагает наличие определённого уровня мышления и творческих навыков ребёнка.
Начинать лучше всего с цветных таблиц, так как образы в сознании малышей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо ‒ обязательно голубое, снег — белый, апельсин — оранжевый. Старшим дошкольникам, у которых уже формируется логическое мышление, лучше перейти к черно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово». Родителей не должно это пугать, каждый в жизни сталкивается с кодированием информации: дорожные знаки, школьные ребусы, алгоритмы и т. д.
Развитие связной речи посредством мнемотехники
Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель
Соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед
Джилбаева Айна Галимовна, учитель — логопед
МБДОУ «ДС»Золотой ключик» ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.Ушинский
Речь – визитная карточка ребенка. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
ограниченность детского словаря; дети не владеют речевыми жанрами
у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. Это не может не беспокоить педагогов, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания/
Сегодня мы рассмотрим вопрос преемственности в речевом развитии старших дошкольников и младших школьников. Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе.
Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии, в овладении навыками чтения и письма. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, согласно ФГОС, является то, что: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок с дошкольного возраста должен пополнять словарный запас, формировать грамотную, связную монологическую и диалогическую речь.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности. Группу посещают дети ОНР 1, 2 и 3 уровней.
Вся работа с детьми данной группы проводится согласно учебному плану, требований программы, в системе, в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, на основе определённых лексических тем в НОД. в повседневной жизни, индивидуально с каждым ребёнком. Используя принцип – от простого к сложному, усложняя задания для детей к обучению в школе можно добиться хороших успехов в речевом развитии детей, благодаря использованию инновационных методов и приёмов в тесной взаимосвязи с родителями.
Одной из таких методик, на наш взгляд, очень эффективной, считаем мнемотехнику.
Мнемотехнике уделяли внимание такие педагоги как
Л.Н. Ефименкова, Железновы, В.К.Воробьева.
В дошкольной педагогике её называют по-разному:
В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями.
Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания.
Преимущество мнемотехники — использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
Мнемотехника используется для решения следующих задач:
развитие связной и диалогической речи у детей;
развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
Обучение детей правильному звукопроизношению;
Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинографию, коллажи, план – схемы, мнемотаблицы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам. Расскажем подробнее о каждом этапе работы.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение, которое обозначает одно слово.
Мнемодорожка -это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.
Мнемотаблица— это целая схема, в которой заложена определенная информация, текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.
Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).
В результате работы над проектом повышается уровень монологической речи детей, вызывает интерес к творческой речевой деятельности, повышается уровень коммуникативной компетенции детей.
Картинки используются не только в мнемотаблицах , но и при цепном рассказывании по методике Воробьевой
Применение таблицы Воробьевой цепное рассказывание позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, в рассказе «Коза и роза» закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте дает характеристику звуку и учится пересказывать.
С помощью рассказа «Соня и собака» можно закрепить правильное произношение звука «С»,
С помощью простейших рисунков которые могут нарисовать сами дети можно выучить наизусть такое сложное стихотворение
Опираясь на интернет – ресурсы изучаю передовой опыт коллег. Наше внимание привлекли «живые» мнемотаблицы таких авторов как Железновых , Анны Ярановой и Светланы Полетавкиной.
«Живые» мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизну, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование «живых» мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых. Согласитесь, что красивые, яркие картинки легче запомнить, чем монотонный сплошной текст!
Работу с «живыми» мнемотаблицами проводим поэтапно:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказывание сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы — образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. В начале работы с «живыми» мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц мы используем исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым мнемотаблицам.
Использование живых мнемотаблиц на занятиях показало положительную динамику:
Расширился не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только на ней при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно – ролевые и др. игры
Таким образом, мы сделали вывод, что важная часть преемственности дошкольного и начального школьного образования — формирование грамматического строя речи дошкольников. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Преемственность в системе дошкольного и начального школьного образования должен быть обязательно процесс двустороннего взаимодействия. На дошкольной ступени образования формируются личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мы считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывают основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Как составить мнемотаблицу, работая с текстом
Мнемотаблица включает в себя широкий диапазон слов и словосочетаний, в ней можно зашифровать всё, но у детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала усваивают понятие мнемоквадратов (рисунков-схем).
Первый этап — мнемоквадрат
В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Пример, слово «гроза» может представлять следующую схему:
Облако, из него идут пунктирные наклонные линии (дождь), перечёркнутые ломаной линией (молния). |
В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, животные, их свойства и действия. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.
Детям нравится такое упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют это.
Второй этап — мнемодорожки
После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожекам, т. е. нескольким «окошкам», в которых изображено словосочетание или предложение. Малыш сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.
Например, предложение, составленное вместе с малышом, «Кошка вытащила из корзинки клубок и играет с ним», может быть зашифровано следующим образом:
Схематичное изображение подвижной кошки. | Корзинка с разноцветными клубочками. | Запутанные линии – нитки из клубка, рядом изображение кошки. |
Родители, обучая ребёнка в домашних играх кодировать слова, решают сразу несколько задач:
- развитие речи;
- творческое самовыражение малыша;
- самостоятельность в играх.
Третий этап — мнемотаблица
И как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Это может быть какое-либо произведение или рассказ, который придуман взрослым, главное, чтобы содержание было доступно ребёнку. В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.
Вот как может выглядеть мнемотаблица, в которой схематически изображён составленный детьми рассказ.
«Наступила холодная зима. Выпало много снега. Ребята тепло оделись и пошли гулять. На улице они построили горку и катались на санках. Потом они слепили снеговика и поиграли в снежки. Весело гулять зимой! »
Большая буква «З» — зима. | Изображение снежинок. | Зимний пейзаж: домик, из трубы идёт дым, рядом сугробы снега. |
Схематичное изображение детей, одетых тепло: шапки, варежки, валенки. | Горка, рядом схематичные фигурки детей с санками. | Изображение фигурок детей на лыжах. |
Кружочки, изображающие снежки. | Изображение снеговика. | Схематичное изображение улыбающихся лиц детей. |
Из таких рассказов можно составлять целые циклы по временам года, и из нарисованных детьми картинок-схем изготавливать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники могут рассматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развития не только связной речи детей, но и творческого воображения, мелкой моторики, навыков рисования.
Более всего детям нравится зашифровывать сказки или веселые стишки. Главным изображением в мнемотаблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику легче давался пересказ. Свойства предметов, зашифрованные в таблицах, будут доступны детям старшего возраста после специального обучения.
Родители, которые заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку овладеть богатством родного языка, могут принять активное участие в составлении такого рода таблиц.
Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития, могут легко кодироваться и стать для дошкольников игрой. Вот как может выглядеть сказка «Заюшкина избушка».
Изображение ледяной избушки, рядом схематичное изображение лисички. | Лубяная избушка, рядом схематичное изображение зайчика. | Избушка зайки и лужи от избушки лисы. |
Изображение лисы и зайца. Рядом изображение домика зайчика. | Мордочка зайчика с каплями слёз. | Схематичные фигурки собаки и зайца. |
Изображение фигур волка и зайца. | Схематичное изображение фигурок медведя и зайчика. | Изображение фигурок петушка и зайчика. |
Схематичная мордочка лисы, выглядывающей из окошка. | Изображение улыбающейся мордочки зайчика. | Чайник, чашки, угощение для петушка и зайчика. |
Подобным образом можно зашифровать любую сказку. Но родителям для таких занятий с ребёнком лучше не брать на первых порах объёмные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям сказки по типу «Царевна-лягушка», так как произвольность психических процессов у дошкольников ещё только формируется, и длительная по времени работа может погасить интерес ребёнка.
Наибольший эффект от действия мнемотаблицы достигается при работе над стихами и пересказами текстов, так как их использование в развитии речи решает многие задачи: облегчает ребёнку восприятие и усвоение текста, установление последовательности изложения содержания, и по плану-схеме его воспроизведение. Среди детских произведений можно подобрать стихи для разучивания с детьми и кодирования их в мнемотаблицах. Это могут быть как произведения классиков, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак так и тексты современных авторов. Всё зависит от творческой направленности взрослых и детей, уровнем развития их связной речи.