«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».


«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».

2.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно

Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. [33 В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.) большое значение уделяется развитию связной речи детей. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной — все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления, воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. [2]

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же в образовательной деятельности. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. [7; 8; 15] Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине развиваются умения придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. В рассказывании об игрушках (или набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изображение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причём это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированные

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников

Ольга Нехай

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников

Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи тесным образом связано с формированием воображения ребенка и мышлением. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность,в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети принимают в них участие. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, а также активизирует словарь, совершенствуется связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и вместе основными методами и приёмами речевого развития детей,нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольника

Занимаясь разыгрыванием сюжета, дети воссоздают придуманную ситуацию. Исполняя импровизированные роли, они формируют качества, необходимые для развития полноценного внутреннего мира:

  • интеллект;
  • воображение;
  • способность выражать задуманное словами;
  • умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • желание контактировать со сверстниками.

Развитие речи через театрализованную деятельность

Одна из возможных форм ролевой игры — это участие в театре. Разыгрывая знакомые истории и участвуя в постановках, юные артисты не только обогащают словарный запас и улучшают воображение, благодаря роли у исполнителя появляется возможность прочувствовать несвойственные ему черты характера.

Театр

Обратите внимание! Трусишка может сыграть храбреца, а малыш с плохим аппетитом изобразить Робина Бобина Барабека. Одному актёру следует перестать шептать и вырабатывать умение говорить открыто и уверенно. Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса.

Тематическая неделя «Комнатные растения» в подготовительной группе

Исполнение пьесы, разбитой на реплики, заставляет всех артистов следить за происходящим, чтобы не пропустить свои слова. Это учит быть внимательным к разговору собеседника, не перебивать, следить за общим ходом беседы.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи? Занятия театром во многом влияют на развитие артикуляционного аппарата ребёнка. Посредством репетиций исправляется нечёткость произносимых звуков, невнятность употребляемых слов, неумение говорить достаточно громко.

Важно! Заучивание ролей помогает связному изложению мысли, делает детскую речь более яркой, эмоционально окрашенной.

Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:

  • стоячих;
  • пальчиковых;
  • марионеток;
  • перчаточных.

Движения пальцев и кистей рук сами по себе способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания. Слова должны соответствовать действиям кукол.

Сцена кукольного театра всегда намного меньше, чем пространство, предназначенное для театра живых людей. Поэтому юные артисты находятся очень близко друг к другу. Любое необдуманное движение способно разрушить декорацию или помешать спектаклю. В таких условиях вырабатывается умение координировать свои действия, быть терпеливым и внимательным.

Кукольный спектакль

Значение театрализованной деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Театр – искусство прекрасное!
Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!
К.С.Станиславский

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация.

Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Театрализованные занятия могут делиться на четыре раздела:

Ритмопластика — включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.

Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз». В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культуру речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объёму литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданных) и развивают исполнительское творчество (музыкально-речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребёнку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Итак, театрализованная игра развивает следующие качества детей:

1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).

2. Развивает любопытство и любознательность.

3. Формирует волевые черты характера.

4. Развивает выразительность речи, способствует развитию диалогической и монологической речи;

5. Способствует творческому развитию личности;

6. Способствует снятию напряженности, решению конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру. Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление — это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры. Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.

2. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.

3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развитие выразительности речи //Дошкольное воспитание №8, 2006.стр.13-17.

Мастер-класс по развитию речи через театрализованную деятельность

Развитие речи посредством театральной деятельности часто используется по стандартам ФГОС в формате ритмической части или физкультминутки между другими занятиями.

Например, малыши любят стихи про зверят:

Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки),

Он ушами шевелит, вот так, вот так (поднимают руки над головой и шевелят ими).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть, хлоп, хлоп (встают, обнимают себя руками, хлопают),

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, прыг-скок (прыгают на одной ноге, на другой, на двух вместе).

Ах ты совушка-сова, ты большая голова (показывают руками, какая большая голова),

Ты на дереве сидела, головою ты вертела (вертят головой).

Во траву свалилась, в яму покатилась (садятся на корточки, потом падают на спину и машут руками и ногами в воздухе).

Игра как самый эффективный способ воздействия на детей

Начиная с младшей группы детского сада, ребята учатся играть в дидактические игры. Для раннего развития отлично подходят хороводы, когда каждый имеет возможность видеть воспитателя и других участников. Повторение слов помогает развивать память и речь, обогащать словарный запас новыми выражениями, воспитывает ситуационное поведение.

Игра с родителями

Для хороводной игры легко подобрать сюжет из народных сказок, отличающихся простотой текстов, многократными повторениями и возможностью сопровождать каждое слово действием.

Например:

Стоит в поле теремок, теремок (дети поднимают руки над головой в виде треугольной крыши),

Быстрое изучение таблицы умножения ребенку дошкольного возраста

Он не низок, не высок (приседают на корточки, вытягивают ручки и показывают расстояние от пола 20-30 см).

Или использовать детские стихи, в которых встречается много слов, поддающихся театрализации:

Мишка, косолапый

По лесу идёт (дети идут вразвалочку, изображая походку косолапого медведя),

Шишки собирает,

Песенку поёт (нагибаются, собирают невидимые шишки, укладывают их в воображаемую корзину).

К сведению! В группу могут прийти няня с воспитателем в образе знакомых сказочных героев, персонажей книг и мультфильмов. Вместе с ними ребята узнают новые понятия, дадут им наставления и советы.

Театральное представление

Начиная со средней группы ДОУ, для ребят проводятся тематические утренники, частью которых становится представление с участием юных артистов. Воспитатель проводит дидактические занятия, содержащие в себе навыки для будущих самостоятельных детских игр. «Кукла заболела», «Построим дом для Чебурашки», «Игрушки едут в отпуск» и многие другие темы помогают развивать навыки общения со сверстниками, умение проговаривать свои действия, желание взаимодействовать в социуме.

Например, воспитатель в роли путешествующего странника стучится в воображаемые двери. Дети в роли гостеприимных хозяев встречают путника, приглашают войти, угощают, предлагают отдохнуть. В игре могут возникать новые повороты и отрабатываться уже полученные ранее знания.

Постепенно развиваясь, игры усложняются, и к моменту окончания детьми садика они должны представлять собой полномасштабные развёрнутые сюжеты. Роль воспитателя в них сводится к позиции наблюдателя, следящего за безопасностью происходящего.

К сведению! По статистике, только 5-7 % воспитанников подготовительных групп умеют самостоятельно играть в развёрнутую игру.

Помочь в поисках нового образа для игр детям могут разные источники вдохновения:

  • значимые события (дни рождения, праздники, каникулы, поездки и т. п.);
  • сезонные изменения (уличные игры напрямую зависят от погоды);
  • литература (персонажи книг, желание продолжить любимую сказку, обыгрывание ситуации, описанной в книге, с другими героями);
  • слайды, фото и видео материалы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]