Фронтальное логопедическое занятие «Гласная сказка»


Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Игрушки»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР I 1 период по Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой

Тема:

«Игрушки»

Цель:

Формировать лексико-грамматические средства языка на материале лексической темы «Игрушки»

Образовательные результаты

:

Понимают и употребляют номинативный, предикативный словари по теме «Игрушки»

Понимают личные местоимения ты, он в процессе динамической паузы

Понимают и употребляют наречия, обозначающие местонахождение предметов: тут, там

Умеют составлять простые нераспространенные предложения

Задачи:

Формировать умение понимать и употреблять номинативный, предикативный словари по теме «Игрушки»

Формировать понимание личных местоимений: ты, он в процессе динамической паузы

Формировать умение понимать и употреблять наречия, обозначающие местонахождение предметов: тут, там

Формировать навык составления простого нераспространенного предложения

Оборудование:

Игрушки – мишка, мяч, кукла, машинка; одежда для куклы, игрушечная ванна, набор игрушечной посуды; разрезная картинка, состоящая из 3 элементов; предметные картинки с изображением

Лингвистический материал:

Лексика для развития понимания (пассивный словарь): мишка, мяч, кукла, машинка, кормить, купать, одевать, катать, ты, он, тут, там, я

Лексика для использования в активной речи (активный словарь): мишка, машинка, мяч, кукла, игрушки, кормить, катать, одевать, купать, тут, там; я буду кормить, я буду одевать, я буду катать, я буду купать

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Логопед: Здравствуйте, дети! (в группу забрасывается коробка)

Что это за коробка? Что в ней? Вставайте со стульчиков, подойдите к коробке (Дети встают со стульчиков и перемещаются к коробке). Давайте вместе откроем эту коробку и посмотрим, что в ней лежит. (Логопед вместе с детьми открывает коробку)

Основной этап:

Логопед: Вот мы и открыли коробку. Давайте посмотри, что здесь лежит!

-Это кукла. Она похожа на маленького человека: у нее есть — глаза, волосы, ручки, ножки.

У меня есть кукла Маша — Вся похожа на меня! Куклы нет на свете краше, Только Маша лишь моя.

Логопед: Давайте посмотрим, кто еще у нас лежит в коробке

-Это мишка. У него есть уши, глаза, нос, лапы, маленький хвост.

Этот мишка лучше всех — На ощупь он приятный, У него пушистый мех, Очень он мохнатый.

Логопед: А вот следующий предмет.

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук [ш]»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук [ш]»
Автор:
Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской области
Описание материала:
Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные: — закрепить понятие о механизме образования звука [ш]; — продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов; — формировать навыки словообразования и словоизменения. Коррекционно-развивающие: — автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать звуко-слоговой анализ и синтез; — уточнять и расширять словарь; — развивать внимание и память Коррекционно-воспитательные: — воспитывать у детей самоконтроль за речью; — воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование:
цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

-Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.

1. Сообщение темы занятия:
Игра «4 лишний».
— Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему? Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт. -Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией? -Звук [ш]. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам: -Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? — Губы округляются. -Где находится язык? — За верхними зубами. — Какой язык, узкий или широкий? -Язык широкий, чашечкой. — Есть ли во рту преграда? -Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный. -Звук [ш] звучит твердо или мягко? -Звук [ш] всегда твердый. -Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса? Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.

2. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…) -Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

— Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово. Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило Топот – шепот Стык — штык Губы –шубы Мышка — шишка Жаль — шаль Маг — шаг Параллельно поясняется значение новых слов.

4. Определение позиции звука [ш] в словах.

Игра «Веселый поезд». — В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. В слове шапка звук [ш] находится в начале слова. Игра «Слово заблудилось» — Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку • С другом мы играли в ……чашки Пили чай из белой……шашки. • Вылезла из норки…..шишка На нее упала мышка. • Мы с сестрой посуду….. шили И наряды куклам……мыли • Горько плачет……бедный шарик Улетел воздушный….. Гарик Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?

5. Динамическая пауза.

Речь с движением. Мчатся бешено машины Шта-што-шту-шты держат руль По шоссе шуршат их спины Ша-шу-ше-ши топают ногами В конце дальнего пути Аш-ош-уш-иш ладонь у лба Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса

6. Слого-звуковой анализ.

-В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА. Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка В слоге МИШ-: Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом. Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом. Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом. В слоге –КА: Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом. Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом. -Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов? -Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА? -Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К — согласный, твердый, глухой звук.

7. Формирование лексико-грамматического строя языка.

Стук в дверь. Приносят конверт. -Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия. o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж o машина отъехала от дома o машина въехала в гору o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку o машина выезжает из-за угла Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске. Игра «Скажи наоборот». На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору». Игра «Отгадай транспорт». Отгадывание предметов по названию их частей. — Кузов, кабина, колесо, руль, фары. — Это машина (картинка на экране) — Крылья, кабина, хвост, мотор. — Это самолет. — Палуба, якорь, каюта, корма, нос. — Это корабль. — Вагоны, купе, электровоз. — Это поезд. У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране. Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт. Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт. Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт. Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт. Поезд едет в метро, это подземный транспорт. Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.

Итог занятия

— О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш]. — Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь] Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]