Прием наглядного моделирования
Сегодня я хочу предложить статью Безматерных М.В, учителя-логопеда МАДОУ « детский сад» №135 г. Перми “Формирование связной речи у детей с ОНР с использованием приемов наглядного моделирования“. Данная статья ценна тем, что используя грамотные приемы, описанные в ней, вы сможете в домашних занятиях развить связную речь любого ребенка.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, он зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития.
У детей с общим недоразвитием речи не сформированы все компоненты речи:
- звукопроизношение,
- фонематические процессы (слух и звукоразличение),
- бедный словарный запас (предметов, глаголов, признаков),
- грамматическое оформление,
- построение связных высказываний.
Так как детям трудно сформулировать фразу, подобрать слова и сказать предложение, то у них не формируются навыки полноценного общения.
Вышесказанное очень значимо в построении коррекционной работы. Необходимо использовать способы, которые облегчают процесс становления связной речи, прежде всего, использовать наглядность. Одним из её видов является приём наглядного моделирования.
Мы опирались на работы С.Л. Рубенштейна, Л.А. Леушиной, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского. Известно, что составление схемы рассказа позволяет детям усвоить способы программирования содержания развёрнутого высказывания. Они учатся устанавливать последовательность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа.
Очень важна совместная работа логопеда и воспитателей. Для коррекции речи детей с ОНР мы использовали целую систему игр и заданий с применением приемов наглядного моделирования по определённой лексической теме.
Свою работу в начале учебного года мы начинаем с темы «Овощи».
- Сначала формируем словарь существительных, прилагательных. Проводим исследования на натуральных овощах, обговаривая форму, цвет, вкус, тактильные ощущения (аналогично проводится работа по теме «Фрукты»)
Например, мы посмотрели на репку и увидели, что репка:
- какая по форме? (круглая);
- какая по цвету? (желтая);
- попробовали на вкус, она какая? (сладкая);
- если соком наполнился рот, она какая? (сочная);
- если надавить рукой, она какая? (твердая); а
- где растет репка? (в огороде на грядке).
- . На основе накопленного словаря прилагательных формируем навык составления описательного рассказа о предмете, а для его лучшего усвоения используем схемы-модели, по которым ребенок повторяет все признаки и запоминает их.
- В игре «Опиши овощи» используем схему для каждого овоща. Описывая репку, дети опираются на схему: на первой картинке нарисован овощ, потом его форма, вкус (конфета или лимон) тактильные ощущения (рука) и, наконец, место, где овощ растет (схематическое изображение грядки.) Ребенок говорит: «Это репка, она круглая, желтая, сладкая. На ощупь репка твердая, растет в огороде. Репка – это овощ».
- В игре «Угадай, какой это овощ?» развиваем понимание категории рода у прилагательных, обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (овощей), и закрепляем формирование умения описывать предмет (разные виды овощей). Здесь используем те же самые схемы, что и в игре «Опиши овощ», но убираем первую картинку, изображающую овощ, а в конце схемы ставим знак вопроса, и ребенок, перечисляя все признаки предмета (овоща), должен его назвать.
Дети очень любят загадывать друг другу такие загадки. В дальнейшем схемы могут быть убраны, и ребята сами загадывают загадки.
- В упражнении «Где растут овощи?» отрабатываем использование предлогов над и под и одновременно формируем фразовую речь. Детям раздаются карточки со стрелками, показывающими вниз и вверх и картинки с овощами. Ребенок подбирает карточки и говорит, где растет этот овощ. Например, «Морковка растет под землей» или «Помидор растет над землей».
3. Далее работаем над формированием глагольного словаря в играх-упражнениях
- «Как дедушка выращивает овощи?»
- «Приготовим обед».
- В первой игре «Как дедушка выращивает овощи?» даются картинки-схемы работ на огороде (фигура человека, лейка, лопата, грабли, корзина). Каждая картинка обговаривается с детьми. Ребенок, опираясь на модели, рассказывает: «Дедушка садит, поливает, рыхлит, удобряет, собирает урожай».
- «Приготовим обед» картинки-схемы (тёрка, нож, кастрюля, банка, стакан). Опираясь на схему, дети рассказывают: «Овощи трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок.
- Здесь можно использовать игровую ситуацию «Помоги лисенку посадить овощи и приготовить их». Показываем картинку с изображением, например, морковки. Ребенок рассказывает, опираясь уже на две схемы: «Морковку садим, поливаем, рыхлим, удобряем, собираем». «Морковку трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок». Так хорошо закрепляется глагольный словарь, дети быстрее и легче запоминают слова и учатся согласовывать существительные с глаголами.
Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми навыков словообразования. В игре
- «Вкусный сок». Наглядная схема изображает стакан с падающей в него каплей, вокруг него изображения фруктов. Взрослый спрашивает у детей:”Какой ты любишь сок?” Ответ: «Я люблю сливовый сок».
- Таким же образом проводится игра «Что можно приготовить из овощей?». На схеме изображается тарелка, а вокруг нее разные овощи. Ребенок сам выбирает, что можно приготовить из них. Детям задаются вопросы: «Что можно сварить?», «Что можно приготовить?» Примерные ответы таковы: «Я варю гороховый суп», «Я готовлю огуречный салат».
4. В процессе исследования предметов обязательно включаем словарные упражнения:
-на подбор синонимов. Например, «яблоко красное, спелое, как сказать по-другому, какое оно?» (румяное);
-на словообразование: у яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко (краснобокое); яблоко чуть кислое и чуть сладкое (оно кисло-сладкое). При затруднении показываем схемы ( лимон + конфета, красный + жёлтый цвет и т.д)
5. На следующем этапе обучения мы вводим схему-модель, по которой ребенок должен самостоятельно выбрать и описать овощ или фрукт ( Знак вопроса, цвет, форма- геометрические фигуры, размер- изображение большого предмета и маленького, рука- какой на ощупь, на вкус- язык, грядка или дерево – где растёт, и кастрюля – что можно приготовить).
Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.
После рассматривания схемы предлагается рассказать, опираясь на образец взрослого. Описание взрослого сопровождается движением указки по схеме модели, тем самым дается образец использования модели. Данная схема помогает составить полный последовательный описательный рассказ.
Также, используя схемы, можно научиться пересказывать сказки и рассказы.
В качестве наглядных моделей использовали геометрические фигуры. Подбор геометрических фигур обговариваем с детьми.
На первых этапах работы количество фигурок должно соответствовать числу героев сказки. В дальнейшем количество фигурок предлагаем больше, чтобы дети могли самостоятельно выбрать. Выбираем заместителей и выкладываем в нужной последовательности.
Сказка «Репка». Взрослый спрашивает детей: «На какую фигуру похожа репка?», « Какими фигурами можно обозначить дедку, бабку?” и т.д. Рассказывая сказку, выкладываем геометрические фигуры по порядку. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.
Выбранные предметы-заместители наклеиваем на бумагу, делаем в виде книжек-малышек. Такие книжки дети с удовольствием «читают» друг другу.
Таким образом, введите наглядные модели в процесс обучения, и это позволит более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон. У детей закрепятся навыки словообразования, сформируются и будут совершенствоваться умения использовать в речи различные конструкции предложений. Они смогут описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную монологическую речь”.
PS: Поделитесь в комментариях
- Любит ли ваш ребенок рассказывать?
- Как вы развиваете связную речь своего малыша?
Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как весело и грамотно развивать связную речь ребенка.
На правах рекламы:
Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Поделиться в соц. сетях
Нравится
Похожие посты:
- Подарки от сайта “Логопед и дети” Дорогие читатели хочу сделать для Вас подарки от сайта “Логопед…
- Тематические игры. Осенний урожай Щедра осень не только на дождики, но и на дары…
- Тактильная страничка Сегодня я хочу познакомить вас с самодельной тактильной страничкой. Что…
- Тематические игры. Самолеты Начало осени иногда радует нас погожими днями. В школах и…
- Осенний календарь. Сентябрь Закончилось лето, самое время открыть осенний календарь. Сентябрь радует пестрыми…
Воображение и наглядное моделирование
Воображение и наглядное моделирование
Существует мнение, что наглядное моделирование это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только построением наглядных моделей. Воображение активно проявляется и в мысленном эксперименте, который включает в качестве своего компонента моделирование, но не сводится к нему. Однако создание наглядных моделей важнейшая функция воображения в процессе научного познания.
Понятие модели. Типы моделей.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
Все модели можно разделить на два типа: материальные модели и идеальные (мысленные, воображаемые) модели. Те и другие связаны друг с другом. Идеальная, или мысленная, воображаемая модель может быть прототипом материальной модели, как ее план, предваряющий создание некоторого образца. В свою очередь материальная модель может послужить основанием для переформирования идеального содержания и создания идеальной модели.
Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свойства, как преобразование образа в наглядном плане, формирование образа, который частично или полностью не наблюдаем и который соответствует определенным задачам деятельности или познания.
Но не всякое научное представление, которое является продуктом деятельности воображения, может быть отнесено к воображаемым моделям. Воображаемая модель характеризуется специфическими особенностями, связанными с ее замещающими функциями. Воображаемая модель в науке выступает обязательно как средство исследования, служащее приобретению новых знаний. Объект выступает в качестве модели лишь постольку, поскольку он соотносим с моделируемым явлением, представляет его и служит средством его познания.
Наглядные представления, выступающие в функции воображаемой модели, формируются из нескольких операций. Важнейшими процедурами являются операции абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза, которые вырастают на базе практической деятельности и тесно связаны с опосредующей ролью слова, осуществляющего единство представлений с понятием. Абстрагирование и обобщение, анализ и синтез в представлении не всегда ведут к созданию воображаемой модели; результатом этих функций может быть наглядное обобщенное представление (дерево, дом и так далее).
Воображаемая модель не есть результат какихлибо специфических операций, отличных от тех, которые применяются при выработке воображаемых представлений. Как воображаемая модель, так и воображаемое представление продукт одних и тех же форм деятельности. Особенность наглядных представлений выступать в модельной функции зависит от специфики его отношения к какому-то кругу явлений. Будучи сформировано как результат отражения объекта, наглядное представление может быть сопоставлено с такими явлениями, которые прямо объектом данного представления не выступают, хотя и обладают определенным сходством с ним. Представление выступает в качестве воображаемой модели лишь при условии реализации им функции замещения, репрезентации, то есть функции, которая является абсолютно необходимой для всякой модели. Оно (представление) формируется субъектом для решения познавательной задачи для опосредованного изучения объектов, когда их непосредственное исследование затруднено или невозможно. Такого рода функция может возникнуть лишь при условии мысленных сопоставлений представлений с объективными явлениями. В представлении, взятом само по себе, нет модельной соотнесенности; она возникает из того употребления, которое приобретает представление в ходе умственной деятельности субъекта.
Реализация модельной функции наглядных представлений обязательно требует их внешнего выражения в какихто материальных средствах (схема, чертежах, изображениях), благодаря чему они становятся общедоступными и коммуникабельными. Если в функции модели выступает наглядное представление, то оно должно быть доступно другим людям и доступно в той форме, в какой оно существует для индивида. В том случае, когда для выражения наглядной модели используются языковые средства, они должны не просто передать какоето мысленное содержание, но и обязательно выразить наглядную форму модельного представления через описание.
Модельность наглядного представления, его репрезентативность связана с его гипотетичностью и зависит от того, насколько посредством мышления субъект соотносит данное представление с некоторым явлением.
Наглядность не сводится ни непосредственно к наблюдаемости, ни к воспроизведению результатов наблюдения. Воспроизводить можно лишь то, что было наблюдаемо. Наглядность неразрывно связана и с конструированием воображаемых моделей из данных чувственного опыта, из чувственных элементов при ведущей роли мышления. Она (наглядность) выступает необходимым компонентом отображения внутренних структур, которые принципиально недоступны органам чувств. По отношению к этим сторонам объекта конструируемые наглядные представления являются моделями, так как создаваемый образ воспроизводит черты явления в иной форме, чем та, которая есть у самого объекта. Наглядное представление несет функцию замещения, репрезентации. Специфическая особенность воображаемых моделей при отражении наблюдаемых структур состоит в том, чтобы выделить в объекте некоторые элементы и с их помощью воссоздать характер внутреннего строения объекта.
Примером воображаемых моделей могут быть модели элементарных частиц, в частности модели атома и составляющих его компонентов. Известно, что элементарные частицы обладают особой природой. Эта особенность заключается в том, что данные частицы одновременно обладают и корпускулярными и волновыми свойствами. При этом согласно принципу неопределенности Гейзенберга, чем более определенным является импульс частицы, ее энергетические свойства, тем менее определенным является ее координата, то есть положение в пространстве. И наоборот, большая определенность координаты связана с меньшей определенностью импульса. Противоречивая природа элементарных частиц поставила перед исследователями проблему их наглядного моделирования. Некоторые физики видели выход в том, чтобы отказаться от принципа наглядности. Однако принцип наглядности остается необходимым в познании. Он определяется рядом обстоятельств.
Наглядная (воображаемая) модель является средством соотнесения логического знания с объектом. В современной физике значительно увеличилась доля математических средств, особенно при исследовании квантовомеханических явлений. Поскольку объект предстает здесь в форме математических уравнений и возможности его наблюдения сильно ограничены, порождается тенденция к отрицанию объективной реальности микроявлений. Наглядная модель и выступает как заместитель реального объекта, и служит средством сопоставления математических формул с объективной действительностью.
Наглядные (воображаемые) модели служат фактором развития теории. Моделируя область какихто новых явлений, наблюдаемых нами, мы как бы «перекидываем мостик » от существующей теории к новой, то есть воображение функционирует как средство переноса знания из одной области на другую.
источник неизвестен
Метод наглядного моделирования как средство развития у детей связной речи.
Сообщение «Метод наглядного моделирования
как средство развития у детей связной речи»
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умения менять точку отсчета);
- развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрическиефигуры
, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена
полоска разноцветных кругов
– пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения
ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.Рассказ по сюжетной картине
требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”.Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы
– ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ
пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы
—
описания
по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.
А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо,
вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.
Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построениемтворческих связных
рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
- угадывание эпизода по демонстрации действия;
- рассказывание по демонстрации действия взрослым;
- Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
- ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
- логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
- конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
- ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
- и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.