Сказкотерапия как средство развития речи у детей 4-5 лет
Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников средней группы ДОУ
(методическая разработка)
Содержание. 1. Введение 2. Сказка как жанр художественной литературы 3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста 4. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок 5. Заключение 6. Список литературы 7. Приложение Введение Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. В.А. Сухомлинский
В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего- то нового, неожиданного… А чудо — совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, мы старались, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: развитие связной речи, интеграция личности, развитие творческих способностей и адоптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, — естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. Таким образом, Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение роли сказокотерапии в развитии связной речи дошкольников. Сказка как жанр художественной литературы Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку. Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Онапринадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная. «Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь.М.,1988). «Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С.К.Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М.,1996). И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выгодский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства . Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников. Бруно Беттельхейм пишет: «Сказка в разнообразных формах сообщает ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями. Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Наро – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события). Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Существуют различные методики, например универсальная методика Л.Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе. Поскольку, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Название сказки Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка и математика. Сказка и экология. Сказка развивает руки. Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. В большинстве своеммы привыкли традиционно, относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи. Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец,Л. Венгер, А. Фромм и др.)умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы: • Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; • Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку». Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: • Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • Сочинить длинное и в то же время смешное слово; • Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер); • Объяснить этимологию слова; • Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: « А если бы..», «Хорошо – плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе. Заключение Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Были выработаны рекомендации воспитателям и родителям Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д. С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то есть уча детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Используемая литература. 1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998. 2. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51 3. Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание,№3, 2000. с49-64 4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1999 5. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с. 6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998. 7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2000. 8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004. 9. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71 10. Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с. 11. Расскажи мне сказку./Сост. Э.И. Иванова. –М:изд. «Просвещение»,1993.-464с. 12. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист,1998. 13. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001. 14. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с. 15. Цвынтарский В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.: Изд – во « Лань»,1998. Приложение План программа работы по развитию связной речи с использованием сказок Тема занятия Цели: Методы, приемы: Блок 1 (4 занятия) Сказка «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку». 4. Развивающая игра «А если бы…» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. Блок 2 (4 занятия) Сказка «Колобок» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово». 7. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 4. Сочинение загадок. 5. Пересказ эпизода сказки от имени героя. 6. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. Блок 3 (4 занятия) Сказка «Маша и медведь» Продолжать формировать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Пересказ с помощью иллюстрации. 3. Придумывание нового названия сказки. 4. Сочинение загадок. 5. Дидактические игры: «Дополни предложение» , «Какой, какая, какое?», «Задай вопрос герою» 8. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 6. Придумывание нового конца сказки. 7. Изменение сюжета сказки. Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси – лебеди» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку». 4. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 5. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. 6. Придумывание нового названия сказки. 7. Придумывание нового конца сказки. 8. Изменение сюжета сказки. Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Изображение героев геометрическими фигурами. 4. Рассказывание сказки по схеме. 5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот» 6. Придумывание истории. 7. Придумывание нового названия сказки. 8. Сочинение загадок. 9. Придумывание другого конца сказки. 10. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 11. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя. Блок 6 (4 занятия) Итоговый. 1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. 1. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации. 2. Дидактическая игра: «Разные слова». 3. Самостоятельное составление рассказа о любимом герое. 2 занятие. Придумывание новой сказки. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значения слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. 1. Дорисовывание кляксы на бумаге. 2. Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации». 3. Придумывание сказочной истории про кляксу. 3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке. Формировать умение заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение и мышление, мелкую моторику. Продолжать формировать умения самостоятельно составлять связное высказывание. 1. Дидактические игры: «Какой, какая, какое?», «Закончи предложение». 2. Придумывание сказочной истории про игрушку. 3. Рисование истории. 4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке. Формировать умения классифицировать предметыпо цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?» 2. Рассматривание картинки. 3. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке. Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси лебеди» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. , Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке: — Понравилась сказка? Что понравилось? Почему? — А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться? — Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку? — А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике? — …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок? — А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей? Занятие №2 Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. — Отгадайте к какой сказке иллюстрация? Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию. — Почему сказка называется Гуси-Лебеди? — Давайте придумает другое название сказки. Игра «Назови ласково» — Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко. Игра «Задумай слово» -Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит. Занятие №3 Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке. Ход занатия. — Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас». — Давайте вспомним всех героев этой сказки. Игра «От каждого по словечку». — А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд — это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову — это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно — он сможет поехать, (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу- Ягу, печку, яблоньку. Игра «А если бы…» — А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика? Игра «Хорошо-плохо» — Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо? — Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо? — Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо. Занятие №4 , Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации. -Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие? — Гуси-Лебеди какие? Почему? — А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы? — Баба-Яга какая? Почему? — А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка? — Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку? — Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга — доброй. Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке. Ход занятия. • Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки: — Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями? — Почему? — За что вы любите своих друзей? Составление схемы сказки. — Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе. — Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки? Пересказ детьми сказки по схеме. — Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям. — Какой Пузырь? (круглый, легкий) — А что еще такое же? (воздушный шарик) — Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик. Придумывание загадок про остальных героев.
Скачать Сказкотерапия, как развитие связной речи детей 4-5 лет
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста
Похожие статьи:
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Формируем ЗКР во второй младшей группе
В работе по формированию ЗКР в детском саду у детей 2 младшей группы стоит задача развить:
- артикуляционный аппарат;
- правильное произношение;
- слуховое восприятие, фонематический слух;
- длительный ротовой выдох, речевое дыхание;
- интонационную выразительность речи;
- мелкую моторику.
В календарный план работ занятия по ЗКР включают ежедневно, по коммуникации и чтению — дважды в неделю.
Пример проекта по развитию речи во второй младшей группе
После проведения диагностики детей по ЗКР и анкетирования родителей составляют план проекта по развитию речи во второй младшей группе. Для этого можно использовать методические разработки ФГОС.
Пример проекта по ЗКР
Игры по ЗКР во второй младшей группе
Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, эта форма активно используется в занятиях. Для составления урока можно использовать готовые конспекты специалистов.
Пример занятия по ЗКР
Картотека игр по звуковой культуре речи
В картотеку подбирают игры по каждому направлению ЗКР. В группе формируют речевой уголок. В него входят:
- дидактические игры по ЗКР 2 младшая группа картотека с целями;
- сборники сказок, стихотворений, в том числе и придуманных детьми.
Пример картотеки по ЗКР
Тема для родительского собрания во второй младшей группе по развитию речи
Родители — главные воспитатели детей. Поэтому важно стимулировать их педагогическое самообразование. Родительское собрание — одна из самых эффективных форм просвещения семьи, которая резко повышает эффективность работы с малышами.
Пример методики проведения родительского собрания
Таким образом, значение сказки как малой формы фольклора важно для обучения и воспитания детей. Метод сказкотерапии дает педагогу большое пространство возможностей и является способом всесторонне использовать роль родного языка в формировании ЗКР и развития личности ребенка дошкольного возраста.