Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дом для всех»


Развиваем речь, голос, память с помощью проверенных методов логоритмики.

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8526

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1493. Все разделы | Логоритмика. Логоритмические занятия

Новое

Фото

Лучшее

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами логоритмики в старшей группе «Транспорт» Цель: Дети должны усвоить названия видов транспорта (машина, автобус, трамвай, самолёт, ракета, ракета, мотоцикл, элементарные части машин (кабина, руль, педаль, кузов, колёса. Задачи: коррекционно-образовательные: 1. Расширение представлений о видах транспорта. 2. закрепить и…

Сценарий музыкального развлечения с элементами логори для детей 4–6 лет


«ОДНАЖДЫ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Цель: Закрепление в музыкально-игровой деятельности представления детей о характерных признаках зимы, жизни диких животных и зимующих птиц. Совершенствование умения координировать речь с движением. Развитие речевой и двигательной активности, творческих…

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 253386

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Открытое занятие по логоритмике в старшей группе

Сценарий открытого занятия по логори.
Описание материала: Ежегодно в нашем холдинге проходят Дни открытых дверей, цель которых — познакомить родителей со специалистами и педагогами дополнительного образования, а также с методиками, применяемыми в работе с детьми. Мы представляем различные направления (художественно-эстетическое, творческое, физкультурное, познавательное) в виде мастер-классов и открытых занятий. Мой кружок по музыкальной логоритмике относится к художественно-эстетическому циклу и, продумывая ход занятия, я решила посвятить его разговору о ритме и способах развития чувства ритма у детей. Автор: Подколзина Ольга Васильевна, музыкальный руководитель ГБОУ «Школа №1056» г. Москвы. Цель: Заинтересовать родителей и детей предметом логоритмика. Задачи: познакомить с ритмическими играми; показать способы развития чувства ритма у ребёнка; создать непринуждённую игровую атмосферу.

Ход мероприятия
Гости (родители с детьми) под музыку входят в зал.Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои друзья, Всех вас рада видеть я. Сад открыт наш для гостей, Родителей и их детей. Предлагаю встать в кружок, Начать весёлый наш урок! (Все встают в круг.)
А прежде, чем нам начать, нужно друг друга поприветствовать.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» М.Ю. Картушиной 1. Зашагали ножки (Дети и родители двигаются врассыпную по залу.)
Прямо по дорожке, Повстречали друга
(К концу куплета встают в пары.)
Маленькие ножки.
Припев: Здравствуй, здравствуй, (Взявшись за руки, пары выполняют «пружинку»)
Здравствуй, милый друг, Здравствуй, здравствуй,
(Делают «пружинку»).
Посмотри вокруг!
(Разводят руки в стороны).
Здравствуй, здраствуй,
(Делают «пружинку»).
Мне ты улыбнись!
(Изображают улыбку поднося руки к подбородку).
Здравствуй, здравствуй,
(Делают «пружинку»).
Головкой поклонись!
(Кланяются друг другу).
2. Побежали ножки
(Бегут на носочках врассыпную по залу).
Прямо по дорожке, Повстречали друга
(Встают в пары).
Маленькие ножки.
Припев. (Движения повторяются).
3. Поскакали ножки
(Поскоками двигаются по залу, малыши прыгают на двух ногах).
Прямо по дорожке, Повстречали друга
(К концу куплета встают в пары).
Маленькие ножки.
Припев. (Движения повторяются).Музыкальный руководитель: Ну, а теперь, когда мы все поздоровались, я хотела бы немного поговорить с вами о логоритмике, о ритме в целом и о том, как можно с ним играть. Что такое логоритмика? Это система двигательных упражнений, которые сочетаются со словом и музыкой. Чаще всего она используется в коррекционной педагогике, а также для стимуляции речевого развития детей. Ритм — это не только музыкальное понятие, но и ощущение времени в целом. Хорошее чувство ритма помогает детям лучше осваивать родной язык, ведь наша речь тоже состоит из ритмоформул, в которой постоянно чередуются ударные и безударные слоги. Если их переложить на ритм, то получится чередование долгих и коротких длительностей. Приведу пример. Меня зовут — Ольга ВасИльевна. Своё имя я простучу так — долгий слог и два коротких (та-ти-ти), долгий и два коротких (та-ти-ти). А теперь давайте встанем в круг. И простучим ваши имена. Игра «Простучи своё имя» Родители и дети встают в круг и под музыку передают мяч. Когда музыка заканчивается, тот, у кого в руках мяч, прохлопывает своё имя.Музыкальный руководитель: Также можно прохлопывать любое стихотворение, знакомое малышу. Все знают стихотворение «Мишка косолапый»? Давайте попробуем его простучать. Мишка косолапый (Ти-ти-ти-ти-Та-ти)
По лесу идёт.
(Ти-ти-ти-ти-Та)
Шишки собирает,
(Ти-ти-ти-ти-Та-ти)
Песенки поёт.
(Ти-ти-ти-ти-Та)
Вдруг упала шишка
(Ти-ти-ти-ти-Та-ти)
Прямо мишке в лоб,
(Ти-ти-ти-ти-Та)
Мишка рассердился
(Ти-ти-ти-ти-Та-ти)
И ногою топ!
(Ти-ти-ти-ти-Та)Музыкальный руководитель: В развитии речи детей активно используются различные пальчиковые игры, чистоговорки, а также речевые игры с движением, когда все действия выполняются в соответствии с заданной ритмической пульсацией. Вот пример чистоговорки (для проработки можно использовать любые проблемные звуки ). Авторская чистоговорка [л, р, л’, р’] Ла, ла, ла, (Дети ритмично шагают на месте).
К нам зима пришла, Ра, ра, ра,
(Хлопают в ладоши).
Рада детвора. Ля, ля, ля,
(Раскачивают опущенные руки из стороны в сторону).
Белая земля, Ря, ря, ря,
(Ритмично сжимают и разжиают кулачки, опуская при этом руки вниз).
В свете фонаря.

Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю ещё немножко поиграть! Ритмическая игра для младших дошкольников «Попрыгушки» М.Ю. Картушиной 1. Трататушки, трататушки! (Дети прыгают на двух ногах врассыпную).
Начинаем попрыгушки! Прыг-скок, прыг да скок! Прыгать надо на носок. 2. Трататушки, трататушки!
(Стоя на месте, хлопают в ладоши).
Начинаем похлопушки! Хлоп-хлоп, хлоп да хлоп! Бей в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! 3. Трататушки, трататушки!
(Кружатся на топающем шаге).
Начинаем повертушки! Тра-та, тра-та-та! Вот какая красота!
Музыкальная игра для детей среднего и старшего возраста «Снежок-колобок» М.Ю. Картушиной Дети и родители стоят в кругу и передают «снежок» по кругу, ритмично произнося текст. Тот, у кого на последние слова «снежок» оказался в руках, выходит с мамой в круг и танцует.
Здравствуй, здравствуй, наш снежок, Снежный, белый колобок! По дорожке он катился, А потом остановился. На дорожку выходи, Со снежком плясать иди!
Музыкальный руководитель: Ну и, конечно, замечательно развивает чувство ритма игра в оркестре, танец, любые музыкально-ритмические движения. Давайте возьмём инструменты и представим, что мы настоящие музыканты. Участники встречи берут предложенные инструменты и исполняют предложенную пьесу в оркестре.Оркестр (по выбору музыкального руководителя)

Музыкальный руководитель: А в заключение нашей встречи я предлагаю весело потанцевать. Коммуникативный танец по показу (по выбору музыкального руководителя)Музыкальный руководитель: Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Надеюсь, всем было интересно. С вами весело играли И нисколько не скучали, Но пришла пора сказать: «До свиданья! В добрый час!» Дети и родители выходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Использование ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Музыкальное занятие в старшей группы «Весенние мелодии и звуки» Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме «Осень»

Похожие статьи:

Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе

Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]