Рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста
Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух задач, взаимосвязанных между собой:
— Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни; — Сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому разработка методического обеспечения занятий с детьми является важной и ответственной задачей.
Многие методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков. Например:
-Сложной для детей – дошкольников задачей будет являться методика изображения предметов тонкими линиями, т.к. у них в силу возрастных особенностей не сформированы графические навыки и умения.
-Не ориентирована на дошкольный возраст также техника раскрашивания рисунка с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными.
Такие приемы затрудняют адекватное исполнение и восприятие рисунка. Я хочу представить вам опыт обучения рисованию методом тычка.
Преимущества метода тычка:
Предлагаемый метод: — позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; — дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира; — формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; — способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
При рисовании методом тычка используется гуашь, она должна быть густой, кисточка – жесткой, и самое главное сухой.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого – либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (голова, уши, хвост). Начав рисовать они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и пр.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.
Методические рекомендации по рисованию способом тычка.
1. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. 2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки. 3. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. 4. Должно быть не менее двух кисточек (одна жесткая). 5. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Перед занятием можно провести небольшое упражнение – разминку с кисточкой:
Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части). Вверх – вниз, вправо – влево (Выполнять движения кистью руки). Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. А потом по кругу ходит, Как ребята в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз… Все получится у нас! (Кисточку поставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Список литературы:
К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
Автор: Мехоношина Анастасия Григорьевна, воспитатель, МБДОУ № 385 «Сказка», г. Екатеринбург, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)
Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ — оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).
Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками
Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску — получается очень реалистичное изображение).
Рисование воздушным шариком
Рисование воздушным шариком
Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ — рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.
Печатание листьями
Рисование тычком
Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).
Рисование тычком
Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.
Рисование ладошками
Рисование ладошками
С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.
Рисование пипеткой
Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №41 «Солнышко » города Смоленска
в средней группе
Воспитатель: Степанова Е. В.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ : продолжать учить рисовать методом тычка; закреплять умение детей рисовать мелкие детали; воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
МАТЕРИАЛЫ: листы голубой или синей бумаги с нарисованными контурами зайчат, палочка — бычок из поролона, белая гуашь, фломастеры разных цветов, тушь и палочка, образец зайчонок, нарисованный методом тычка, игрушечный заяц.
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ : по подгруппам.
— Ребята, прихожу я сегодня на работу, включаю свет, а у час на ковре гость сидит. Но гость необычный. Это и не мальчик, и не девочка, и не тетя, и не дядя. Хотите узнать кто это?/Да/. А чтобы он показался, нам надо отгадать про него загадку:
Я на кролика похож, Те же уши, тот же хвост. Оба любим мы морковку, Оба прыгаем мы ловко. Н такой, как он трусишка, А зовут меня /Зайчишка/
— Правильно, ребята, это зайчик./Показываю игрушечного зайца/.
Здравствуйте, ребята! 3дравствуй, девочка — Как тебя зовут?/Поля/. Доброе утро, мальчик. А как тебя зовут?/Максим/. Заяц здоровается со всеми детьми, узнает как их имя-и вдруг начинает плакать;
— Что ты плачешь, зайчик?
— Вот ребята знают, как их зовут. А у меня нету имени. Мама меня просто сынок называла.
— Ну не расстраивайся, зайчик, наши ребята умные и мы сейчас поможем найти тебе имя. Какое тебе больше всех понравится, такое ты и выберешь./Дети дают имя зайчику и обосновывают свой ответ, почему он его так назвал: Попрыгунчик—ловко прыгает; Степашка—герой детской телепередачи; Пушок- пушистый, мягонький; Снежок-белый, как снег и др. Воспитатель:
— Ребята, а можно я тоже дам имя зайчику?/да/. Я бы назвала его Василек. Посмотрите, какие голубые глаза у зайчонка, как цветы василька.
Заяц выбирает наиболее понравившиеся ему имя:
— Можно я буду Снежком, как назвала меня Марина, мне очень понравилось это имя.
— Ну, хорошо, зайчик, теперь у тебя тоже есть имя — Снежок и больше не плачь. Ребята, посмотрите, какой Снежок беленький, пушистенький. Какой еще?/Тепленький, мягонький, чистенький/.
— Действительно, похож на снежок, но только снег на улице холодный, а наш снежок тепленький. Ребята, а мы не узнали самого главного, почему он к нам пришел в гости. Снежок, скажи, пожалуйста, почему ты оставил свой лес и пришел к нам в гости?
— Ох, ребята, а пришел я к вам не просто в гости, а за помощью. Мне мои друзья котята сказали, что вы умеете хорошо рисовать. А я хотел бы сделать своим друзьям зайчатам на Новый год подарки — нарисовать их портреты, а сам рисовать я не умею. Вот и пришел я к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, нарисовать портреты моих друзей.
— Но я хотел бы, чтобы на портретах мои друзей были такие же беленькие, пушистенькие, как я.
— Не волнуйся, Снежок, наши дети портреты твоих друзей нарисуют как ты хочешь. Садись сюда и сейчас ты все-все увидишь, какие наши ребята хорошие художники. А мы, ребята, давайте посмотрим на Снежка и скажем какие части тела у него есть /Голова, туловище, лапы, хвост, на голове- уши, глаза, нос, усы, рот, язычок/.А чтобы портреты получились такими как Снежок хочет, мы будет: рисовать их не кисточками, не карандашами, не фломастерами, а волшебными палочками — тычками, которыми мы с вами уже рисовали котят и они получались на рисунке пушистыми. Так же мы нарисуем и зайчат. Вот у меня нарисован портрет одного зайчика. Но нарисован он на синем фоне. А почему, как вы думаете? Правильно, потому что на белом фоне беленький зайчонок виден не будет. А сейчас давайте вспомним как правильно надо рисовать палочками—тычками. У меня уже нарисован контур одного зайчонка и сейчас я его закрашу, а вы внимательно смотрите. Я беру волшебную палочку вертикально тремя пальцами, как и карандаш, обмакиваю тычок в краску. Но краски белу немного, чтобы она, когда мы будем рисовать, не растекалась во все стороны. Если мы вдруг очень сильно обмакнули тычок и набрали много красок, то лишнюю краску убираем о краешек баночки. И затем придерживая левой рукой лист бумаги, чтобы он не двигала: во все стороны, правой рукой быстрыми движениями начинаем закрашивать зайчика в начале по контуру, а потом в середине./Все свои объяснения сопровождаю показом/.
— Вот какой беленький, пушистый у меня получился зайка. Но вы видите, что я не закрашивала нос, глаза, рот зайчика. Это мы сделаем цветными фломастерами, а коготки и усы дорисуем тушью, но у меня получился только один зайчик, а Снежку нужны портреты всех его друзей, а их очень много. И поэтому давайте приниматься за работу и начинаем рисовать. Вначале каждый возьмет тычок и без краски покажет мне как он будет закрашивать своего зайчика вначале по контуру, а потом в середине.
После этого предлагаю детям обмакнуть свои волшебные палочки в краску и начать рисовать. После того как дети закрасят зайчат, предлагаю им оставить их на время подсохнуть и провожу физкультминутку.
Воспитатель – «мама-зайчиха», дети – « зайчата». Произношу текст, дети выполняют названные в ней движении:
Весело запрыгали: прыг—прыг—прыг!
А потом захлопали: хлоп—хлоп—хлоп!
А затем затопали: тол-топ—топ!
Сели, посмотрели, ушами заиграли: мя-мя-мя.
Головкой покачали: ох—ох-ох!
А потом все весело в домик поскакали: скок—скок-скок!
После проведенной физкультминутки дети фломастерами и тушью дорисовывают глаза, нос, рот, усы зайчика.
В конце занятия Снежок рассматривает работы детей, благодарит их за помощь и дарит каждому ребенку бумажного зайчика.
Источник