Образовательный проект «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста».


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

НАПРАВЛЕНИЯ

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

ФУНКЦИИ

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит. »

Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения человека. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению «особого» ребенка и его родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника, а цель нашего проекта: способствовать эффективному взаимодействию воспитателя, педагога-психолога и семей для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме, стимулирования его речевой активности.

  1. Содействие регулированию психоэмоционального состояния детей.
  2. Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.
  3. Формирование у родителей основных понятий об особенностях адаптационного периода ребенка в социуме, о специфике стимулирования речевой активности у детей с ОВЗ.
  4. Вовлечение родителей в совместную с ребенком творческую деятельность.

Тип проекта: творческий, информационный.

Длительность/сроки реализации: три месяца.

— оптимизация психоэмоционального состояния детей;

— повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— становление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок».

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети, родители.

Продукт деятельности: сборник авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.

Этапы реализации проекта:

— Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы, журналов, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.

— Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, обсуждение проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.

— Озвучивание темы проекта, постановка целей и задач, выдача домашнего задания.

— Вовлечение детей в решение проблемы: «Чему нас учит сказка?» через игровые ситуации и дидактические игры способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

— Выпуск буклета для родителей по теме «Как сочиняют сказки?».

1. Воспитатель –психолог-дети.

— Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).

— Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).

— Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликации сюжетов и героев сказок.

— Постановка различных драматизаций и спектаклей с использованием разных видов театра и кукол.

2. Родители – дети.

— Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.

— Заучивание отрывков из сказок.

— Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

— Пополнение театральных уголков в группе.

3. Воспитатель -психолог– родитель.

— Консультации для родителей с рекомендациями психолога.

— Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

— Подготовка театрализованного развлечения для детей.

4. Воспитатель – родители – дети.

— Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Сказка».

— Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла».

— Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

III. «Заключительный»

— Театрализованное развлечение совместно с родителями.

— Оформление сборника авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.

— Подготовка интерактивной игры-презентации «В мире сказок».

— Фотовыставка «Я-люблю читать!».

Итоги реализации проекта.

1. Совместные занятия детей и родителей способствовали обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

2. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

ВИДЫ СКАЗОК

Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой. Информация представлена в форме таблицы.

Форма сказкиКраткая характеристика
ХудожественнаяЭто традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.
ДидактическаяСозданы педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов.
МедитативнаяПомогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.
ПсихотерапевтическаяПомогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
ПсихокоррекционнаяВ ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно.

Используемые в рамках такой терапии жанры отличаются многообразием, это не всегда сказки. Вот основные из них:

  • былины, мифы, легенды, саги – эти 4 жанра лучше всего подходят для работы с подростками;
  • басни (мораль сформулирована достаточно четко, можно использовать тексты не только Крылова, но и Эзопа, Лафонтена);
  • притчи (часто содержат важные жизненные уроки, посвящены какой-то конкретной проблеме и могут использоваться для ее проработки).

Иногда допустимо применение и современных жанров, например детективов, фантастики – главное, чтобы жанр соответствовал вкусу ребенка.

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:

  • лень;
  • неаккуратность;
  • обман;
  • агрессия;
  • нежелание ходить в садик.

В случае серьезных фобий или появления нового члена семьи лучше воспользоваться помощью профессионала.

Рассмотрим, как дома мама может использовать элементы терапии сказками для ребенка-дошкольника. Зачастую малышу мало просто послушать текст сказки. Важно, чтобы родители обсудили его с ним, помогли разобраться в тех уроках, которые дают сюжет и герои.

Размышляя с сыном или дочерью над каждой прочитанной сказкой, можно сформировать у них так называемый «банк жизненных ситуаций» – то есть того, как можно и нельзя поступать в различных случаях. Чем чаще подобные обсуждения будут происходить, тем быстрее ребенок получит необходимый жизненный опыт. Тем самым родители подготовят его к самостоятельной дальнейшей жизни, помогут сформировать систему ценностей.

Если ребенок просит маму рассказать одну и ту же сказку несколько раз, просьбу следует выполнить, поскольку она говорит о важности данного сюжета для крохи.

КАКИЕ СКАЗКИ ВЫБИРАТЬ?

Рассмотрим примеры сказок и требования к ним. Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:

  • бытовые («Курочка ряба», «Колобок», «Каша из топора»);
  • волшебные («Морозко», «Кот в сапогах»);
  • героические («Добрыня и Змей», «Илья Муромец»);
  • поучительные («Лиса и журавль», «Золотая рыбка»).

Это могут быть как устные народные, так и авторские произведения. Главное, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • Герои были понятны и интересны детям. Отличный вариант, если действующим лицом является ровесник. Следует учитывать и возрастную специфику: для 2-3 лет предпочтительны герои-животные, в 4 года следует вводить элемент волшебства, в 5 лет волшебные сказки уже становятся основными.
  • Персонажи должны четко подразделяться на положительных и отрицательных. В силу возраста детям пока трудно судить о том, что честный и добрый человек в определенных обстоятельствах не всегда поступает хорошо. Поэтому в отобранном материале все должно быть доступно и однозначно.
  • Сам текст следует выбирать интересный ребенку, близкий ему по тематике и увлечениям.
  • Тематика должна быть актуальной. Занятие проводится с определенной целью, для решения какой-то проблемы ребенка (агрессивность, застенчивость, фобии), материал надо подобрать таким образом, чтобы освещать эти аспекты.
  • Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, поскольку только так ребенок получит конкретный алгоритм действий.

При наличии фантазии мама может написать сказку самостоятельно, но можно использовать уже готовые произведения психологов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:

  1. Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.
  2. Знакомство с текстом. Желательно, чтобы мама рассказала сказку, если такой возможности нет – допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.
  3. Обсуждение. Беседа об услышанном, позволяющая понять урок текста, оценить поступки персонажей, выявить причинно-следственную связь «поступок-последствие».
  4. Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.
  5. Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном.
  6. Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».

Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ

Рассмотрим, как мама может посредством сказкотерапии решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.

ПроблемаСказка, направленная на ее решение
Капризы в еде, отказ от полезных продуктовСказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит.
Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистотеСказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным).
Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детейСказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым.
Малыш неуверен в себе, робок, считается физически слабымПоможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала.

Второй вариант работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.

Сказкотерапия является мягким методом психотерапии, позволяющим решить серьезные проблемы в щадящей форме. Она доступна для применения в домашних условиях. Основная сложность – верный выбор материала. К этому вопросу следует подойти ответственно, при желании сказку можно сочинить самостоятельно. Для детей этот метод подходит идеально, поскольку работа ведется на доступном для дошкольного возраста материале, что, тем не менее, не уменьшает эффективности.

Образовательный проект «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста».

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка». Образовательный проект «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста». В рамках повышения квалификации педагогов. Руководитель: педагог-психолог Колесникова Наталья Ивановна.

2 Постановка проблемы. Сказкотерапия означает — «лечение сказкой». Сказочные истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Сказочные истории складывались, для того чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Проблемой данного проекта является то, что способности ребенка к самоанализу и внятному объяснению своих чувств и поступков в силу возраста ограничены. Работа со сказкой позволяет успешно преодолевать это препятствие. Погружение в знакомый и понятный мир сказочных образов снимает напряженность в общении ребенка с педагогом, превращает терапию в увлекательную игру. Кроме того, эмоциональная реакция и повышенный интерес ребенка к тем или иным сказочным героям, сюжетам, конфликтам и ситуациям помогают в диагностике. Наконец, сказка может подсказать ребенку пути решения его трудностей.среди таких причин психологические травмы, страхи, гиперактивность, детская агрессивность, сниженная самооценка, расстройства поведения с физическими проявлениями, проблемы семейных отношений, потеря значимых людей или любимых животных. Цели проекта: Освоить ряд сказкотерапевтических технологий в работе со сказкой как средством коррекционно — развивающего взаимодействия. Определить значимость сказки в жизни ребенка, как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Задачи проекта: Усвоение основных категорий и понятий сказкотерапии. Формирование представления о сказкотерапии как методе психологической работы. Освоение методов сказкотерапии, направленных на установление: контактов и взаимоотношений клиентов в группе; позитивных взаимоотношений клиента с психологом; тесного терапевтического контакта психолога с родителями ребѐнка в различных формах. Освоение на практике применения сказкотерапии в индивидуальной и групповой работе. Определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации. Построение коррекционной работы с использованием метода сказкотерапии. 1. Подготовительный этап, включающий в себя теоретические основы сказкотерапии: Исторические корни сказки, ее роль в развитии человечества. Основные типы и виды сказкотерапии. Использования сказки как техники основного инструментария психолого-педагогической работы. 2. Этап включает практические основы сказкотерапии: Основные психологические механизмы воздействия сказок в работе с детьми младшего возраста.

3 Принципы подбора сказок для диагностики и коррекционной работы. Сказкотерапевтические методы как интегративное направление реабилитационной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. 3. Этап обобщающий аналитический, включающий: Реализацию практических навыков по использованию метода «сказкотерапия» в терапевтической практике. Анализ, обобщение результатов работы и организационной деятельности. Вид проекта: учебно-образовательный. Категория слушателей: воспитатели, логопеды, педагоги-психологи общеобразовательных дошкольных учреждений. Партнѐры: воспитатели, родители, музыкальный руководитель и дети дошкольного возраста. Продолжительность реализации проекта:2 года, общий объем 36 часов. Место реализации проекта: базовая площадка ДОУ 4 «Звездочка». Материально-технические ресурсы:группа, музыкальный зал;мультимедийная установка: экран, проектор;cd DVD — диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок;дополнительная и методическая литература, методические материалы;дидактический материал, наглядный материал;костюмы, декорации, атрибуты для театрализованных игр, ленты, платочки и др. Результаты обучения и способы их проверки. Теоретичес кий блок Результаты, прописанные через умения Методы учения, преподавания Оценивание 1. Освоение основных типов, видов метода Активный метод (анализ сказкотерапии. конкретных ситуаций, решение 2. Изучение особенностей применения проблемных задач, обучение по сказкотерапевтических методов и приемов в алгоритму). дошкольном детстве. Интерактивный метод 3. Получение знаний об основных аспектах (взаимодействие в беседе, диалог, организации психотерапевтического и групповая дискуссия). коррекционного процесса с использованием сказки в Словесный(рассказ, объяснение, работе с детьми младшего возраста. беседа, работа с книгой и 4. Приобретение умений и навыков отслеживания инструктивными материалами). Практическое самостоятельное задание для педагогов на тему «Ваша любимая сказка». Решение психологических сказочных задач. Работа в малых группах: Анализ сказки по методике «Шесть шляп».

4 диагностической оценки сказочного мотива. Практическ ий блок 1.Умение использовать сказочные сюжеты в воспитательном и терапевтическом процессе. 2. Умение выстраивать стратегии работы со сказочными мотивами и сюжетами, с опорой на проблематику ребенка и ресурсную составляющую сказки. 3. Умение планировать сказкотерапевтическое коррекционное занятие. 4.Подбирать методики для психокоррекционного занятия. Практические (метод упражнений, метод игры). Тренинги. Сказкотерапевтическая диагностика. Метод интегративного направления в сказкотерапии. Разработка алгоритмов сказкотерапии. Лабораторная работа разработка и защита сказкотерапевтического занятия для детей младшего возраста. Презентация авторских (медитативных, терапевтических, психокоррекционных) сказок. Учебно-тематический план. Раздел 1. Теоретические вопросы сказкотерапии в объеме 18 часов. 1. Введение в теорию сказкотерапии. 2. Классификация и преимущество сказок (медитативные, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки). 3. Приѐмы, методы и возможности работы со сказками. Раздел 2.Практическае основы сказкотерапии в объеме 18 часов. 1. Структура сказкотерапевтического занятия. 2. Принципы подбораи написания авторских сказок для диагностики и коррекционной работы. 3. Сказкотерапия как интегративное направление реабилитационной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

5 Раздел 1. Теоретические вопросы сказкотерапии Тема 1. Введение в теорию сказкотерапии Краткое содержание каждой темы. Понятие сказкотерапии. Цели и задачи метода сказкотерапии. Исторические этапы развития сказкотерапии. Особенности использования сказкотерапии. Смысловое значение сказок. Выявление роли сказкотерапии в воспитательном процессе детей. Показ занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием элементов сказкотерапии «Хаврошечка». Практическое упражнение для педагогов на тему «Моя любимая сказка» и «Моя ужасная сказка». Тема 2. Классификация и преимущество сказок. Классификация сказок Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, И.В.Вачкова.: художественные (авторские, народные) сказки, медитативные сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, диагностические сказки. Методы работы с диагностической сказкой. Этапы развития и функции сказок.. Особенности сказочных задач. Требования к составлению. Применение сказкотерапии в театрализованной деятельности с участием детей по сказке «Теремок». Работа в подгруппах «Решение сказочных задач». Тема 3. Приѐмы, методы и возможности работы со сказками Основные приѐмы работы со сказками и их особенности: анализ, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок, зарисовка сказочных историй, сочинение сказок. Психологический анализ сочиненной сказки. Использование арт-терапевтических техник в практике сказкотерапии. Правила организации сказкотерапии. Занятие с детьми с использованием арт-терапевтической техники. Игровой практикум.анализ сказки «Журавль и цапля» по методу «Шесть шляп» Эдуарда де Боно.

6 Раздел 2. Практические основы сказкотерапии в работе с детьми. Тема 4. Структура сказкотерапевтического занятия Индивидуальная и групповая работа со сказкой. Особенности плохого поведения ребенка. Этапы сказкотерапевтического занятия: вхождение в сказку, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, выход из сказки. Общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность, связь с реальностью. Показ сказкотерапевтического занятия: «О ежике, который хотел привлечь к себе внимание». Тренинг для педагогов по сказкотерапии. Тема 5. Принципы подбора и написания авторских сказок для диагностики и коррекционной работы. Структура сказок. Приѐмы, позволяющие начать сказку. Функции Проппа в сказке. Роль сказочного сюжета в жизни ребенка. Этапы развития сказочного сюжета. Написание сказки по алгоритму (медитативная, психокорекционная, психотерапевтическая, дидактическая). Методы и формы работы с авторской сказкой. Принципы и правила написания «адресной» сказки (ориентированной на основную проблему конкретного ребенка). Математическое занятие с детьми с использованием дидактической сказки. Практическое задание в подгруппах. Упражнение «Заверши сказку» с использованием сказочного зачина. Тема 6. Сказкотерапия как интегративное направление реабилитационной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Структура составления сказкотерапевтической программы для детей. Метод куклотерапии. Изготовление кукол помощников. Презентация авторских сказок.

7 Методическое обеспечение. Разделы Темы Форма проведения занятий Методы и приѐмы организации УП Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов Раздел 1. Теоретичес кие вопросы сказкотера пии Тема 1. Введение в теорию Комбинированное занятие (сочетание теоретического и практического). Показ занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием элементов Доклад, минилекция, беседа, прием: вопросответ, представление практического задания. Литература: Зинкевич Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: «Речь», 2006 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по сказкотерапии. — СПб., Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающаясказкотерапия для дошкольников. СПб., Методическая разработка: Для занятия с детьми: аудио материалы (записи звуков и видов природы, записи детских песен, классической и русской народной музыки) для открытого занятия с Беседа-обсуждение по занятию с детьми, подведение итогов. Практическое упражнение для педагогов на тему «Моя любимая сказка» и «Моя ужасная сказка». сказка». сказкотера пии. сказкотерапии «Хаврошечка».. Практическое задание для педагогов. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием элементов сказкотерапии «Хаврошечка» Тякина Н. Е., воспитатель детьми. Для педагогов: альбомный лист, цветные карандаши для практического задания с педагогами. Тема 2. Классифик ация и преимущес тво сказок. Семинар. Элементы сказкотерапии с импровизацией. Применение сказкотерапии в театрализованной деятельности с участием детей по сказке «Теремок». Работа в подгруппах. Рассказ, беседа, доклад, практическая работа, использование сказок для примера, элементы творческой работы. Литература: Зинкевич Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: «Речь», 2006 г. Обучающий мини курс для психологов. От основателя методики Грабенко Т.М Зинкевич Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., Методическая разработка: Применение сказкотерапии в театрализованной деятельности. Аудио материалы (записи звуков и видов природы, записи детских песен, классической и русской народной музыки). магнитофон, аудиокассеты, художественные иллюстрации по мотивам русских Устный опрос. Обсуждение занятия. Самостоятельная практическая работа в подгруппах: «Решение сказочных задач». Контрольная работа. Конспект занятия Филипьева И.Е. сказок. Маски и костюмы. Тема 3. Семинар. Словесный Литература: Компьютер с Беседы в форме

8 Приѐмы, методы и возможнос ти работы со сказками. Раздел 2. Практическ ие основы сказкотера пии в работе с детьми. Тема 4. Структура сказкотера певтическо го занятия Просмотр мультимедийного занятие с использованием игротерапии по курсу «Мы из сказки. Сказочное приключениеобучение» в старшей группе. Игровой практикум. Семинар-практикум. Сказкотерапевтическ ое занятие с детьми: «О ежике, который хотел привлечь к себе внимание». Тренинг для педагогов. (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация), игровой элемент; работа с текстом, элементы творческой работы. Рассказ, беседа, показ приемов игры и упражнений; работа с текстом, элементы творческой работы. Инструктивнопродуктивный метод (работа по схемам) Метод практикоориентированной деятельности (упражнение, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, Короткова Л.Д. Арттерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т., КудзиловДм. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб., Методическая разработка: занятие с использованием игротерапии. Составила педагог-психолог: Усманова Ю. Ф. Воспитатель: Репина Ю.В. Литература: Обучающий мини курс для психологов. От основателя методики Грабенко Т.М Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе: Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений поведения детей Пособие Центр гуманитарной литературы «РОН», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по сказкотерапии. — СПб., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Тренинг по сказкотерапии. — СПб., программой PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки, электрическая указка. Набор аквагримма, канат, нарисованные пчелы, нарисованный контур керамического горшка, раскраски с изображением сказочных героев, цветные карандаши. Раздаточный материал. Бумага, цветные карандаши.наглядн ые материалы, соответствующие тематике занятий; «вопрос ответ». Обсуждение занятия.игровые ситуации с использованием арттерапевтических техник. Практикум по методу Эдуарда де Боно «Шесть шляп». Анализ сказки по методике «Шесть шляп». Реферат. Опрос в ходе беседы. Обсуждение сказкотерапевтическ ого занятия с детьми. Анализ проведенного тренинга для педагогов.

9 Тема 5. Принципы подбора и написания авторских сказок для диагностик и и коррекцио нной работы. Тема 6. Сказкотера пия как интегратив ное направлени е реабилитац ионной и коррекцио Семинар практикум. Комбинированное занятие, игра. Математическое занятие с детьми с использованием дидактической сказки. Практическое задание в подгруппах. Семинар-практикум. Мастер-класс. Итоговое занятие. тренинг,) Методические разработки; Сказкотерапевтическое занятие с детьми М. Минаева, педагог-психолог, Москва Показ иллюстраций, рассказ, беседа, инструктаж, пояснения, работа с текстом, опрос в ходе беседы, практическая работа, игровой элемент; элементы творческой работы. Консультация. встреча с интересными людьми, мастерами. Мини-лекция. Рассказ, беседа, инструктаж, пояснения, показ приемов игры, игровой элемент, практическая работа. Проектные методы (разработка Литература: Зинкевич Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: «Речь», 2006 г. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. — СПб., Обучающий мини курс для психологов. От основателя методики Грабенко Т.М Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии Пособие СПб, Методические разработки: конспект занятия в подготовительной группе «Формирование элементарных математических представленийпорядковый счет» Составила: Марчук Ирина Ивановна Литература: Зинкевич Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: «Речь», 2006 г Сказкотерапия, или Как стать победителем. Ростов-на-Дону, Выготский Л.С. Психология Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ / Под ред. Н.А. Сакович. СПб., Для занятия с детьми: Картинки с изображением сказочных героев: колобок, ежик, заяц, мышка, волк, медведь, белка, лиса; числовой ряд; полоски цветной бумаги; листочки в клеточку; простые карандаши; карточки с таблицей «Буквы числа», примеры; ножницы; подносы; Для педагогов: карточки со сказочными зачинами. Нитки, материал, вата, пуговицы, ножницы, иголки для изготовления кукол. Опрос, анализ занятия с детьми. Упражнение для педагогов «Заверши сказку» с использованием сказочного зачина. Авторские сказки. Разработка сказкотерапевтическ ого занятия. Опрос, творческое выступление, самопрезентации. Проведение выставок кукол. Защита творческого проекта.

10 нной работы с детьми дошкольно го возраста. проектов и программ, создание авторской сказки. Гнездилов А.В. Авторскаясказкотерапия. Дым старинного камина Пособие СПб., Формирование общественного мнения. На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 4 «Звездочка» создана группа в составе 33 человек по дополнительному образованию программы повышения квалификации на муниципальном уровне «Сказкотерапия в работе с детьми младшего возраста». Педагоги-психологи, воспитатели, музыкальные руководители и учителя логопеды детских садов Шушенского района с большим удовольствием погрузились в деятельность, основанную на элементах сказкотерапии, для освоения приемов и методов, которые помогут им в дальнейшей работе с детьми дошкольного возраста. На муниципальном родительском университете 13 декабря 2013 года в Доме творчества «Юность», модуль 1 «Дошкольное образование: федеральный уровень, краевой, муниципальный», был проведен мастер-класс для слушателей. Дети, пришедшие со своими родителями, с удовольствием участвовали в этом занятии, учились делать рождественских кукол, участвовали в тренинге «Сказкотерапия». На международном образовательном портале Маам адрес сайта: размещена статья«сказкотерапия в работе с дошкольниками». Цель проекта достигнута, использование интерактивных форм и игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально окрашенной обстановке. Педагоги показали свой профессиональный уровень и применение на практике в работе с детьми и родителями элементов метода сказкотерапии.

11 Занятие по ознакомлению с художественной литературой с элементами сказкотерапии по сказке «Хаврошечка».

12 Мини-лекция по теме: Освоение основного метода и приемов сказкотерапии. Упражнение в группах: Смысловое значение сказок.

13 Практическое упражнение для педагогов на тему «Моя любимая сказка» и «Моя ужасная сказка». Драматизация: Проигрывание сюжета сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

14

15 Мастер класс на родительском университете в Доме творчества «Юность» Это занятие было организованно на работу с родителями образовательных учреждений поселка Шушенское.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]