Музыкальные уголки в детском саду: оформление по ФГОС. Музыкальные игры и музыкальные инструменты для детей

Многими психологами и современными педагогами отмечается влияние музыки на формирование ребенка в дошкольном возрасте. Танец, пение, а также игра на разнообразных музыкальных инструментах способствует активизации мыслительной деятельности, формированию чувства прекрасного в подрастающем поколении. Музыкальные уголки в детском саду способствуют решению задач, которые государство ставит перед дошкольными образовательными учреждениями.

Особенности создания

Для начала проанализируем возможность художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении. Музыкальные уголки в детском саду – это способ информирования детей и родителей о воздействии искусства на становление эмоциональных качеств малышей. Благодаря музыкальным занятиям осуществляется разностороннее развитие детей, происходит совершенствование навыков устной речи, повышается слуховое восприятие.

Благодаря овладению навыков ритма, ребятам проще будет изучать математические действия во время обучения в школе. В 1,5-3-летнем возрасте дошкольники получают навыки извлечения из несложных музыкальных инструментов звуков, осознанно используют термины «ри.

Педагог периодически обновляет музыкальные уголки в детском саду, размещая в них актуальную и полезную информацию.

Формы музыкальной работы в ДОУ

Среди них отметим интегрированные и типовые занятия. Музыкальный уголок в детском саду, оформление которого берет на себя сам музыкальный работник, способствует позитивному настрою малышей на занятие. Воспитатель только сопровождает малышей на занятие, осуществляет функцию организатора.

В музыкальный зал в детском саду ребята приходят вместе с ним. Ритмические и музыкальные игры, прослушивание песен и композиций включается и во время прогулок, экскурсий.

Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах

Свидинская Т.В. Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах // Совушка. 2022. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 18.01.2022).

Заказ № 89679

Когда дети свободны, они проявляют индивидуальные склонности: рисуют, лепят, поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок и оборудовать его пособиями.

В уголке должны находиться полка для музыкальных пособий и настольных дидактических игр. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду. Это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик «поет» выше, какой ниже.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание из струнной, духовой или ударной группы, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Рекомендации по оснащению музыкальных уголков.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики и шумовые инструменты – трещотки, шуршалки.

Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года) а также разные коробочки с наполнителями.

Старшей – румба, треугольник металлофон, а также шумовые инструменты.

Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и шумовые инструменты, которые могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2008.
  2. Арсеневская О.Н. Система — музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, 2011.
  3. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая группа. Волгоград, 2012.
  4. Бутенко Э.В. Музыкальные игры и развлечения. 2-3 года. М., 2011.
  5. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.
  6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
  8. Игрушки и пособия для детского сада / составитель Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. М.: Просвещение, 1982. 175 с.

Предметно-пространственная среда группы

Эту функцию выполняют музыкальные уголки в детском саду. Здесь малыши закрепляют материал, полученный в рамках занятия с музыкальным работником. В основе эстетического развития воспитатель использует групповые формы работы:

  • запоминание танцевальных движений;
  • разучивание новых детских песен;
  • знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов.

Музыкальные уголки в детском саду по ФГОС должны побуждать воспитанников детского сада к самостоятельному изучению простых музыкальных инструментов, демонстрации своих творческих способностей и возможностей путем сочинения мелодий, танцевальных движений, исполнения песен.

Ребятам нравится придумывать мелодии, исполнять их перед своими сверстниками. Для активизации такой работы, воспитатель старается проводить разнообразные музыкальные игры для детей.

Памятка для воспитателей на тему «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

Памятка для воспитателей на тему:

«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия.

Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей.

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка.

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

Оборудование музыкального уголка включает в себя:

• Игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создание игровых ситуаций при которых дети представляют себя музыкантами).

• Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:

— с хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.);

— с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

— с одним фиксированным звуком (дудки);

— шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.).

• Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей).

• Аудио, видео- диски и кассеты.

В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:

  • МЛАДШИЕ ГРУППЫ

— Ванька – встанька;

— музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.);

— музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

— шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

— не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

— атрибуты к музыкальным подвижным играм;

— флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости);

— ширма настольная с перчаточными игрушками;

— магнитофон и набор программных аудиозаписей;

— музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

  • СРЕДНЯЯ ГРУППА

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

-металлофон;

— шумовые инструменты для детского оркестра;

— книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню);

— фланелеграф или магнитная доска;

— музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

-атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

— музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

— ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);

— ширма настольная и набор игрушек;

— магнитофон и набор программных аудиозаписей.

  • СТАРШАЯ ГРУППА

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

— погремушки, бубны, барабаны, треугольники;

— музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

— иллюстрации по теме: «Времена года»;

— музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра);

— музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.;

— атрибуты к подвижным играм;

— рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям.

— настольная ширма и ширма по росту детей;.

— музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая;

— атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

— музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны;

— портреты композиторов;

— папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

— пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки;

— наглядные пособия: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты»;

— самодельные инструменты для шумового оркестра;

— музыкально-дидактические игры

Цели создания уголка музыки в ДОУ

Она заключается в привитии и совершенствовании индивидуальных способностей дошкольников, формирования навыков эмоционального отклика на музыкальные и песенные образы. Воспитатель воспитывает в своих подопечных культуру прослушивания музыки. Как назвать музыкальный уголок в детском саду, решает сам педагог. Желательно, чтобы название перекликалось с искусством. К примеру, можно оформить уголок «Веселые нотки», или создать «Песенную галерею».

Дети после прослушивания голосового либо инструментального исполнения ритмичных мелодий, пытаются передавать их смысл движениями или словами. Это способствует совершенствованию их коммуникативных навыков.

Музыкальные игры для детей направлены на формирование логического мышления и усидчивости. Например, в игре «Повтори за мной» малыши под музыку делают такие же движения, что и их воспитатель. Как только музыка прекращается, они должны сесть на стульчики, «спрятаться в свой домик».

Малыши с удовольствием вовлекаются во все музыкальные развлечения в детском саду, становятся их активными участниками.

Музыкально-информационный уголок в группах детского сада

Оформление ДОУ своими руками
Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск Описание работы:информация полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.Взаимодействие родителей,воспитателей и музыкальных руководителя дает хорошие результаты в музыкальном развитии дошкольников.Данный вариант работы с родителями через информационные папки имеет место в нашем детском саду. Цель: способствовать информированию родителей и воспитателей в вопросах музыкального развития детей Работаю музыкальным руководителем больше 10 лет. Когда только начинала свою деятельность, ко мне часто обращались мамы с просьбами переписать песенки, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях. Они делились положительными эмоциями от того, что дети рассказывают о чем или о ком пели на занятиях, как танцевали. Вот только помочь своим деткам вспомнить те или иные слова с любимых песен дома они могут, так как не знают их. По просьбам родителей я переписывала, ксерокопировала тексты песен… Воспитатели также просили тексты песен, чтобы повторять их с детьми, когда выпадает свободная минутка. В каждой группе была заведена тетрадь, куда я вписывала слова песен. Много времени уходило на это переписывание текстов… А потом мне пришла в голову идея сделать в каждой группе информационный уголок
по музыкальному воспитанию дошкольников. Так я придумала папку информации, которую назвала
«Музыкальный уголок». В одной части папки сделан карман, куда я выкладываю тексты песен, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях. Заинтересованные родители могут переписать песни сами, а воспитатели в любой момент могут взять с кармашка слова песен и повторить их с детьми.


Текстов песен накопилось много, так получилась целая картотека по сезонам (осень, зима, весна, лето…). Ежегодно, картотека пополняется благодаря новому песенному репертуару.


С другой стороны информационной папки в файл выкладываю полезную и интересную информацию. Благодаря интернету, сейчас такое изобилие разной интересной информации по музыкальному развитию детей, что я с удовольствием делюсь ею с родителями и воспитателями. Вот некоторые из информационных статей для родителей: «Возрастные особенности детей (2-3, 3-4, 4-5…) лет», «Праздники в семье», «Театр в домашних условиях», «Пойте детям перед сном», «История зимнего праздника»… и так далее.


Информацию стараюсь вмещать в один лист формата А 4, чтобы родители вечером, пока ждут в раздевалке своих детей, успели прочесть ее. Эстетически оформленная информация (рисунки, цветовые выделители) привлекает внимание родителей, поэтому уделяю этому внимание. Все статьи собираю в папки. Статей накопилось много, поэтому разделяю их по темам. Например: «Театр дома», «Музыкальная терапия», «Праздники и развлечения в семье», «О роли музыки» и т.д. Информацию меняю ежемесячно, а то и 2 -3 раза в месяц, что зависит от задач и целей работы дошкольного учреждения. Как показывает опыт, такие «Музыкальные уголки» являются большими помощниками в работе музыкального руководителя. Заинтересованность воспитателей, а тем более родителей, сказывается на уровне усвоения детьми репертуара, а также на музыкальном развитии дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Мой любимый Кубанский детский сад Уголок театральной деятельности у детей первой младшей группы Уголок дежурств в детском саду


Мастер класс. Колодец из шпагата

Похожие статьи:

Панно своими руками для оформления уголка природы в детском саду

Аэродизайн. Мастер-класс

Оформление группы и приемной в детском саду своими руками.

Панно Осень своими руками

Стихотворное оформление группы детского сада

Интересные факты

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что дети, которые с раннего возраста знакомятся с музыкой, имеют более высокий интеллектуальный уровень, демонстрируют прекрасное логическое мышление.

Музыкальные игры в детском саду организуются не только в рамках занятий, но и при организации праздничных утренников. Мамы и папы с огромным удовольствием слушают песни в исполнении своих малышей, наблюдают за их ритмичными движениями, восхищаются игрой на простейших музыкальных инструментах.

Какие музыкальные инструменты для детей используют педагоги? В первую очередь, это ложки, игра на которых способствует формированию чувства ритма.

Задачи музыкального уголка

Они определяются тематическим и календарным планированием, составляемым воспитателем. Работа уголка согласовывается с музыкальным работником. Вместе учителя выбирают произведения, которые ребята будут прослушивать на занятиях. Музыкальные игры в детском саду также подбираются и воспитателем, и преподавателем музыки. В основном они выбираются для конкретных праздников и творческих утренников. К примеру, игра «Собери маме букет» проводится во время праздничного концерта, посвященного празднования в детском дошкольном учреждении 8 Марта. Под музыку дети «собирают цветочки», демонтируя своим родителям танцевальные ритмичные движения.

Музыкальные инструменты для детей часто становятся средством воспитания эстетической культуры, способом знакомства с культурным наследием своего народа.

В музыкальном уголке педагог может размещать дополнительную информацию, благодаря которой дети и их родители узнают об истории появления инструментов.

Учет возрастных особенностей дошкольников

При оформлении музыкального уголка, воспитатель руководствуется не только рекомендациями образовательных стандартов нового поколения, но и возрастными и индивидуальными особенностями своих воспитанников. К примеру, малышам 2-3-летнего возраста будут интересны картинки, которые связаны с музыкой: необычные нотки, красочные музыкальные инструменты. Особенность музыкального развития детей этого младшего дошкольного возраста предполагают формирование элементарных понятий о темпе, ритме, мелодии, звучании и наименовании музыкальных инструментов.

Воспитатель развивает у своих подопечных голосовые данные, внимательность в исполнении и прослушивании материала.

В рамках музыкальных занятий осуществляется формирование чувства ответственности за совершаемые поступки, устойчивой мотивации к работе в коллективе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Реализация ФГОС в условиях детского сада Рекомендация для педагогов дошкольных учреждений

«Создание творческой музыкальной зоны в свете выполнения требований ФГОС»

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ: Статья 48. Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ​ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ:

2.6 Содержание программы:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Рекомендации:

Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.

С чего начать создание такой творческой зоны?

I Изучить рекомендацию для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.

II Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование

по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:

2.1. Слушание :

-Приобрести портреты известных русских, зарубежных ( в том числе современных композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, Д.Кабалевский, А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Бах, Красев); -Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения) -Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве . -Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

2.2.Игра на детских музыкальных инструментах:

-Бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) — это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка); — Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы — неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка); -Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон; -Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки) Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию; -Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.

2.3 Пение и подпевание:

-Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях; — Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.

2.4 Дидактические игры:

-«Солнышко или дождик» (на различение характера музыки -«Тихо-громко» (на различение динамики) -«Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха) -«Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)

III Оформить папку с теоретическим материалом :

3.1Консультации для воспитателей: 3.2Консультации для родителей: 3.3 Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.

При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко — в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах — на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным. Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон. Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров: 1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью. С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках. 2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. 3. Настольный театр (русские народные сказки) Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.

Следующая >

Работа в средней группе

С детьми 4-5-летнего возраста музыкальный работник не просто разучивает песни, танцевальные движениями, но и обучает детей игре на простейших музыкальных инструментах, вовлекает их в игровую деятельность.

Например, в рамках занятия, направленного на изучение струнных, духовых, ударных инструментов, дошкольникам предлагается попробовать себя в роли исполнителей определенных ритмичных композиций. В ходе игры воспитатель сначала озвучивает какой-то ритм, затем его пытаются по очереди повторять малыши. Такая методика способствует раннему выявлению музыкальных и талантливых детей, их последующему развитию. Педагог побуждает малышей к импровизации в разнообразных видах музыкальной деятельности: танцевальной композиции, мелодии, напева.

Компоненты работы

В словарный запас дошкольников 5-6-летнего возраста включаются следующие музыкальные термины: форте, минор, пиано, мажор, стаккато, легато. Именно в этот период происходит расширение представлений детей о музыкальной культуре различных народов мира. В музыкальном уголке малыши активно участвуют в инструментальной работе. Например, они разучивают мелодию, и даже пытаются исполнять ее оркестром. Для того чтобы повысить образовательный и воспитательный эффект от подобной деятельности, ребята под руководством своего «дирижера» выступают перед папами и мамами. Безусловно, вовлечение детей дошкольного возраста в совместную работу — это важный аспект формирования у них активной гражданской позиции, следовательно, полное выполнение государственного заказа. Малыши, которые с раннего детства приобретают навыки коллективной работы, ощущают ответственность за свои поступки, что упрощает установление взаимоотношений с другими людьми.

Современные тенденции

Материальную базу музыкального уголка в детском саду пополняют ежегодно. Например, подбираются музыкальные игрушки для самых маленьких детей, для старших дошкольников покупают настоящие музыкальные инструменты.

В последние годы во многих детских садах появились группы для детей 1-1,5 лет. В музыкальном уголке такой группы могут быть разнообразные игрушки: погремушки, неваляшки, молоточки, гармошки, свистульки. Некоторые предметы, которые потом помещаются в «уголок музыки» изготавливаются на занятиях ребятами из старших групп ДОУ.

Привлекает педагог к такому продуктивному творчеству и родителей своих воспитанников. К примеру, коробка от шоколадного сюрприза, наполненная крупой, станет отличной погремушкой, займет достойное место в «оркестре». К такой конструкции нужно лишь прикрепить палочки, и можно получить необычную погремушку для малыша 1,5-2-летнего возраста.

По аналогичной технологии создаются маракасы, для которых потребуются пластиковые контейнеры из-под питьевого йогурта.

Аналог бубна можно изготовить из бутылочных пробок, нанизав их на толстую проволоку. Основой для барабана является широкая банка из-под майонеза. Вооружившись творческой фантазией и бросовыми материалами, можно оригинально оформить музыкальной уголок в детском саду.

Помимо таких самобытных вариантов, в любом музыкальном уголке используются и бутафорские инструменты. Например, их можно нарисовать на плотном картоне либо создать из папье-маше. Безусловно, они не способны извлекать музыкальные звуки, но отлично передают внешние характеристики арфы, рояля, аккордеона, подходят для игровой формы работы. Инструменты бутафорского вида выполняют образовательную задачу, с их помощью у дошкольников формируются представления о подлинных музыкальных инструментах, их предназначении.

Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок»

В музыкальных уголках должны находиться:

  • Нео звучные музыкальные инструменты;
  • О звучные музыкальные инструменты;
  • Музыкальные игрушки;
  • Самодельные музыкальные инструменты;
  • Музыкально – дидактические игры;
  • Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Обновляется уголок 1-2 раза в квартал!

  • вносить новые музыкально – дидактические игры,
  • новое оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста), для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных), т.е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Ответьте на вопросы:

  1. Какова основная цель музыкального уголка:
  1. учить музыкальной грамотности
  2. развивать творческие способности
  3. воспитывать эстетический вкус
  4. укреплять физическое и психическое развитие ребёнка?
  1. Музыкальный уголок на какие уровни делится и почему?
  2. Сколько раз обновляются пособия и материал в год?
  3. Что требуют современные тенденции?

Музыкальные уголки в группах.

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:

  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет

(старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др.
  • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
  • музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ри, «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков »

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,

на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя

мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы

построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на

спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения

танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не

пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,

петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не

включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое

восприятие и сосредоточенность

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

нитофон, аудиоматериалы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]